На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: С места события

ПО УСТАВУ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ

Предыдущая Следующая

 

Воскресное утро. Литургия окончена. Но верующие не расходятся. Служащие храма бережно снимают со стен иконы и передают их прихожанам. Начинается крестный ход. В нем участвуют десятки человек — от мала до велика. Спереди доносится пение хора, которое подхватывают остальные: «Святии новомученицы и исповедницы Соловецкие, молите Бога о нас!»

На подворье Соловецкого монастыря в подмосковном селе Фаустове отмечается день памяти тех, кто положил свою душу за Христа в печально известном Соловецком лагере особого назначения. Это архиереи и священники, монахи и миряне, хранившие верность Богу даже до смерти.

В двадцатых числах августа один за другим следуют три праздника, посвященных Соловецким подвижникам, — день памяти основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Собор Соловецких святых и Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Это время особенных торжеств для прихожан Соловецкого подворья.

Крестный ход огибает соседний храм, стоящий почти на краю холма, с которого открывается захватывающий вид на долину Москвы-реки, и возвращается в церковь, где прошло богослужение.

После отпуста беседую с настоятелем подворья иеромонахом Василием. Прежде всего я задаю ему такой вопрос:

«Почему Соловецкое подворье разместилось именно в селе Фаустове, а не где-нибудь еще в Подмосковье?» Отец Василий рассказывает:

«Когда-то в селе Марчуги, ближе к Воскресенску, на другом берегу Москвы-реки, существовала пустынь. В середине XVII века монастырский храм, который, по всей видимости, был деревянным, во время половодья размыло. Царь Алексей Михайлович в 1655 году повелел построить вместо него новый храм, уже каменный, здесь, в селе Фаустове, на Красном холме. Строительство вели соловецкие монахи, которые по делам монастыря всегда находились в Москве. Подворья с храмом в столице тогда не было. Просто стояла изба, в которой жили соловецкие монахи.

Вначале в Фаустове построили большой двухэтажный храм. Нижний престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, нижний — в честь Святой Троицы. К концу XVII века храм начал приходить в упадок из-за отсутствия материальных средств. Тогда указом сына Алексея Михайловича, царя Петра, пустынь была передана в ведение Соловецкого монастыря. В 1696 году она стала монастырским подворьем.

После этого начали строить маленький храм, освященный в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Это был надвратный храм. Исторических записей о подворье осталось мало. Известно, что оно имело земли, скотный двор, конюшню, все то хозяйство, без которого обойтись невозможно.

Так продолжалось до указа Екатерины II о секуляризации церковных земель. Земли подворья перешли в казну, подворье превратилось в обычный приход. Настоятелем был назначен священник из числа белого духовенства. Приход был большой — до двух тысяч душ. К нему относились и жители деревень, которые находились на расстоянии 15 километров от Фаустова.

В 1937 году приход ликвидировали. Последнего настоятеля протоиерея Сергия Кедрова арестовали. Он был расстрелян на Бутовском полигоне. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил отца Сергия к лику святых. В 1989 году храмы села Фаустова передали церковной общине в плачевном состоянии. В них росли деревья, крыш как таковых не было. В 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II здесь вновь разместилось подворье Соловецкого монастыря.

Пока что службы идут только в нижнем храме Благовещения Пресвятой Богородицы. В надвратном храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких по средам читались акафисты. Но сейчас он закрыт — восстанавливается иконостас. Там прошла служба в престольный праздник.

Монахов на подворье, кроме меня, нет. Но есть трудники, которые стремятся к иноческой жизни. Мы стараемся жить по уставу Соловецкого монастыря, соблюдать его традиции. Это относится и к богослужению, и в целом к устроению жизни на подворье. Нас мало, но монастырь пока не в состоянии посылать сюда кого-либо из своей братии. Ему самому нужны средства и люди. Так что мы вынуждены обходиться собственными силами и с помощью Божией обходимся».

«А где Вы пребывали раньше, до назначения на подмосковное подворье?» — спрашиваю я отца Василия.

«Принадлежал к братии московского подворья Соловецкого монастыря».

«Кто сегодняшние прихожане храма в селе Фаустове?»

«Главным образом, жители этого села. По воскресным дням кто-то обязательно приезжает из Москвы. Это люди, которые сердцем прилепились к нашему храму. Они узнали о подворье в селе Фаустове либо в самом Соловецком монастыре, где побывали как паломники, либо на московском подворье обители. Приехали сюда и полюбили наш храм».

«Как относится к подворью местное население?»

«Хорошо относится. Отрадно, что представители администрации Воскресенского района в подавляющем большинстве — люди верующие. Они ходят в храм, молятся, исповедуются, причащаются...»

Слушая рассказ отца Василия, я думал о том, что судьбы подмосковного села Фаустова и Соловецкого монастыря таинственным образом связаны. Неспроста именно соловецким монахам было поручено возвести в этом селе каменный храм при царе Алексее Михайловиче. Неспроста здесь возникло подворье Соловецкого монастыря. И не по случайному стечению обстоятельств оно возродилось после прекращения гонений на Церковь.

Конечно, следы разрушений, причиненных безбожниками, видны еще и сегодня. Многое еще предстоит сделать на Соловецком подворье в селе Фаустове для залечивания ран, нанесенных атеистической властью. Но сколько уже сделано и какими малыми силами! Блестит золотом пятиглавый монастырский храм. В нижней церкви установлен прекрасный резной иконостас. В храме царит строгая молитвенная атмосфера. На службу приходит много молодежи. Чувствуется, что здесь сложилась крепкая, жизнеспособная община. Люди ощущают святость этого места. Недаром сюда приезжают даже из Москвы — за 70 километров от столицы...

 

В.М. Вальков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
Поздравления
архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков, С.Г. Горбунов: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Протоиерей Александр Шаргунов: СВЕТ ЭТОТ ОСТАЕТСЯ ВСЕГДА
Н.В.Маслов: НЕЗЫБЛЕМЫЙ ФУНДАМЕНТ ЦЕРКОВНОГО УЧЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ЧТЕНИИ
Преподобный Исаия Отшельник: Мысли о духовном
ВСТРЕЧА В ПАЛОМНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «БАТЮШКА МУДРО НАПРАВЛЯЛ МЕНЯ»
Монах Сергий (Копылов), В.М. Вальков: ПРЕССА ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬ
Игумения Евдокия (Левшук), Н.А.Свердлова: БОЛЬШОЙ УРОК
В.М. Вальков: ПО УСТАВУ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ
Протоиерей Константин Буфеев, Я. Алексеенко: «УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»
Н.А. Свердлова: «МЫ ПОЛУЧИЛИ ЕЩЕ ОДНИХ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОЛДАТИК, ДАЙ ХЛЕБУШКА!
Игумения Парфения: К ХРИСТИАНИНУ
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.
стр. 49
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011