На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: сентябрь-декабрь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Макарий (Веретенников) /Архимандрит, профессор, заведующий регентской школой при МДА
Макарий (Веретенников)
Архимандрит
профессор, заведующий регентской школой при МДА

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

Шестнадцать героических месяцев

Предыдущая Следующая

К 400-летию обороны Троице-Сергиевой Лавры(1608 — 1610)

 

Четыре столетия назад защитники Троице-Сергиевой Лавры приняли на себя удар противника, который намного превосходил оборонявшихся по численности и вооружениям. Воины, защищавшие монастырь, и насельники обители стояли насмерть, спасая от поругания всероссийскую святыню. В схватке с врагом они получали молитвенную помощь святого основателя Троицкой обители — Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, — и других угодников Божиих. Оборона Троице-Сергиевой Лавры сыграла огромную роль в сохранении и укреплении российской государственности. О событиях того времени рассказывает подборка материалов, подготовленная с участием Троице-Сергиева монастыря и Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

 

Архимандрит Макарий (Веретенников),

заведующий регентской школой Московской Духовной Академии,

профессор МДА, магистр богословия

 

 

Осада Троице-Сергиевой Лавры (так называемое Троицкое сидение) происходила в те дни, когда практически рушилась вся наша государственность, когда самозванцы вместе с интервентами, которые пришли к нам с Запада, и внутренними изменниками разоряли Русскую державу. В период всеобщей разрухи, обилия различных самозванцев (их было больше, чем только Лжедмитрий I и Лжедмитрий II) Свято-Троицкая Сергиева Лавра, обитель Преподобного Сергия, показала Церкви и стране, народу русскому и всему миру в целом мощь своего духа, молитвенного и военного потенциала. Лавра выстояла, выдержала 16-месячную осаду противника, по численности далеко превосходившего небольшие силы контингента стрельцов, иноков, монашествующих, которые противостояли врагу.

Осада началась в канун осеннего дня памяти Преподобного Сергия. На праздник собрались многочисленные богомольцы, жители прилегающих деревень. В то же самое время сюда подошли и враги, стремившиеся захватить обитель Преподобного Сергия. Зачем это им нужно было? Причин несколько. Лавра — не только духовный центр, но и крепость. Как крепость она прикрывала с севера стольный град Руси. Благодаря этому обеспечивались подвоз провианта в столицу и связь ее со страной. Москва не была полностью блокирована. Блокаде препятствовала Троице-Сергиева Лавра. Такова одна из стратегических причин. Кроме того, интервенты, приходившие к нам с Запада и приносившие с собой западное мировоззрение, целенаправленно разрушали православные храмы и монастыри, грабили их.

Троице-Сергиева Лавра создавалась на протяжении нескольких столетий. Русские люди несли в Троицкую обитель все лучшее, все самое красивое. В Смутное время кругом разорялись храмы и монастыри, а Лавра как прежде стояла. Этот духовный светоч сыграл огромную роль в предшествующую эпоху. Когда Русская земля еще находилась под золотоордынским игом, Преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского на битву с захватчиками. Тогда наши витязи впервые в истории вышли за пределы Русского государства, встретили кочевников в родной им степи, встретили и победили. Преподобный Сергий не только благословил князя Димитрия Донского, но и дал ему воинов-схимников. Схима была для них особым непреодолимым оружием. Именно духовный воин Пересвет сумел поразить в поединке перед битвой богатыря Челубея.

В начале XVII века Лавра снова явила свою мощь — и духовную, и материальную, военную. Предводители поляков гетман Сапега и воевода Лисовский обратились к защитникам Лавры с посланием, требуя, чтобы монастырь сдался, чтобы иноки вспомнили, как им в свое время благодетельствовал первый русский царь Иоанн Васильевич, чтобы они покорились его «сыну» (то есть Лжедмитрию) и открыли ворота обители. Интервенты непосредственно обратились и к наместнику монастыря архимандриту Иоасафу. Святче Божий, говорилось в послании, попомни жалование царя и запрети учить не покоряться его сыну. В случае неподчинения захватчики грозили инокам страшной смертью.

