На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: сентябрь-декабрь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Аннотация
В 2010 году исполняется 400 лет со дня снятия осады Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — монастыря, основанного великим светильником земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Статья в журнале "Русский инок", сентябрь 2009 г.
Раздел: Слово учредителя

Претерпевший до конца - спасется

Предыдущая Следующая

 

В 2010 году исполняется 400 лет со дня снятия осады Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — монастыря, основанного великим светильником земли Русской Преподобным Сергием Радонежским.

В осаде Лавры, как в кристалле, отразилось многообразие событий и обстоятельств героического 16-месячного периода, накопившего бесценный духовный и исторический опыт, столь необходимый в наши дни.

Осада проходила в период, когда Польское королевство начало войну с Московским царством. Побудительными мотивами действий польского короля и шляхты было упразднение Православия и распространение католичества, захват земель Московского государства, разграбление национальных богатств, закабаление русского народа. Свято-Троицкая Сергиева Лавра — это духовное сердце Русского государства. Покорить Лавру — значило покорить Россию.

Монастырь защищали мощные крепостные стены, возведенные царем Иоанном Васильевичем Грозным. Множество местных жителей укрылись в святой обители. Сдать монастырь означало для монашествующих и мирян не столько совершить политическую измену, сколько предать святую православную веру. Это было немыслимо для защитников Лавры.

Соотношение сил оказалось неравным: осаждавших насчитывалось в шесть с лишним раз больше, чем защитников обители — 15 тысяч и 2400 человек соответственно. Но сила Божия в немощи человеческой совершается. С малочисленными осажденными пребывал Преподобный Сергий, оберегавший свою обитель.

В нелегкое Смутное время среди предательства и трусости боярства и части казачества пример твердости в вере и истинный патриотизм явили русскому народу духовенство и монашество: священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси; преподобные Дионисий Радонежский, Сергий Шухтомский, Ферапонт Монзенский, Евфросин Синозерский, Иосиф Заоникиевский, Галактион Вологодский, Иринарх, Затворник Ростовский; праведная Иулиания Лазаревская (Муромская).

Непосредственно осаду Лавры начали польские военачальники Сапега и Лисовский, каждый со своим отрядом. Царь Василий Шуйский, предвидя возможную осаду Лавры, заранее направил туда небольшой гарнизон под начальством двух осадных воевод — князя Григория Борисовича Долгорукого и Алексея Ивановича Голохвастова. Обитель окружали высокие крепостные стены, с тремя рядами бойниц и мощными башнями. В монастыре были заранее собраны многочисленные пушки и пищали, ядра и порох, большие запасы хлеба.

К стенам монастыря поляки подошли 23 сентября (все даты приведены по старому стилю) 1608 года. Множество местных жителей, не предполагая длительной осады, укрылись за стенами обители. В монастырь они собирались на зов набатного колокола целыми семьями, пригнав домашний скот. В обители находилась дочь Бориса Годунова Ксения, участвовавшая в перенесении останков отца, матери и брата из Москвы в Лавру.

События развивались следующим образом. Для облегчения обороны защитники выжгли вокруг стен и башен обители все деревянные постройки, сразу же сделали успешную вылазку, поляки понесли большие потери. Сапега поставил свой стан на юго-западе от монастыря, на Клементьевском поле, Лисовский — на юго-востоке, в Терентьевой роще. Станы были окружены валами с частоколом. Вокруг монастыря были расставлены острожки, так что обитель оказалась окруженной со всех сторон.

Поляки послали в монастырь грамоту с предложением открыть ворота и присягнуть «царю Димитрию» и получили твердый отказ. Все защитники Лавры были приведены к крестному целованию у раки Преподобного Сергия. Из дворян и монахов избрали начальников, разделили между ними монастырские стены, башни и ворота. Каждый занял свое место и заботился об его лучшем устройстве, готовясь к нападению.

Сразу после получения ответа поляки начали всеми силами общий штурм, мужественно отбитый осажденными. Пушкари Сапеги и Лисовского с 3 октября произвели шестинедельный артиллерийский обстрел обители из 63 орудий и пищалей. Удивительно, но раскаленные ядра не вызвали пожара в монастыре, упорные попытки разрушить укрепления ни к чему не привели. Враги решили произвести подкоп под монастырскую стену и взорвать ее. Одновременно с этим осаждающие 13 октября предприняли безрезультатный штурм, продолжавшийся целую неделю.

