На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Симеон (Шевцов) /Настоятель московского храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе
Симеон (Шевцов)
Настоятель московского храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе

Работы этого автора

Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Храмоздательство

НА САМОМ КРЕПКОМ ОСНОВАНИИ

Предыдущая Следующая

 

Рассказ игумена Симеона (Шевцова), настоятеля московского храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе

 

Моя матушка похоронена на кладбище в селе Репное Саратовской области. Кладбище это неухоженное. Рядом с ним располагалась небольшая впадина, куда сбрасывали мусор. Как-то приехал на могилу матери весной, прибрал, покрасил ограду. Помню, про себя посетовал: как можно устраивать свалку рядом с кладбищем, где обрели вечный покой наши предки? В селе не было храма, чувствовалось, что там прочно обосновались упадок и запустение.

Через три месяца я вновь приехал на могилу моей матушки. Сначала мне показалось, что я заблудился и приехал в другое село. Кладбище приобрело ухоженный вид, мусора нигде не было, а на месте свалки красовался чудесный однокупольный храм с оригинальной звонницей, на которой сверкали новенькие колокола. Произошло чудо. Помолившись, приблизился к храму. Навстречу мне вышел пожилой, хорошо одетый человек. Я был в рясе, незнакомец приветливо поздоровался со мной и представился: «Макрушин Владимир Александрович». Это был храмоздатель — строитель храма. Выяснилось, что вскоре, после завершения внутренней отделки, он будет освящен в честь преподобной Зои Греческой. Храм был возведен рядом с могилой супруги Владимира Александровича. Он живет в Москве, село Репное — родина его супруги.

Великолепно прошло освящение храма, в село стала возвращаться не только церковная, но и относительно нормальная повседневная жизнь. Знакомство наше с Владимиром Александровичем переросло в дружбу. В ходе долгих бесед передо мной предстала картина жизненного пути этого замечательного человека. Стало ясно, что строительство храма — закономерный промежуточный итог свершений этого неутомимого труженика. Не только его, но и его родителей, в особенности его матушки.

У русских людей после погрома 1917 года практически исчезло чувство принадлежности к единому роду, осознание важности родственных отношений, утрачено само понятие рода, родовой взаимовыручки, ответственности, преемственности, родовой чести. Только в последнее время началось осмысление понятия наследственного, родового греха. И совсем стерлось представление о влиянии на судьбу человека родовой праведности и чудесной молитвенной помощи усопших предков своим потомкам. Духовные законы объективны и действуют вне зависимости от того, осознают их люди или нет. При внимательном рассмотрении человеческих судеб действие духовных родовых взаимосвязей проступает удивительно четко и ясно. Под этим углом зрения раскрывается обоюдная зависимость судьбы народа в целом и отдельного рода, семьи, человека.

Я уже сказал, что не так давно судьба свела меня с Владимиром Александровичем Макрушиным. Это человек эпической судьбы, активный созидатель сверхдержавы, наследством которой мы живы до сих пор. Владимир Александрович — человек обаятельный и энергичный — подарил мне книгу воспоминаний «Оставить свой след на земле». Я прочел его мемуары на одном дыхании, и передо мной предстала судьба крестьянского рода Макрушиных-Коняшиных на протяжении ХХ века — наиболее трагического и героического века русской истории. Проступала живая преемственность и взаимообусловленность судеб нескольких поколений русских людей на фоне великих потрясений и свершений русской жизни. Тяжелый крест испытаний и ответственности лег на плечи матери Владимира Александровича — Марии Степановны Коняшиной, молодость которой совпала с революцией, гражданской войной и коллективизацией. Стояние в правде этой с виду простой, а в действительности героической русской женщины определило судьбу сына, внука, правнуков…