Что ответили защитники Лавры на этот ультиматум? Ответ был очень простой: «Как же оставить нам вечную святую истинную свою православную христианскую веру? Как же повелеваете нам оставить христианского царя? Мы и за богатство всего мира не хотим нарушить своего крестного целования». Вот он, показатель русского духа. Архимандрит Иоасаф с братией, воеводами и всем воинством молили Господа об избавлении обители, возглашая: «Надежда наша и упование, Святая Живо-начальная Троица, стена наша, заступница и покров, Пренепорочная Владычица Богородица и Приснодева Мария, и пособники наши и молитвенники к Богу о нас, преподобные отцы наши великие чудотворцы Сергий и Никон!» Осажденные не допускали и мысли о том, чтобы сдаться на милость захватчикам и самозванцу. У защитников Лавры было одно желание — отстоять мощи Преподобного Сергия от поругания, сохранить святыню.

Обороной руководили два воеводы — князь Григорий Долгорукий и Алексей Голохвастов. Монастырь вместе со стрельцами защищали иноки, выполнявшие воинские обязанности. Но на территории монастыря было и много гражданских лиц, пришедших, как я уже говорил, на праздник Преподобного Сергия. В дни обороны Лавры на ее территории находилась инокиня Ксения — дочь Бориса Годунова. Сохранилось письмо, посланное Ксенией Годуновой из обители. Писем из осажденной Лавры посылалось много, но, конечно, не все доходили до адресата, потому что осаждавшие перехватывали монастырскую почту. Так вот, Ксения Годунова писала, что находившиеся в Лавре всякий час ожидали кончины. На небольшом пространстве собралось множество людей. Возникали эпидемиологические проблемы, трудности с продовольственным обеспечением, не говоря уже о ранениях и гибели осажденных.

Особого внимания заслуживает роль архимандрита Иоасафа. Как духовный глава обороняющихся он заботился прежде всего о спасении вверенных ему душ. Мирян, раненных во время военных действий, он постригал в монашество, исповедовал и причащал, готовя их к переходу в иной мир не просто как ратников, но и как воинов Христовых.

Осада Троице-Сергиевой Лавры явилась для нее не только испытанием. Это было и время особой милости Божией. Неоднократно архимандриту Ио-асафу и насельникам Лавры являлся сам Преподобный Сергий и ободрял их. Однажды Преподобный даже предупредил защитников монастыря о предстоящем штурме Лавры, который был успешно отбит. Являлся обороняющимся и святитель Новгородский Серапион, который скончался в Троицком монастыре и был погребен в так называемой Серапионовой палате. В молитвенной помощи защитники монастыря очень нуждались. Кругом царили страдания и смерть. Переживать это было неимоверно тяжело. Во время богослужения в Троицком соборе в день Собора Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных ядро, пущенное захватчиками, ударилось о колокол звонницы Духовского храма, влетело через абсидную часть в Троицкий собор и поразило образ Архангела Михаила. Другое ядро, влетевшее в храм через южные врата, попало в икону Святителя Николая, которая в то время помещалась у северной стены. Сейчас она находится у юго-восточного столпа. След от попавшего в нее ядра сохранился до наших дней на двери храма. То место на иконе, в которое ударилось польское ядро, заделано деревянной вставкой.

В праздник Собора Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных на службу в Троицкий собор шел клирик Корнилий. Пушечным ядром ему оторвало ногу. Он сказал архимандриту Иоасафу: «Господь Бог рукою своего архистратига Михаила отомстит кровь православных христиан». После Литургии он причастился и благочестиво скончался.

В тяжелые времена осады удивительным образом продолжалась и развивалась литургическая жизнь Лавры. В северном нефе Успенского собора был устроен новый придел — в честь Святителя Николая Чудотворца. Старец Авраамий Палицын сообщает, что после этого в положении осажденных наступило облегчение.

