На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: сентябрь-декабрь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Панин А.Н.
Заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Умозрение в красках

«Хочешь быть здоровою и прозреть?»

Предыдущая Следующая

(Окончание. Начало см. «Русский инок», май-июнь - июль-август 2009 г.)

 

Из дневниковых записей становится ясно, что братия обители пытались духовно осмыслить факт обретения чудотворной иконы, которое произошло в 1829 году, когда многие на Руси отошли от спасительного пути и впали в заблуждения. «В первой четверти XIX века в Россию из Западной Европы проник еретический мистицизм, который распространился в придворных кругах и среди дворянства», — пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов). Явление иконы, отображающей предание Спасителя в руки врагов Христовых, в обители, которая отличалась строгостью монашеской жизни, указывало, каким путем следует идти христианину в стоянии за истину веры.

В документе под названием «Взгляд на Николаевскую Берлюковскую пустынь» говорится: «Безмолвная тишина уединенного места невольно вливает в сердце чувство благоговения, располагает душу к молитве и горестной думе о предании Спасителя неверным учеником в руки законопреступников — о предании, которое через много протекших веков вновь здесь повторено для нас в чудотворном образе Спасителя нашего»

Монахи подробным образом записывали все случаи исцелений по молитвам у чудотворного образа. В обитель приезжали благодарные люди, исцелившиеся от недугов. Каждый старался внести свою лепту в украшение чудотворного образа. В ноябре 1829 года на средства московского купца Кондрашова была изготовлена серебряная риза для иконы Спасителя. В 1863 году, как свидетельствует архивный документ, на чудотворную икону Христа Спасителя был «возложен хитон червенного золота» — жертва московского купца Ивана Степановича Кулаева.

Приведу сохранившиеся описания нескольких случаев чудесной помощи по молитвам у иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Все они произошли в течение одного года, вслед за исцелением Татьяны Ивановны Кузнецовой. Об этих исцелениях по распоряжению митрополита Московского Филарета было произведено обстоятельное дознание тремя разными благочинными по месту жительства исцеленных, и многие свидетели подтвердили их рассказы:

«1. 1829 года Ноября 26 дня Московской округи сельца Владычена крестьянская вдова Авдотья Тихонова показала, что она была больна как головою, так и глазами, хотя и видела свет, но мало. От чего лечилась в Мариинской больнице, и припускала пиявок, однако облегчения от болезни не получила. 29 июня ходила из села с крестьянскими женами в Берлюковскую пустынь для богомолья, в которой отслужила молебен чудотворному образу Спасителя с водоосвящением и святою водою умыла глаза и лицо. После сего в то же самое время почувствовала облегчение в голове и глазами стала видеть по-прежнему и ныне также боли в голове и глазах не чувствует и видит, как должно. Что и показала, по долгу христианскому, самую сущую правду.

Ближайшие родственники, крестьяне: Косма Васильев, Василий Васильев, Иван Васильев, Петр Прокофьев и жена его Татьяна Семенова спрашиваны и показали, что означенная Тихонова прежде сего подлинно была больна головою и глазами, а как она пришла из Берлюковской пустыни, то мы ее увидели здоровою, и глазами стала видеть по-прежнему, также и ныне видит хорошо.

Крестьянские жены Анна Иванова, Анна Федорова и девица Авдотья Трифонова спрашиваны и показали, что они прошедшего 1 июня сего 1829 года ходили для богомолья в Берлюковскую пустынь. И с ними была той же деревни крестьянская вдова Авдотья Тихонова, которая была больна глазами, и, там бывши, отпели молебен с водоосвящением, и оною святою водою все умылись. После чего означенная больная Авдотья Тихонова почувствовала облегчение от болезни и глазами стала видеть чище.

2. Деревни Чижовой крестьянин Харитон Егоров и жена его Ксения Васильева спрашиваны и показали, что сын их Стефан 5-летний не ходил, по обещанию же их, носили они его на руках в Берлюковскую пустынь сего 1829 года, спустя неделю по Вознесении Христовом, отслужили там молебен иконе Спасителя с водоосвящением; после чего на третий же день их сын Стефан начал ходить очень свободно.

