На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

(Продолжение. Начало см. «Пастырь» октябрь 2006 г. — май-июнь 2009 г.)

 

Как и когда надевать и снимать камилавки и скуфьи при богослужении?

В церковном Уставе нашем, в особой статье под наименованием «Об откровении глав во время богослужения», между прочим, значится: «Надобно знать, что на Литургии открываем свои главы: на входе и на слушании Евангелия и на Херувимской песни Великого входа и при произнесении слов Христовых Примите, ядите и на Достойно есть и на Отче наш и при появлении Святых Тайн в конце обедни и на входе на вечер не» (Типикон, гл. XXIX). Но, как видно из того же Устава, это правило относится собственно к монахам и притом в тех случаях, когда они не служат Литургии, а только присутствуют на ней. Что же касается священников, имеющих скуфьи и камилавки, то в употреблении их при богослужении принято вообще наблюдать следующий порядок.

А) На Литургии. Священник входит в церковь в скуфье или камилавке и, придя в алтарь, снимает их на целование престола. Затем, надев снова, выходит перед царскими вратами для чтения предначинательных молитв и так стоит с покрытой головой до молитвы «Пречистому Твоему образу…», когда нужно снять скуфью или камилавку на целование икон Спасите ля и Божией Матери и для произнесения молитвы «Господи, низпосли руку Твою». После сего лучше тоже не надевать скуфью и камилавку до входа в алтарь, чтобы снова не снимать их на целование святого престола, тем более что тут же на пути принято прикладываться к изображению святого Архистратига Михаила или другого святого, что на южных вратах. Проскомидию од ни из иереев совершают, надевая скуфьи и камилавки, а другие с непокрытой головой. Последнее вернее, так как вся проскомидия исполнена глубокого молитвенного характера. А главное, стоя у жертвенника, священник не имеет надобности в особом предстательстве, которое, в сущности, и выражается нашими скуфьями и камилавками, так как здесь его никто особенно не видит, от чего, между прочим, и сами архиереи, совершая поминовение живых и усопших и покрывая Святые Дары на Херувимской песни по чину проскомидии, тоже стоят «без шапки», то есть без митры. Тем более так подобает делать иереям. Скуфьи наши и камилавки хотя и суть подобие митры, но в низшей степени. По совершении проскомидии скуфьи и камилавки надеваются перед началом Литургии, и в таком виде священники должны сто ять до чтения Евангелия, совершая и малый вход тоже с покрытою головой, по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах. В таком же виде, то есть с покрытой головой, совершается малый вход, когда они служат с архиереем, а по тому обычай некоторых священников совершать означенный вход, сняв скуфью или камилавку, не имеет основания. На чтении Евангелия скуфья и камилавка снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения Херувимской песни. Перед чтением молитвы «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми...» скуфьи и камилавки снимаются и уже не надеваются во все дальнейшее продолжение Литургии до возгласа «Всегда, ныне и присно...» в конце Литургии, при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив Святые Дары на престоле, священник опять надевает скуфью или камилавку и в этом виде стоит до конца Литургии.

Б) На Литургии Преждеосвященных Даров. Священники снимают скуфьи и камилавки на целование святых икон во время пения «Во Царствии Твоем…», как и перед началом обыкновенной Литургии. Потом надевают их и стоят с покрытой головой до «Господи, воззвах» или до перенесения Святых Даров с престола на жертвенник. Окадив здесь, то есть у жертвенника, Святые Дары, по обычаю следует опять покрыть голову и в таком виде находиться до пения «Да исправится…» На «Да исправится…» скуфьи и камилавки опять должны быть снимаемы в знак выражения покаянного чувства, которое остальные молящиеся в то время выражают более усиленным образом, стоя на коленях. Начиная с сугубой ектении, скуфьи и камилавки могут быть надеваемы до «Ныне силы небесныя…» Затем, сняв их, не полагается надевать до «Да исполнятся уста…» и так далее, как и на обыкновенной Литургии.

Что касается прочих церковных служб, то у нас не принято стоять с покрытой головой на вечерне и утрене во время чтения так называемых светильничных и утренних молитв, при чтении акафистов и затем на всех службах при чтении Евангелия, молитв на молебнах и так далее.