Интенсивность осады в течение 16 месяцев была различной. В 1609 году некоторые контингенты поляков отошли от стен Лавры для участия в других военных операциях. Но блокада монастыря сохранялась на всем протяжении осады. Иноки скорбели, что не всегда могут подать о себе весть царю Василию Шуйскому. Но однажды Преподобный Сергий известил иноков, что он послал в Москву на лошадях трех своих учеников, которых не смогли догнать гарцевавшие всадники Сапеги и Лисовского. Царь Василий Шуйский направил на помощь осажденным небольшой контингент стрельцов. Это была, конечно, капля в море, но главное в том, что защитники Лавры получили моральную поддержку. Келарь Авраамий Палицын, находившийся тогда на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Кремле, послал в осажденную обитель каменотесов с грамотой, в которой призывал защитников монастыря стоять твердо и непоколебимо.

Какой момент в течение осады был самым опасным, самым драматичным? Можно по-разному судить об этом. История не знает сослагательного наклонения. Но можно предположить, что если бы произошел взрыв из подкопа в районе Пятницкой башни, сделанного поляками, ситуация намного осложнилась бы. Конечно, воеводы готовились к возможным осложнениям. Внутри монастыря был насыпан земляной вал, на него поставили пушки. Но крепостная стена и наспех сооруженный вал — вещи несопоставимые.

В начале 1610 года по новой хронологии войска князя Скопина-Шуйского, приближавшиеся к обители с севера, уже представляли серьезную опасность для осаждавших, и они вынуждены были снять осаду монастыря, которая продолжалась 16 месяцев. 25 января по новому стилю враги бежали от стен Лавры. В богослужебной, литургической практике Троицкой обители с той поры особо почитается святая мученица Татиана, в день памяти которой произошло окончание вражеской осады.

Хотел бы сказать о дальнейшей судьбе архимандрита Иоасафа. После снятия осады он ушел на покой в место своего пострижения — в Пафнутиево-Боровский монастырь. Летом 1610 года эту обитель осадили войска Лисовского. Есть мнение, что именно благодаря архимандриту Иоасафу монастырь оказал сопротивление врагу. К сожалению, нашлись изменники, отворившие ворота полякам. Интервенты ворвались в монастырь. Возглавлял оборону князь Волконский — мужественный воевода, сражавшийся до последнего и погибший в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно с ним погибли почти все иноки обители. Погиб и архимандрит Иоасаф. Мученическая, героическая его кончина увенчана тем, что он включен в Собор Радонежских святых.

Троицкая осада — одно из главных событий Смутного времени. Оборона Лавры послужила духовным примером для всех русских людей и, в частности, для других монастырей. Как и Лавра, все атаки врага отбил Кирилло-Белозерский монастырь, основанный учеником Преподобного Сергия. Оборона русских обителей — это ключевой момент, способствовавший возрождению национального самосознания нашего народа.

 

(Из передачи, подготовленной журналом для православной телекомпании «Союз»)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Претерпевший до конца - спасется
Хроника
Н.В. Маслов: «Тогда наше государство будет крепнуть и духовно возрастать»
Архиепископ Верейский Евгений: «Показать красоту Православия»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Светочи Божественной истины
Архимандрит Филипп (Стецюренко): Он брал на себя немощи других
О.В. Шангина: «Господь дал нам столько!»
Архимандрит Макарий (Веретенников): Шестнадцать героических месяцев
О.А. Шватченко: Северный форпост Московского царства
С.В. Николаева: Списки воинских поминаний
О.И. Зарицкая: Осада Троице-Сергиевой Лавры в литографиях
С. В. Алексеева: Незабытое прошлое
А.Н. Панин: «Хочешь быть здоровою и прозреть?»
Схиигумен Савва (Остапенко): Псково-Печерский монастырь
Известно ли вам?
Обращение к слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.
стр. 35
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011