Крестьяне: Ефим Иванов, Кирилл Трифонов, Яков Абрамов, Ефим Прокопиев, Павел Петров, Стефан Григорьев, Стефан Яковлев, Федор Давыдов спрашиваны о поведении означенной деревни крестьянина Харитона Егорова. И порознь единогласно показали, что он, Егоров, человек честный и поведения очень хорошего, от роду ему 30 лет, в семействе имеет пятилетнего сына Стефана, который действительно не ходил ногами до 1829 года, месяца июня, по отнесении же оного родителями его в Берлюковскую пустынь, на третий день начал ходить свободно.

Успенской, что на Аристовом погосте, церкви священник Иоанн Георгиев, Гребневский священник Иоанн Иоаннов из той же церкви диакон Николай Васильев свидетельствовали деревни Чижова пятилетнего младенца Стефана Харитонова, который действительно ходит очень исправно. Приметили и то, что он до сего времени ходить не мог, потому что его ноги не соответствуют возрасту — они синеваты, сухи, и по удостоверению родителей его, они до его хождения были еще в худшем положении.

3. Вотчины полковницы Прасковьи Николаевны Давыдовой крестьянин Егор Филиппов, жена его Евдокия Родионова, сноха его Прасковья Логинова и дочь их Анна спрашиваемы были. Показали единогласно, что их дочь Анна с малолетства была одержима глазною болезнью так, что сама по себе не могла ходить, наконец, в прошедшую весну левый глаз совершенно был закрыт, чувствовала в глазах резь, текли слезы. По обещанию родителей и самой девицы Анны отведена была родственниками в Берлюковскую пустынь, спустя неделю после Троицина дня отслужила чудотворному образу с водоосвящением молебен, потом в тот же день совершенно от болезни получила исцеление и ныне, благодарение Всевышнему, видит как следует.

Вотчины полковницы Прасковьи Николаевны Давыдовой сельца Мишнева староста Андрей Федотов спрашиван. Показал, что крестьянин Егор Филиппов человек честный, в семействе своем имеет дочь Анну 11-ти лет, которая, как помнится, лет с пяти до сего времени едва могла смотреть глазами, так, что и ходила только ощупью по стенке или кем-нибудь будучи провожаема. Но в нынешнее лето от болезни глазной совершенно освободилась и ныне видит все и может свободно шить.

То же самое показали крестъяне: Петр Герасимов, Илья Ильин, Лаврентий Михайлов, Илья Михайлов и Василий Федоров.

4. Жена Марфа Яковлева, от роду 50 лет, проживающая с января месяца 1828 года в деревне Мизинове, объявила, что она Московской губернии Дмитровского уезда деревни Матвеевой крестьянина Савелия Кондратьева жена, лишившись мужа, не имея детей и родных, проживала в разных местах и уже 17 лет была действительно беснующеюся; сего же 1829 года в июле месяце, ходя в Берлюковскую пустынь, неоднократно служила молебны с водоосвящением чудотворной иконе Спасителя; после чего вскоре стала здорова и теперь благодаря Всевышнему чувствует себя свободною от болезни.

Вотчины подполковника Михаила Петровича Свечина деревни Мизинова старшина Иван Иванов Пильной спрашиван и показал, что жена Марфа Яковлева не их деревенская и не знают, откуда, только знают, что у ней есть паспорт, пришла сюда жить около двух лет, в прошедший год была очень нездорова частыми припадками, в поведении ее дурного ничего не замечено, и сего 1829 года в июле месяце ходила в Берлюковскую пустынь молиться, от чего получила исцеление, и теперь, как видится, она совершенно здорова.

То же самое единогласно показали спрошенные порознь крестьяне: Иван Иванов, у коего она проживает, Андрей Иванов Рычагов и Московский мещанин, проживающий в оной деревне Максим Алексеев Месилов».

Сохранились до наших дней воспоминания многих людей о благодатных путешествиях иконы по уезду. В 1912, 1914 и 1916 годах по Богородскому уезду прошли огромные крестные ходы с иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Вот как описывает один из таких крестных ходов житель города Богородска Федор Куприянов:

«Осенью, недели за две до Покрова, в город Богородск приносили чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудою» из Берлюковской пустыни. Икону встречали торжественно. На дворе было сыро, слякоть. Но все, и даже мы, малыши, пошли за мост встречать Спасителя. Было часа три дня. На дамбе, по которой несли икону, грязь была жидкая на четверть, и меня поразило, что множество народу шло по ней, как посуху. Мы далеко не ходили, а примостились на сухом бугорке. Из Богоявленского собора вышли встречать священники в сопровождении хоругвей. Икону Спасителя несли на специальных носилках восемь человек. Образ возвышался над толпой, сверкал ризой и каменьями и как бы возвышался над темным людским морем. Такого образа, как Берлюковский Спаситель, я больше нигде не встречал: в середине идет Спаситель, по бокам два воина, и на ходу Его целует Иуда. Образ оставался в городе на несколько дней. Его носили по домам служить молебны»