В Троицком соборе архимандрит Иоасаф, настоятель монастыря, с братией истово молились Господу, Пречистой Богородице, преподобным Сергию и Никону об избавлении от иноплеменных; по стенам обители проходили крестным ходом. Осажденные совершали смелые и успешные вылазки, уносили с собой орудия штурма — лестницы, деревянные щиты, деревянные башни на колесах — и использовали их на различные нужды. Одному из монахов явился Преподобный Сергий, он приказал возвестить воеводам о готовящемся штурме западной стены и напутствовал защитников, призывая их не падать духом. Штурм был отбит с большими потерями для супостатов.

8 одну из вылазок захватили в плен поляка ротмистра Брушевского. Тот рассказал о готовящемся подкопе под стены монастыря, но место подкопа указать не успел, потому что скоропостижно скончался. Пленные поляки также не могли указать, где именно ведется подкоп. Были приняты все меры предосторожности: на наиболее вероятном направлении перед стенами Лавры за одну ночь был вырыт глубокий ров, в других местах выкопаны штольни — «слухи» — для прослушивания возможных земляных работ противника. Все защитники обители, готовясь к возможной гибели, исповедовались и причащались.

Преподобный Сергий явился архимандриту Иоасафу молящимся перед образом Святой Троицы. После молитвы Преподобный обратился к архимандриту: «Брате, восстани, се время пению и молитве час, бдите и молитеся, да не внидете в напасть; Господь всесильный многих ради Своих щедрот помилова вас и протчее время подаст вам, да в покаянии поживете».

Защитники Лавры захватили в плен казака Дедиловского, указавшего точное место подкопа — у Пятницкой башни — и назвавшего срок взрыва. Один из осаждавших обитель казаков Иван Рязанцев пришел с покаянием в обитель и подтвердил полученные сведения о подкопе. Рассказал он и о потрясшем его видении казакам в войске Сапеги: преподобные Сергий и Никон ходили вокруг монастыря, кадили и кропили святой водой стены Лавры, враги начали стрелять в чудотворцев, но пули и стрелы возвращались обратно и поражали их самих. Многим казакам-изменникам ночью явился Преподобный Сергий и предсказал их последующую горькую судьбу. Ввиду явной помощи Божией осажденным многие донские казаки покинули войско Сапеги, дали зарок не сражаться в рядах врагов Православия и разъехались по домам.

9 ноября под звон осадного колокола защитники Лавры осуществили три вылазки и нашли вражеский подкоп. Крестьяне Шилов и Слепота спустились в подкоп и взорвали его вместе с собой. В это же время монахи сделали еще одну вылазку с противоположной стороны обители и захватили у поляков множество пушек, пищалей, холодного оружия и пороха. Потери осажденных составили 174 человека, поляков — более полутора тысяч. В обители отслужили благодарственный молебен и целый день до полуночи звонили во все колокола.

В один из дней поляки решили выманить осажденных. Небольшими группами они уходили от монастырских стен, делая вид, что отступают. Тем самым они заманивали русских в засаду. Стражи, стоявшие на колокольне, увидели засаду и колокольным звоном воротили назад воинов, шедших на вылазку.

Вскоре защитники Лавры совершили смелую и успешную вылазку, в ходе которой было убито множество поляков, ранен стрелой в лицо Лисовский и убит один из предводителей поляков, князь Юрий Горский.

С наступлением холодов, с середины ноября, интервенты прекратили попытки штурма. В обители не хватало топлива, вода была несвежая, продовольствие заканчивалось, люди умирали от цинги и дизентерии. Монахи самоотверженно ухаживали за многочисленными больными, совершали богослужения. К концу ноября от истощения скончались почти все иеромонахи. Зимой 1608-1609 годов умерли 297 иноков из старой братии и 500 новых пострижеников. Болезни уносили жизни многочисленных мирян. Трупы негде было погребать. Среди ослабевших защитников начались нестроения и раздоры. 15 февраля 1609 года в монастырь прорвались присланные из Москвы 60 казаков и 16 монастырских слуг.