Мария Степановна родилась и выросла в крепкой крестьянской семье в деревне Петропавловка Унзенского уезда Саратовской губернии. Традиционный уклад жизни без лишних слов формировал и воспитывал девочку в строгих правилах ежедневного труда и ответственности. В определенное время суток надо покормить и напоить коров, овец, курочек, полить всходы на огороде, начать сев, а затем и сенокос… Питались простой, в основном овощной пищей, мясо — только по праздникам, спиртное не употребляли вовсе. Одежда изо льна, шерсти и овчины была незатейлива, но долговечна и удобна, вышивки делали ее красивой. Удивительно красивой была окружающая природа, незабываемы восходы и закаты, пение соловьев, бурные весенние грозы, сияющий первозданной белизной снег, мерцание звезд ночью, бездонная голубизна небесного свода в полдень. Крестьянская речь была полна евангельских образов, пословиц, поговорок. За работой и на отдыхе звучали песни, пели все — от мала до велика. Младенцы возрастали под звуки колыбельных, усопших провожали колокольным звоном и пением клиросного хора. Каждый по-своему в разных житейских обстоятельствах просил помощи у Бога и его угодников — Святителя Николая Чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского…

Радость Пасхальных и Рождественских служб. Тяжелый труд и половодье веселья на праздники. Все у всех на виду, все берегут свое доброе имя.

Молодой, красивой, веселой вышла замуж Мария, родила двоих сыновей. В 1929 году линия судьбы сделала крутой поворот. В период коллективизации после конфискации имущества крепкая крестьянская семья Марии была выселена из Саратовской губернии на Север — погибать в землях Архангелогородских, у студеного Белого моря. Молодая женщина лишилась вскоре мужа и старшего сына.

Время от времени лишенцев — лишенных всех прав гражданского состояния русских крестьян — перегоняли или перевозили с места на место, не давая хоть как-то обустроиться. Однажды зимой к вечеру эшелон с «раскулаченными» остановился, и людей выгнали из товарных вагонов прямо в лес, на снег и мороз. К утру в живых остались немногие, среди них Мария Коняшина с грудным младенцем на руках. Спас предусмотрительно спрятанный топорик, с помощью которого нарубили еловых веток. Положение было критическим. Оставаться на месте — погибнуть наверняка, уйти — может быть, выжить… Путь предстоял в две тысячи километров с сыном — младенцем Владимиром — на руках, без денег и документов. Мария Степановна одолела этот путь частично пешком, частично на телегах сердобольных русских людей. Ночевала, где придется, кормили добрые крестьяне. Так молодая мать вторично подарила жизнь своему сыну. Отличительными чертами молодой крестьянки в тех трагических обстоятельствах были удивительное жизнелюбие, радостное восприятие полного опасностей окружающего мира, вера в лучшее. От предков Мария Степановна восприняла цельность натуры — целомудрие, унаследовала рассудительность, целеустремленность, волю в достижении поставленной цели, решительность.

После долгих и тяжких скитаний беглянка с малышом на руках достигла родных пределов. Здесь ее неприветливо встретила мачеха, полностью подчинившая себе отца. Родовое гнездо — большой и крепкий дом — перешел в колхозную собственность. Охота на русских крестьян в округе продолжалась, оставаться среди односельчан было опасно. Надо было вновь спасать сына. Мир не без добрых людей. Марии удалось получить справку, что она — дочь красного партизана — никакого отношения к раскулаченным не имеет.

Молодая женщина рассудила: чтобы выжить, надо овладеть профессией, дающей средства к существованию. Получить специальность можно было только в городе. И Мария Степановна, оттолкнувшись от неприветливого родного берега, вновь вышла навстречу неизвестности.

Путь вел в крупный губернский город Саратов, где не было ни родных, ни знакомых и где было легче затеряться…

В городе Мария Степановна стала работать уборщицей в психиатрической клинике за городом, там же приютилась в крошечной комнатушке. Вскоре поступила учиться на рабфак. Способная, она все делала быстро и успевала работать, учиться и заботиться о маленьком сыне. Сын никогда не видел Марию Степановну спящей, она всегда была в работе, в движении, имела обостренное чувство времени. Питались скудно, получая продукты по карточкам: немного хлеба, крупы, жира и сахара…

Ежедневная возможность повторного «раскулачивания», бедное питание, убогая одежда и примитивное жилье — и при этом духовная радость, стремление к лучшему, к жизни достойной, счастье общения с подрастающим сыном… Мария Степановна с детства любила петь, голос у нее был красивый и звонкий. Каких только песен, сказок, воспоминаний об ушедшей жизни ни слышал маленький Володя. Это время было лучшим периодом трудной судьбы Марии Степановны.

