На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

«МОЛИТВА ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ДЕЛО»

Предыдущая Следующая

 

По творениям святителя Феофана Затворника

 

Среди разнообразных христианских подвигов особое место занимает молитва. Епископ Феофан вслед за многими святыми отцами считал ее основой христианского подвига. «Молитва, — учит святитель, — есть первое дело в нравствен но-религиозной жизни. Корень этой жизни составляет свободно-сознательное отношение к Богу, которое заправляет потом всем. Поприще, где раскрывается и потом является в действии это отношение, есть молитва».

Молитва есть общение человека с Богом, излияние перед Ним своих сердечных желаний и прошений. Господь знает нужды каждого человека и не нуждается в наших молитвах. Но молитва необходима прежде всего самому молящемуся.

Поэтому каждый христианин, чтобы преуспеть в молитве, должен постоянно молиться. «Есть молитва, — учит епископ Феофан, — живет дух, нет молитвы — нет жизни в духе».

Молитва является живоносной силой для души, «дыханием духа». Она способствует одухотворению жизни христианина, просвещению его ума, очищению сердца, поддерживает и укрепляет силы его души в подвиге доброделания.

Духовно-нравственная жизнь человека, по мысли святи теля, так тесно связана с молитвой, что ее нельзя и пред ставить без молитвы. Указывая на особую важность и значение молитвенного подвига в нравственном совершенствовании человека, Преосвященный Феофан говорит: «Молитва есть главное дело. Она и есть путь наш к Богу».

Связь молитвенного делания с подвигом христианского совершенствования обнаруживается и через характерные духовные ощущения молящегося. Молитва искренняя, сердечная, с участием всех душевных сил человека всегда пробуждает в нем чувство собственного недостоинства, которое происходит от сознания величия, святости и всемогущества Божия, что, в свою очередь, понуждает христианина с еще большим усердием искать помощи у Бога, Подателя всех благ и совершенств. Таким образом, молитва сама по себе выражает стремление человека к святости и совершенству.

Правильный молитвенный подвиг — основа и показатель духовной жизни. Отсюда можно указать еще на одно значение молитвы: она является своеобразным показателем уровня духовной жизни христианина, «барометром» его религиозно-нравственного состояния.

Если христианин имеет желание молиться, значит есть у него и стремление к жизни святой, совершенной, а если нет такого желания, нет, соответственно, и стремления к нравственному обновлению и богоугодной жизни. «Дело молитвы есть великое дело. Оно есть и свидетельство жизни духовной и вместе пища ее, — указывает святитель. — Поэтому и заботиться о совершенстве в ней христианин обязан более всего».

Молитвой освящаются все наши труды, которые совершаем мы для своего нравственного воспитания. Душеспасительными и полезными они будут лишь тогда, когда они начинаются, сопровождаются и оканчиваются молитвой. Поэтому христианин должен считать молитву «первым в жизни своей делом» и ею «освящать всякий шаг». «Всякое начало своих трудов освящайте молитвой», — учит владыка Феофан.

Молитва по мере очищения души от грехов низводит на душу Божественную благодать, которая начинает потом со действовать в житейских трудах и решениях. Святитель Феофан объясняет, каким образом происходит это содействие. По его словам, в момент молитвы мысли и сердце человека принимают правую сторону, и это, безусловно, сказывается на всех его делах. Однако самое главное, что в эти моменты «не ум теперь будет решать, а Господь».

Находясь в молитве, человек становится в теснейшее единение с Богом, и поэтому ею «знаменуются» наши от ношения к Богу. «Молитва, — наставляет богомудрый архипастырь, — всегда служит выражением отношения нашего к Богу». При постоянном молитвенном упражнении человек входит в духовное общение с небесным миром, переносится туда своим умом и сердцем, так что небесная отчизна становится для него близкой и родной уже здесь, на земле. А это приближение к вечности дает христианину возможность опытно познать радость общения души с Богом и горним миром, радость новой, благодатной жизни во Христе. И потому нет ничего удиви тельного, «когда читаем, что кто-нибудь из святых встал на молитву и не отступал иногда ночь всю с прибавкой дня. Молитва вознесла его в родной дом, где Отец, Мать, братья и сестры с полной любовью объемлют его, утешают и услаждают».