Нечего и говорить, разумеется, что если наши скуфьи и камилавки суть известного рода подобие митр, как сказали мы выше и как действительно это само собою следует по существу, то, судя по тому, что митры не только архиерейские, но и архимандричьи всегда ставятся на престоле, не будет греха, если и священник сделает то же со своею скуфьей или камилавкой. Но рождается вопрос: зачем, собственно, делать это, когда и без того много места найдется для них в других местах алтаря? К тому же надо принять во внимание то, что, будучи подобием митры вообще, наши скуфьи и камилавки имеют то коренное отличие от нее, что последние носятся нами не только в церкви, но и вне ее, между тем как митра употребляется только в церкви при богослужении и потому во всей полноте имеет характер церковного облачения или одежды в собствен ном смысле этого слова, характер, дающий ей такое же полное право равно быть на голове и ставиться на престоле. Потому священникам, имеющим скуфьи и камилавки, вместо того, что бы спрашивать, можно ли их ставить или полагать на престоле, лучше бы позаботиться о том, чтобы побольше оказывать уважение к ним, да не ходить, надев ту или другую, без нужды по базарам и даже по улице и прочее и прочее. А то, согласитесь, в одной и той же «шапке» исправлять обыденные дела, а потом служить в церкви негоже. Тем более, где ж тут еще рассуждать о положении ее на престоле? («Руководство для сельских пастырей». 1887 г.).

 

Какие награды и знаки отличия дают священникам право на первенство при соборном служении?

«Руководство для сельских пастырей», разрешая этот вопрос, утверждает, что орденские отличия не должны иметь значения в иерархическом положении священнослужителей во храме Божием при богослужении. За сим остаются следующие условия для определения мест священникам при соборном служении:

1) условия иерархические, в силу которых простой иерей должен безусловно уступить место протоиерею; затем не имеющий набедренника должен уступить место священнику, награжденному набедренником, и так далее до скуфьи, камилавки, синодального наперсного креста, креста из кабинета Его Величества, и прочее и прочее;

2) условия служебные, в силу которых благочинные из священников уступают место только протоиереям, а в остальных случаях первенствуют даже в среде более заслуженных, но подчиненных им священников, и притом не только в церкви, во время богослужения, но и во всех других местах. Например, в инструкции благочинных сказано, что «священники и диаконы должны оказывать благочинному всякому почтение и послушание; по приезде его у церкви и без его дозволения пред ним не садиться и главы не накрывать» и прочее (§ 61). То же самое, разумеется, должно сказать и об окружных духовниках, которые, будучи избираемы самими же священниками, должны первенствовать пред ними, яко их духовные;

3) сюда же надобно отнести и те преимущества, какие искони в нашей Церкви дают священникам при богослужении отличия ученые, в силу которых священник или протоиерей из окончивших Академию или другое высшее учебное заведение всегда должен первенствовать — священник пред священниками или протоиерей пред протоиереями из простых семинаристов, хотя бы первые и не имели других отличий, кроме своего образования, а последние и награждены были набедренниками, скуфьями, камилавками и т.д.

Наконец, если случится служить вместе священникам или протоиереям равной степени иерархического или служебного или ученого положения, то вопрос о первенстве между ними должно решить:

1) время рукоположения их в священники или

2) время получения ими той или другой награды или

3) время производства в сан протоиерея и тому подобное.

Кто прежде рукоположен или прежде получил какую-либо награду или прежде произведен в сан протоиерея, тот пусть и первенствует, ничтоже сумняшеся, вo славу Божию. И другие должны уступать ему первенство с братской любовью, да не будет распри или свары между служителями Божиими.

 

О правах и обязанностях, соединенных со званием настоятелей или старших священников при двухклирных и многоклирных церквах

В Костромской епархии один благочинный донес епархиальному начальству, что некоторые из священников неодноклирных церквей говорят: «Ныне настоятелей нет; следовательно, настоятельская инструкция потеряла всякое значение. А потому церковная печать должна храниться в церкви, а не у старшего священника, и каждый священник сам должен прикладывать ее к исходящим от его причта бумагам и нумеровать их по своей исходящей книге, без ведома старшего священника. Ключи церковные должны храниться у очередного священника, а не у старшего. Отпирать и запирать церковь и носить ключи к очередному священнику должен церковный сторож, а не псаломщик, тем более, что теперь у каждого священника по одному псаломщику и труда у псаломщиков немало без ключей».