Настроение было сродни душевному состоянию первых христиан, когда весь мир против них, а они спокойны и радостны…

Молодая красивая и энергичная женщина после утраты мужа решила полностью посвятить себя воспитанию сына. Мария Степановна успешно закончила рабфак, затем прошла полный курс педагогического училища по специальности работника дошкольного образования. Характерен выбор профессии — работа с малышами. Маленькие дети — это особый мир, близкий миру ангелов.

Пример жизни матери даже в деталях перешел в жизнь следующих поколений. Сын, став крупным строителем, помимо огромных заводов, плотин, каналов и трубопроводов с особой заботой и любовью строил школы, детские сады, ясли. Однажды Владимир Александрович, выполняя служебное задание, оказался в маленьком заволжском городке в суровую зиму. Случайно стало известно, что местный родильный дом остался без отопления, роженицы и младенцы замерзали. Бросив все командировочные дела, на сильном морозе три дня и три ночи, не дожидаясь подмоги, без сна и отдыха, сменив добротный костюм на телогрейку и валенки, отогреваясь у костра, он собственными руками достроил и запустил котельную: к младенцам и их мамам неожиданно пришло живительное тепло…

Завершив учебу, Мария Степановна стала воспитателем детского сада, а затем заведующей. В 1944 году она организовала приют для сирот — детей фронтовиков. Получив для обустройства огромный старый деревенский пустой дом, Мария Степановна сумела среди военной разрухи раздобыть и привезти своими силами из Саратова все необходимое для детей, начиная от мебели и кончая посудой и бельем. Грязные, истощенные маленькие старички с физическими и душевными травмами приходили в себя и отогревались любовью Марии Степановны.

Где много света, там много и тьмы. Злоба человеческая не дремлет: Марию Степановну оклеветали люди бесчестные и завистливые. Скорый и неправый суд определил: четыре года заключения. Господь не дает испытаний не по силам. Мария Степановна достойно прошла и этот скорбный путь. Пригодилась привычка не говорить лишнего, не поддаваться на провокации, оставаться незаметной. Тяжелее всего была разлука с сыном.

В годы заключения добрые люди не дали пропасть осиротевшему отроку. Были периоды, когда Володя ночевал в школе под лестницей, питался, чем Бог пошлет. Окончив школу, сын поехал к матери, находившейся в заключении, за советом и благословением на поступление в институт. Любящим сердцем Мария Степановна предугадала судьбу сына и направила его по правильному пути. Время было жестокое и коварное, биография матери могла навсегда перечеркнуть профессиональный рост сына. Поэтому, выйдя из лагеря, Мария Степановна поселилась вдалеке от горячо любимого Владимира, постоянно молясь о нем, всегда зная его жизненные обстоятельства и пребывая в готовности прийти на помощь.

После лагеря и до конца жизни русская женщина жила для детей. Зло среди взрослых распространяется и потому, что в детстве дети недополучают любви. Мария Степановна щедро одаривала своим сердечным теплом подопечных малышей, сея в их доверчивых душах «разумное, доброе, вечное», на деле претворяя заповеди Евангелия в жизнь.

Делами своими Мария Степановна осуществляла Промысл Божий о женской судьбе — спасение души через рождение и воспитание детей, являя собой пример подлинной женственности. Импульс добра, порядочности, крепости духовной и телесной, способности к созиданию и творчеству в любых условиях был передан сыну, ставшему известным строителем, и внуку, чьи плечи украшают погоны генерал-лейтенанта.