Сердце молящегося, ощутив приток Божественной благодати, обновляющей его духовные и телесные силы, становится непоколебимой твердыней спасающей веры. Усердный молитвенник бывает свободен от искушений маловерия, так как он на деле познает достоинства христианской жизни и явно ощущает присутствие и действие Божественной благодати в Церкви Христовой. Вера его восходит на степень непоколебимой уверенности, которая, как правило, проявляется во всех сферах деятельности человека. В этом отношении, чтобы христианину вступить в общение с Богом посредством молитвы и преуспеть в добродетелях, ему нужно научиться правильной молитве.

Каждому христианину полезно ради того, чтобы молит венный подвиг получил правильное направление, ежедневно совершать определенное правило. «Молитвенное правило, — учит Преосвященный Феофан, — есть безопасная ограда молит вы. Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное — внешнее». Но как без тела человек не может составлять полноты своей жизни, так и без молитвенного правила он не сможет достичь чистой молитвы. То и другое надо иметь и по силе исполнять. «Молитвословие не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет молитвенное правило».

Молитвенные правила могут быть самые разнообразные, в зависимости от времени и телесных сил тех, кто исполняет их. «Всякому чину людей или всякой степени приближения к Богу своя молитва и свои для ней правила». Человеку, впервые приступившему к молитвенному правилу, святитель Феофан советует соблюдать благоразумную умеренность. «Имейте у себя, — наставляет он, — известное молит венное правило — небольшое, чтобы, при своих обычных делах, ты мог исполнить его неспешно».

В молитвенном делании человеку прежде всего необходимо воспитать в себе молитвенный дух. Первый способ к этому есть чтение и слушание со вниманием молитвословий и молитвенных песнопений. Поэтому христианин должен начинать свой молитвенный подвиг с усвоения чужих молитв, оставленных нам богомудрыми отцами, содержащихся в молитвенниках. В молитвах святых отцов «движется великая молитвенная сила», и кто со всем вниманием и усердием проникает в них, тот по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы становится причастником этой молитвенной силы. «Нельзя сказать с первого раза: «молись сам», — пишет Преосвященный Феофан, — человек этого не сможет, как не сможет, например, говорить по-французски не учившийся тому. И молитве надо учиться, надо приобретать навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам. Для этого у нас есть молитвенники в домашнем употреблении и совершаются чины молитвенные в церковном богослужении. Через посредство их и надо сначала навыкать к молитве».

Молитва, читаемая по молитвеннику, если она совершается с соответственными мыслями и чувствами, способна привлекать все дары, свойственные молитве. Некоторые из христианских подвижников всю свою земную жизнь молились по молитвенникам в простоте сердца и достигали высокого духовного совершенства.

Святитель Феофан, говоря о пользе молитвенного правила, никого из своих духовных чад не связывал правилом. И это происходило по той причине, чтобы человек не ограничивался только исполнением правила, но стремился все минуты своей жизни посвящать на угождение Богу.

Поэтому не только утром и вечером рекомендовал владыка молиться, но и по возможности чаще в течение дня. «В продолжении дня, между делом, — писал он, — сколько можно чаще воздыхайте ко Господу, Который везде есть». Надо стараться христианину приобрести навык — не считать окончание молитвословия концом молитвы, а стремиться воспитать такое настроение, чтобы телом делать обычные дела, а духом всегда быть с Господом. Из слов святителя видно, что молитва не есть какое-либо однократное, прерывистое действие, а есть состояние духа — постоянное и непрерывное, подобно тому, как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца. Поэтому епископ Феофан призывает христианина «воспитать в себе дух молитвенный».

Раскрывая свое учение о молитве, богомудрый владыка завещал своим духовным чадам всячески избегать формальности и торопливости в молитве. Последователь Христа должен стремиться к тому, чтобы в молитве «душа беседовала с Богом и сердечные воздыхания ее восходили к Богу».

Начинающему совершать молитвенное правило владыка советует приготовиться к молитве. «Приступая к молитвословию, — наставляет он, — когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи, — и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, Кто Тот, к Кому ты обращаешься в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, — и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. Здесь начало молитвы, а доброе начало — половина дела».

Приступая к молитве, говорит далее святитель, необходимо иметь желание, «чтобы с нами было то, чего хочет Бог, и молиться: «Буди воля Твоя, Господи, над нами». Чтобы молитвенно испрашивать у Бога Его воли для себя, надо и свою жизнь устроить так, «чтобы всякий шаг твой, всякое действие твое — и внутреннее и внешнее — было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, но беспрекословным и не размышляющим». Преданность воле Божией во всех случаях жизни является свидетельством полного доверия своей жизни милостивому Богу. По словам епископа Феофана, это достигается воспитанием ума, воли и чувств в непрестанном устремлении к Господу. «Вся кую силу нашу надо покорить Богу, да царствует Он над умом нашим, нашею волею и сердцем».

