На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: сентябрь-декабрь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Николаева С.В.
Заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

Списки воинских поминаний

Предыдущая Следующая

 

С.В. Николаева,
заместитель генерального директора по научной работе
Сергиево-Посадского государственного
историко-художественного музея-заповедника

 

Синодики, по определению являясь очень специфическими памятниками средневековой письменности, имеющими узко конкретное назначение — запись имен для поминаний, сохранили более широкую информацию о персоналиях и исторических событиях. Порой эта информация уникальна и доносит до нас сведения из несохранившихся источников. К таким сведениям относятся списки воинов и жертв военных действий и бедствий. Источники по личному составу средневекового русского войска немногочисленны, это повышает ценность данных, содержащихся в синодиках.

Списки воинских поминаний обнаруживаются в синодиках монастырей и соборов как столичных, так и отдаленных (Московских Успенского и Архангельского соборов, Троице-Сергиева, Успенского, Зилантова, Казанского, Вознесенского, Печерского Нижегородского, Соловецкого монастырей). На эти сведения обратил внимание уже в XVIII веке Н.И. Новиков, опубликовавший синодик Успенского собора, а позднее Е.В. Петухов, Н.Н. Голицын, И.А. Бычков, Ю.В. Рыков. М.Е. Бычкова опубликовала и проанализировала рукопись XVII века, известную под условным названием «Синодик по убиенным во брани», наиболее полно сохранившую текст протографа многих синодичных воинских поминаний.

Появление текста этого источника М.Е. Бычкова связывает с соборным решением 1548 года. Речь идет об установлении, начиная с 21 июня 1548 года, регулярных панихид по всем «православным християном от иноплеменных на бранех и на всех побоищах избиенных» в Успенском соборе и во всех московских церквях. Очевидно, что это распоряжение исполнялось и за пределами столицы, о чем свидетельствуют синодики Троице-Сергиева монастыря. Списки поминаний погибших и умерших в период военных действий содержатся в нескольких Троицких поминальных книгах. На этот факт обращали внимание исследователи, начиная с XIX века (иеромонах Арсений, Е.Е. Голубинский, СБ. Веселовский, Л.М. Спирина. И.О. Тюменцеву удалось идентифицировать многие имена погибших во время осады Троицкого монастыря в начале XVII века), однако состав и происхождение этих списков пока не анализировались.

Такие поминания содержатся в Троицких синодиках, хранящихся в ОР РГБ под номерами 25 (1574/75 гг.), 42 (80-90-е годы XVI века), 814 (1660 г.), 817 (1653 — 1669 гг.), 818 (30-е годы XVII века), в Кормовой книге 1674 года и синодике 1679/80 гг., находящихся в фондах СПМЗ (далее для краткости будем называть синодики по номерам хранения). Из них относятся друг к другу как протограф к списку синодики 25 и музейный 1679/80 гг., 42 и 817, 814 и Кормовая книга. В этих источниках нашли отражение следующие события: Куликовская битва (1380 год), Суздальское побоище (1445 год), взятие Казани (1551 год), нашествие на Москву хана Девлет Гирея (1571 год), осада Великих Лук (1580 год), Ливонская война, военные действия в период Смутного времени (1605 — 1615 гг.), осада Троице-Сергиева монастыря (1608 — 1610 гг.), война с Польшей: бои в Дорогобуже (1634 — 1635 гг.), под Псковом (1650 год), в Смоленске (1654 год). Ни одно из них не отмечено во всех рукописях, в синодиках 25 и 818 упоминаются по пяти из перечисленных событий, в остальных — по два. Имена, связанные с Куликовской битвой, пока обнаружены только в синодике 818, с осадой Троицкого монастыря — только в синодиках 25 и 818, со сражениями за Казань, Великие Луки и Смоленск — только в синодике 25 (не считая его списка — Синодика 1б79/80 гг.), погибших от Литвы — только в синодике 42 (не считая его списка — Синодика 817).

Списки, относящиеся к одним и тем же событиям, содержащиеся в разных источниках, в основном идентичны, хотя имеют и некоторые, иногда существенные, расхождения. Например, поминания убитых под Псковом в Синодиках 25 и 818 записаны с фамилиями, в Синодике 814 и Кормовой книге 1674 года — только по именам.

В настоящее время мы можем лишь поставить вопрос об источниках и причинах появления списков воинских поминаний в Троицких синодиках. В Синодике 25 они, очевидно, восходят к указанному выше «Синодику по убиенных во брани», однако не являются полностью идентичным его списком. Например, поминание убитых при взятии Казани в известном синодике Успенского собора (ГИМ, Синодальное собрание № 667) полностью повторяет «Синодик по убиенных во брани», вплоть до структуры текста. То же поминание Троицкого Синодика имеет ряд перестановок, содержание его явно адаптировано.

Помянники погибших в Куликовской битве и Суздальском побоище наиболее полно представлены в синодике Успенского собора, имевшем значение «государственного», одной из целей создания которого было «поминание и прославление пострадавших в борьбе за веру, Церковь и отечество» (С.Б. Веселовский). Список героев Мамаева побоища в Троицком синодике 818 идентичен поминанию в Успенском синодике, но включает еще несколько имен, что придает ему дополнительную ценность и относит к какому-то иному протографу. Еще больше разнятся в указанных синодиках списки погибших под Суздалем, совпадения прослеживаются лишь по некоторым именам.

Только в Троицких синодиках сохранились поминания, связанные с осадой Троице-Сергиева монастыря в 1608 — 1610 гг. войском Яна Сапеги. В настоящее время не обнаружены источники и аналоги помянника погибших и умерших во время защиты крепости, включенного в синодик 818, этот список существенно дополняется поминаниями, обнаруженными нами в синодике 25, ранее не рассматривавшимися исследователями. Они не имеют заголовка, но, несомненно, относятся к периоду осады. Особую ценность этим поминаниям придают надстрочные уточнения (фамилии, прозвища, статус). В отличие от списка в синодике 818, в них включены женские имена и большое число светских лиц. Сведения синодиков 25 и 818 являются уникальным источником для изучения легендарной обороны Троицкой крепости, 400 лет с начала которой исполнилось в 2008 году.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Претерпевший до конца - спасется
Хроника
Н.В. Маслов: «Тогда наше государство будет крепнуть и духовно возрастать»
Архиепископ Верейский Евгений: «Показать красоту Православия»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Светочи Божественной истины
Архимандрит Филипп (Стецюренко): Он брал на себя немощи других
О.В. Шангина: «Господь дал нам столько!»
Архимандрит Макарий (Веретенников): Шестнадцать героических месяцев
О.А. Шватченко: Северный форпост Московского царства
С.В. Николаева: Списки воинских поминаний
О.И. Зарицкая: Осада Троице-Сергиевой Лавры в литографиях
С. В. Алексеева: Незабытое прошлое
А.Н. Панин: «Хочешь быть здоровою и прозреть?»
Схиигумен Савва (Остапенко): Псково-Печерский монастырь
Известно ли вам?
Обращение к слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.
стр. 52
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011