Перед чудотворным образом Спасителя, совершая паломничество в Берлюковскую пустынь вместе с мамой Пелагеей Афанасьевной, молился уроженец города Богородска Сергей Михайлович Извеков, в будущем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В память о посещении Берлюковской пустыни остались стихи, написанные Святейшим. Эти драгоценные строки выражают порыв души паломника и молитвенника:

 

В воскресенье десятое здесь торжество,

Богомольцы идут отовсюду.

В день престольный навстречу Само Божество

Устремляется к верному люду.

Помню, в летнем соборе на левом столбе

Стоял образ святой чудотворный.

В этот день и конца не увидишь толпе,

Что подходит с мольбой благотворной.

В этот день я стоял среди пестрой толпы

Каждый год, посещая обитель,

Звуки шепота слушал народной молвы

С обращеньем, чтоб слышал Спаситель.

И теперь я молюсь, чтоб Господь не лишил

Меня вечных обителей рая

И, простивши меня, взять к Себе поспешил,

На грехи и порок не взирая.

 

Много позднее, при назначении на должность наместника Псково-Печерского монастыря, иеромонах Пимен (Извеков) принял от неизвестных лиц удивительный подарок, в котором проявилось Божие благословение. Вот как писал об этом эпизоде епископ Сергий (Соколов): «Весть о новом назначении застала его врасплохон тяжело переживал предстоящие перемены в своей жизни. Но вот в один из этих дней ему передали в дар от неизвестных лиц редкую икону. Каково же было его удивление, когда он увидел перед собой образ «Лобзание Иуды». «Я воспринял это событие как посылаемое мне Божие благословение, — рассказывал Святейший. — Все мои сомнения и опасения исчезли».

С наступлением эпохи гонений на Русскую Православную Церковь настоятель монастыря игумен Петр (Орлов) организовал несколько грандиозных по своей протяженности и масштабности крестных ходов с иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудою».

21 марта 1919 года исполком Богородского совета рабочих и крестьянских депутатов принял постановление: «Передать Берлюковскую пустынь со всем инвентарем и с 12 десятинами земли в распоряжение отдела социального обеспечения для устройства детской колонии». Но с созданием детской колонии у властей ничего не получилось, и вскоре в обители разместился инвалидный дом «красных воинов». Пока шел процесс выселения монахов, игумен Петр (Орлов) благословил проведение еще одного крестного хода с чудотворной иконой.

25 апреля 1922 года в Николаевской Берлюковской пустыни состоялось изъятие церковных ценностей из всех монастырских храмов. Этим днем датировано последнее документальное упоминание о чудотворной иконе «Лобзание Иисуса Христа Иудою». С чудотворного образа была снята и увезена в Гохран серебряная вызолоченная риза. Представители власти изъяли и многие другие монастырские святыни.

Сегодня чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою» сокрыта от нас, как и некогда. Но Берлюковская пустынь возрождается. Возрождается и старинная православная традиция паломничества. Растет интерес русского народа к своим святыням. Посещение святых мест позволяет нам соприкоснуться с живой историей, узнать и усвоить традиции, которые были основанием славы и могущества нашей великой Руси.

 

А.Н. Панин,
заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»,
директор церковно-исторического монастырского музея

 


Источник:      Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Претерпевший до конца - спасется
Хроника
Н.В. Маслов: «Тогда наше государство будет крепнуть и духовно возрастать»
Архиепископ Верейский Евгений: «Показать красоту Православия»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Светочи Божественной истины
Архимандрит Филипп (Стецюренко): Он брал на себя немощи других
О.В. Шангина: «Господь дал нам столько!»
Архимандрит Макарий (Веретенников): Шестнадцать героических месяцев
О.А. Шватченко: Северный форпост Московского царства
С.В. Николаева: Списки воинских поминаний
О.И. Зарицкая: Осада Троице-Сергиевой Лавры в литографиях
С. В. Алексеева: Незабытое прошлое
А.Н. Панин: «Хочешь быть здоровою и прозреть?»
Схиигумен Савва (Остапенко): Псково-Печерский монастырь
Известно ли вам?
Обращение к слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.
стр. 70
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011