Любая молитва для благотворного влияния на человека должна быть соединена со вниманием молящегося. Во время молитвы ум должен быть заключен в слова молитвы. «Читай молитвы неспешно, — учит епископ Феофан одного из своих духовных чад, — вникай во всякое слово — мысль всякого слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. В этом — все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы». Поэтому христианин, обращаясь к Богу с величайшим благоговением, должен совершать свое молитвенное правило неспешно, с мыслями и чувствами, ко торые выражаются в читаемых молитвах.

Говоря о молитве, Вышенский Затворник указывает, что не всякое совершение молитв и молитвословий есть уже молитва. Стоять перед иконами и класть поклоны, читать молитвы или слушать их не есть еще молитва, но способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва, по мнению святителя, есть «возникновение в нашем сердце благоговейных чувств к Богу, — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, прошения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией...»

Человек, вступающий в молитвенное общение с Богом, постоянно должен помнить и о том, что молитва есть «ума и сердца обращение к Богу», а «корень» ее составляет «память Божия с теплою верою и чувством к Богу». «Когда стоите на молитве, — завещал владыка, — имейте неотложным, чтобы молитва шла из сердца и с чувствами к Богу». По этому стояние на молитве и поклоны составляют только молитвенное положение, а собственно молитва идет из сердца и выражается в чувстве к Богу. Это сердечное чувство христианина к Богу, по словам епископа Феофана, может иметь место в душе и исторгаться из сердца без слов.

Однако святитель Феофан предупреждал своих духовных чад не искать в молитвенном подвиге наслаждения и восторгов и не разгорячать свое воображение и мечтательность, потому что все это может привести к прелести и духовной смерти.

Главное, в чем должен упражняться человек, совершающий молитвенный подвиг, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. К размышлению о вездеприсутствии Божием необходимо присоединить воспоминание о вечной жизни и о Страшном Суде Христовом. При такой настроенности души рождается дух смирения, страх Божий и надежда на Божию неизреченную благость и человеколюбие. Молясь Творцу видимого и невидимого мира, обладающему бесконечными совершенствами, христианин должен ясно сознавать свое недостоинство и верить, что все вещественные и духовные блага, которыми он обладает, являются не чем иным, как дарованиями Божиими. В глубине своего духа молящийся обязан чувствовать свою ничтожность и ощущать, что он недостоин предстоять вечному и всемогущему Владыке. У него не должно быть и мысли о наличии каких-либо заслуг перед Богом. Без такой настроенности бесполезны бывают молитвенные занятия, тщетны обращения к Богу.

Истинной молитве споспешествует также испытание молящимся своей совести. Всякий грех, отягчающий душу и не очищенный покаянием, делает молитву бесплодной. Значит, всякий, желающий беседовать в молитве с Богом, должен прежде всего осознать свои грехи, загладить их покаянием и больше к ним не возвращаться.

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма в честь иконы Пресвятой Богородицы

«Всех скорбящих Радость» в Калитниках

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: В ПОКАЯНИИ — ВСЯ ТАЙНА СПАСЕНИЯ
События церковной жизни
Поздравления
Протоиерей Николай Крикунов: «МОЛИТВА ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ДЕЛО»
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон: СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ ОТЦОМ ДЛЯ СВОЕЙ ПАСТВЫ
А.С. Бочков: В ХРАМ ПРИХОДЯТ ЦЕЛЫМИ СЕМЬЯМИ
Священник Кирилл Жолткевич, О.Г. Кирьянова: «БОЖИЯ МАТЕРЬ НАМ ПОМОГАЕТ, ЗНАЧИТ — У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: НАУКА ПОДВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ПРИЗНАНИЮ БОГА
В.М. Вальков: В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ТОРЖЕСТВА
Игумен Симеон (Шевцов), А.С. Бочков: НА САМОМ КРЕПКОМ ОСНОВАНИИ
Б.М. Лукичев: «ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ ПО ДОЛГУ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
А.В. Валькова: ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ИСТИНА И СИЛА ПРАВОСЛАВИЯ
А.С. Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Знаете ли вы?
Из духовной поэзии
Обращение Народного радио


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль-август 2009 г.
стр. 10
08.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011