К концу весны 1609 года среди осажденных оставалось не более двухсот человек, способных носить оружие. С середины мая болезни начали отступать. Возобновление военных действий произошло 27 мая. Штурм начался ночью и встретил отчаянный отпор немногочисленных защитников. Из подошвенных бойниц стреляли из пушек и пищалей, со стен лили вар, метали горящую серу и смолу, сыпали в глаза нападающим известь. Вместе с мужчинами на стенах обители сражались и женщины. Поляки отступили, понеся большие потери.

Далее с месячными интервалами последовало еще два штурма — 28 июня и 31 июля 1609 года. После этого приступов больше не было, но осада продолжалась.

Монастырь окружили многочисленные дозоры поляков. Осажденные скорбели, что не могут послать гонцов в Москву с просьбой о помощи. Видя свою малочисленность, защитники обители все свое упование возложили на заступничество Преподобного Сергия. Вскоре Чудотворец явился одному из иноков и сказал, что отправил в Москву трех гонцов-монахов с просьбой о помощи. Пленные поляки подтвердили, что из обители мимо их постов стремительно пролетели три всадника. В Лавре в ночь явления Преподобного бесследно исчезли три лошади

В достоверных письменных источниках того времени описываются другие многочисленные свидетельства чудесной помощи святых во время обороны Троице-Сер-гиева монастыря.

В августе 1609 года благодаря удачной вылазке монастырь существенно пополнил свои продовольственные запасы. К осени 1609 года пришла подмога. Войско боярина Михаила Васильевича Скопина-Шуйского расположилось в Александрове, в сорока верстах от Лавры. 19 октября 1609 года воевода отправил в монастырь отряд численностью девятьсот человек. Они были встречены колокольным звоном. 4 января 1610 года князь Василий Иванович Шуйский прислал в Лавру отряд в пятьсот человек. В этот же день русские воины вышли из монастыря и вступили в бой, в ходе которого поляки понесли большие потери. 12 января войска польских союзников тушинского вора окончательно сняли осаду и ушли в направлении Дмитрова. Над монастырем раздавался непрекращающийся радостный колокольный звон.

Всего за оборону Лавры погибло в бою и умерло от ран, болезней и истощения 2125 защитников, не считая стариков, женщин и детей.

Защитники Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по праву могли повторить слова священномученика Патриарха Ермогена: «Боюсь Единого Живущего на небесах. Вы мне сулите злую смерть, а я надеюсь через нее получить венец небесный и давно желаю пострадать за правду»

Претерпев все лишения, Свято-Троицкий Сергиев монастырь выстоял в годину жестоких испытаний и явил пример мужества и верности святому Православию и своему Отечеству. Защитники монастыря обрели небесную славу по слову Спасителя: «Претерпевший же до конца спасется».

Осада Лавры показала, какое основополагающее значение имеет Православие в державном строительстве русского народа и какую великую помощь и заступничество посылает Господь России через Своих святых угодников.

 

Н.В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

председатель постоянной Комиссии по вопросам просвещения,

науки и общественной нравственности Общественного совета

Центрального федерального округа,

магистр богословия, доктор педагогических наук,

профессор Московской педагогической академии

 


Источник:      Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Претерпевший до конца - спасется
Хроника
Н.В. Маслов: «Тогда наше государство будет крепнуть и духовно возрастать»
Архиепископ Верейский Евгений: «Показать красоту Православия»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: Светочи Божественной истины
Архимандрит Филипп (Стецюренко): Он брал на себя немощи других
О.В. Шангина: «Господь дал нам столько!»
Архимандрит Макарий (Веретенников): Шестнадцать героических месяцев
О.А. Шватченко: Северный форпост Московского царства
С.В. Николаева: Списки воинских поминаний
О.И. Зарицкая: Осада Троице-Сергиевой Лавры в литографиях
С. В. Алексеева: Незабытое прошлое
А.Н. Панин: «Хочешь быть здоровою и прозреть?»
Схиигумен Савва (Остапенко): Псково-Печерский монастырь
Известно ли вам?
Обращение к слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" сентябрь-декабрь 2009 г.
стр. 2
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011