Донося о сем, благочинный ходатайствовал о разрешении возникающих отсюда недоумений:

1) с отменой настоятельства имеет ли какое значение настоятельская инструкция;

2) кто должен наблюдать за временем и порядком богослужения: очередной или старший и по какой инструкции;

3) где должна храниться церковная печать: в церкви, у очередного или у старшего священника;

4) кто должен прикладывать церковную печать и нумеровать бумаги: всякий ли сам выдающий их священник или один старший, и по одной ли причтовой исходящей книге или каждый священ ник должен нумеровать сам по своей частной исходящей книге без ведома старшего священника;

5) у кого должны храниться церковные ключи — у очередного или у старшего священника — и

6) кто должен отпирать и запирать церковь и носить к священнику ключи: церковный сторож или псаломщик?

В разъяснение этих недоумений дано знать духовенству Костромской епархии к точному руководству и исполнению:

1) что 3-м пунктом указа Святейшего Синода от 4 марта 1885 года за № 3 отменено только разделение священников на настоятелей и помощников, но не уничтожено самое звание настоятелей или старших священников и права и обязанности, с этим званием соединенные, особенно в двухклирных и многоклирных церквах; посему первенство в священнослужении, главное заведование церковным имуществом, ближайшее наблюдение за поведением и исправностью по службе причта, за правильным ведением церковных книг и своевременным доставлением по церкви разного рода сведений, срочных ведомостей и отчетности должно лежать на настоятелях или старших священниках церквей, как на лицах, наиболее доверенных от епархиального начальства и ответственных, которые в своих действиях должны руководствоваться прежней инструкцией настоятелям двухклирных и многоклирных церквей, имеющейся при всех церквах Костромской епархии.

Согласно сей инструкции:

2) за временем и по рядком совершения церковного богослужения должен наблюдать, главным образом, настоятель церкви;

3) церковная печать должна находиться в церковном архиве, за ключом, хранящимся у настоятеля церкви;

4) прикладывать церковную печать и нумеровать церковные бумаги и документы должен сам выдающий их священник или через настоятеля церкви и выдавать бумаги и документы по исходящей книге, которая должна быть одна для всех причтов известной церкви;

5) церковные ключи должны храниться у очередного священника;

6) отпирать и запирать церковь должен очередной псаломщик при церковном стороже, и он же, псаломщик, должен носить ключи к очередному священнику.

 

Какие службы священник может совершать без псаломщика

Относительно Литургии, конечно, не может быть и речи о возможности совершать ее одному священнику без псаломщика. Литургия не допускает никаких изменений в своем чинопоследовании, которое непременно требует для совершения Литургии, кроме священника, участия, по крайней мере, чтеца и вместе певца; потому что на Литургии, кроме молитв и священных обрядов, исполняемых священником, частью вслед за ними, частью даже одновременно с ними, должны быть исполняемы положенные чтения и песнопения на клиросе. Вечерню же, утреню и другие повседневные службы, по словам «Руководства для сельских пастырей», священник может отправлять и без псаломщика, если совершать их наедине, у себя в доме, или хотя и в церкви, но без предстоящих. Одного только священник не может и не должен делать при этом, именно — произносить ектении, которыми священник (или диакон) приглашает предстоящих принимать участие в общей молитве. Если же священник совершает богослужение в присутствии других богомольцев, он должен служить вместе с псаломщиком, как следует по Уставу церковному; иначе служба будет носить характер молитвы частной, а не общественной.

 

(Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)
«Недоуменные вопросы пастырской практики»)

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: В ПОКАЯНИИ — ВСЯ ТАЙНА СПАСЕНИЯ
События церковной жизни
Поздравления
Протоиерей Николай Крикунов: «МОЛИТВА ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ДЕЛО»
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон: СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ ОТЦОМ ДЛЯ СВОЕЙ ПАСТВЫ
А.С. Бочков: В ХРАМ ПРИХОДЯТ ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ
Священник Кирилл Жолткевич, О.Г. Кирьянова: «БОЖИЯ МАТЕРЬ НАМ ПОМОГАЕТ, ЗНАЧИТ — У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: НАУКА ПОДВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ПРИЗНАНИЮ БОГА
В.М. Вальков: В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ТОРЖЕСТВА
Игумен Симеон (Шевцов), А.С. Бочков: НА САМОМ КРЕПКОМ ОСНОВАНИИ
Б.М. Лукичев: «ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ ПО ДОЛГУ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
А.В. Валькова: ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИНА И СИЛА ПРАВОСЛАВИЯ
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
Из духовной поэзии
Обращение Народного радио


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.
стр. 63
08.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011