На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Аннотация
Почти всю первую половину июля и вторую половину августа занимают дни церковных постов — Петрова и Успенского. Пост, по учению Церкви, не сводится к воздержанию от определенных видов пищи и от развлечений. Пост — это время усиленных молитв и покаяния, очищения души от греховных страстей, время нравственного совершенствования... Статья в журнале "Пастырь", июль 2009 г.
Раздел: Слово учредителя

В ПОКАЯНИИ — ВСЯ ТАЙНА СПАСЕНИЯ

Предыдущая Следующая

  

Почти всю первую половину июля и вторую половину августа занимают дни церковных постов — Петрова и Успенского. Пост, по учению Церкви, не сводится к воздержанию от определенных видов пищи и от развлечений. Пост — это время усиленных молитв и покаяния, очищения души от греховных страстей, время нравственного совершенствования.

«Покайтесь и веруйте в Евангелие», — призывает нас Христос Спаситель. Призывами к покаянию пронизаны творения святых отцов, богослужебные тексты. «Без покаяния не бывает Богопочитания», — указывает святитель Тихон Задонский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Милосердый Господь, уготовав нам дивное, небесное, вечное Царство, указал дверь, которою мы можем войти в спасительную пажить Духа и Истины, — дверь покаяния. Если пренебрежем покаянием, без всякого сомнения окажемся вне… В покаянии — вся тайна спасения».

Покаянным духом проникнут весь строгий уклад монастырской жизни, направленный на воспитание навыков доброделания. На протяжении столетий духовным идеалом русского человека был монах-подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу и ближним. Монашеский уклад жизни служил на Руси образцом и для мирских людей. Отличие их от монахов состояло лишь в том, что миряне могли вступать в брак и заниматься мирскими делами. Строгое отношение к посту и молитве, к соблюдению церковного Устава, понимание важности покаяния для спасения души были характерной чертой духовного облика русского народа. В послереволюционные годы картина изменилась. Безбожная пропаганда сделала свое черное дело, разрушив в умах и сердцах тысяч людей традиционные представления о духовно-нравственных идеалах.

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения Русской Православной Церкви, ее храмов и монастырей. Важно, однако, чтобы восстановление и благоукрашение церковных и монастырских зданий сопровождалось внутренним обновлением людей, утверждением правой веры и истинно христианских ценностей. Путь к этой цели ведет через очищение от грехов, через покаяние.

Тема покаяния занимает большое место в духовном наследии выдающегося подвижника ХХ века, последнего Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова), преставившегося ко Господу 18 лет назад, 29 июля 1991 года. Его суждения основываются на выводах, содержащихся в творениях святых отцов. «Покаяние есть первейшее дело христианина», — считает отец Иоанн. «Кто не кается — тот мертв», — подчеркивает старец. «Вся жизнь христианина, — пишет отец Иоанн, — должна проходить в покаянии, ибо с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека». Покаяние рассматривается им не как одномоментный акт, а как постоянное стремление очищать свое сердце сокрушением о грехах, как «непрерывный подвиг всей нашей жизни».

Неотъемлемой частью покаяния отец Иоанн считал искреннюю, чистосердечную исповедь. В одном из писем старец писал: «По святоотеческому учению… мы должны как можно чаще очищать свою совесть посредством Таинства покаяния перед духовником. А это, в свою очередь, будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души». Отец Иоанн напоминает, что это спасительное Таинство установил Сам Искупитель мира словами, обращенными к апостолам: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех».

Старец учит различать истинное и ложное покаяние. Отец Иоанн пишет: «Покаяние только тогда будет истинным, когда человек осознает свой грех, возненавидит его, постарается не повторять и получит прощение через исповедь». Старец объясняет, что надо понимать под ложным покаянием. «Возвращающийся после покаяния к тому же греху тем самым показывает не только свою неблагодарность Богу, но и маловерие. Вот почему Господь не прощает ему грехи, а покаяние в таком случае остается только церемонией, обрядом, совершаемым перед духовником и не приносящим никакой пользы».

Надо признать, что многие наши соотечественники, включая тех, кто находится в церковной ограде, еще далеки от понимания важности истинного покаяния. Не так уж редко священникам приходится слышать на исповеди: «А в чем мне каяться? У меня нет никаких грехов». Казалось бы, многочисленные бедствия, обрушившиеся на нашу страну в последнее время, и особенно экономический и финансовый кризис, должны побудить людей к переосмыслению своей жизни, к осознанию тленности всего земного и необходимости обратиться к вечным ценностям. Но нет — по-прежнему сильна тяга к приобретению материальных благ

и удовольствиям, на которые порой уходят последние деньги. Как и прежде, в обществе процветают разврат, пьянство, наркомания, алкоголизм, а отцы и матери соглашаются на убийство еще не родившихся детей. Какие еще скорби нужны для искоренения пороков, для вразумления заблудших? «Некающиеся навлекают на себя гнев Божий», — предупреждает схиархимандрит Иоанн (Маслов). Вспомним народную пословицу: «Господь долго терпит, но больно бьет».

В практике совершения Таинства покаяния наблюдается много нарушений. Часто священники полностью не вычитывают перед исповедью положенных молитв, безучастно выслушивают исповедников, отделываются общими словами. Некоторые клирики на страницах печати ставят вопрос о «разделении двух Таинств — Евхаристии и Покаяния», то есть о возможности причащения без исповеди. Кое-где это уже практикуется. Но подобная практика противоречит традициям Русской Православной Церкви, на что покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обращал внимание в одном из своих выступлений на ежегодном собрании духовенства города Москвы.

Долг церковного пастыря — всегда помнить о том, какая великая ответственность возложена на него Господом. Это ответственность за души верующих, которых он призван вести к покаянию и спасению. Вести других — значит прежде всего самому быть образцом для подражания. Значит — гореть любовью к Богу и ближним, значит — неукоснительно следовать церковным канонам и традициям.

 

Н.В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

магистр богословия, доктор педагогических наук

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: В ПОКАЯНИИ — ВСЯ ТАЙНА СПАСЕНИЯ
События церковной жизни
Поздравления
Протоиерей Николай Крикунов: «МОЛИТВА ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ДЕЛО»
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон: СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ ОТЦОМ ДЛЯ СВОЕЙ ПАСТВЫ
А.С. Бочков: В ХРАМ ПРИХОДЯТ ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ
Священник Кирилл Жолткевич, О.Г. Кирьянова: «БОЖИЯ МАТЕРЬ НАМ ПОМОГАЕТ, ЗНАЧИТ — У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: НАУКА ПОДВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ПРИЗНАНИЮ БОГА
В.М. Вальков: В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ТОРЖЕСТВА
Игумен Симеон (Шевцов), А.С. Бочков: НА САМОМ КРЕПКОМ ОСНОВАНИИ
Б.М. Лукичев: «ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ ПО ДОЛГУ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
А.В. Валькова: ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИНА И СИЛА ПРАВОСЛАВИЯ
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
Из духовной поэзии
Обращение Народного радио


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.
стр. 2
08.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011