Праведность предков чудесным образом освящает жизнь потомков. Скромная труженица провинциального детского сада Мария Степановна Коняшина оставила своему народу в лице сына богатое наследство. Сын Марии Степановны стал крупным организатором строительства. Секрет успехов был прост: Владимир Макрушин с уважением, любовью и заботой относился к труженикам, работавшим под его началом. Грамотный специалист, строгий и требовательный руководитель, он делал все возможное для улучшения условий труда и быта рабочих. По сути Владимир Александрович на грандиозных строительных площадках занимался тем же, чем занималась Мария Степановна в детском саду… Судьба матери сделала Владимира Александровича доброжелательным и чутким к чужим страданиям, невзгодам. Подчиненные — простые русские люди, не привыкшие к заботе о себе, в благодарность ударным трудом творили на стройках Макрушина чудеса...

Судьба бабушки и отца назидала и внука. Александр Владимирович избрал делом своей жизни государственную службу, своей честностью, талантом творчества и любовью к людям снискал всеобщее уважение и заслужил достойную оценку своего труда. Судьба матери навечно соединилась с судьбой сына… Долгие годы тяжело болела супруга Владимира Александровича Зоя Александровна, муж и сын постоянно ухаживали за ней. Не так давно Зоя Александровна скончалась. Владимир Александрович и Александр Владимирович Макрушины сумели собрать необходимые средства и рядом с могилой Зои Александровны на ее родине в селе Репное Саратовской области за три месяца возвели храм во имя преподобной Зои Греческой…

Храм построен на самом крепком основании любви: любви матери к сыну, сына к матери, мужа к жене, родителей к сыну, сына к родителям и бабушке…

История любви, история семьи, история рода, история народа. Невольно приходит мысль о том, что Мария Степановна всю свою жизнь созидала храмы любви в душах детей и что созидание это привело к строительству руками потомков осязаемого, материального храма.

Последние годы жизни Марии Степановны были тихим и безмолвным житием во всяком благочестии и чистоте. Войдя в меру преклонного возраста, она мирно скончалась в окружении близких и благодарных ей людей.

На могильном памятнике Владимир Александрович запечатлел название любимой песни своей матери:

«Я люблю тебя, жизнь!»

Владимир Александрович Макрушин после строительства храма в селе Репное поселился в соседнем Алмазове и регулярно посещает службы в храме преподобной Зои Греческой.

В селе Алмазове стоит огромный полуразрушенный храм. Пример Репного подвигнул селян начать восстановление своей церкви. Под руководством Владимира Александровича Макрушина…

Как доброму и заботливому сыну Господь даровал ему долголетие и удивительную энергию. Уверен, что через некоторое время Владимир Александрович в свойственной ему доброй, но категоричной манере предложит явиться на освящение храма в селе Алмазове.

Бог ему в помощь!

 

Записал А.С. Бочков

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: В ПОКАЯНИИ — ВСЯ ТАЙНА СПАСЕНИЯ
События церковной жизни
Поздравления
Протоиерей Николай Крикунов: «МОЛИТВА ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ДЕЛО»
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон: СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ ОТЦОМ ДЛЯ СВОЕЙ ПАСТВЫ
А.С. Бочков: В ХРАМ ПРИХОДЯТ ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ
Священник Кирилл Жолткевич, О.Г. Кирьянова: «БОЖИЯ МАТЕРЬ НАМ ПОМОГАЕТ, ЗНАЧИТ — У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: НАУКА ПОДВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ПРИЗНАНИЮ БОГА
В.М. Вальков: В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ТОРЖЕСТВА
Игумен Симеон (Шевцов), А.С. Бочков: НА САМОМ КРЕПКОМ ОСНОВАНИИ
Б.М. Лукичев: «ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ ПО ДОЛГУ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
А.В. Валькова: ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИНА И СИЛА ПРАВОСЛАВИЯ
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
Из духовной поэзии
Обращение Народного радио


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.
стр. 47
08.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011