На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Буфеев Константин /Кандидат геолого-минералогических наук, Протоиерей, Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Архангельское-Тюриково
Буфеев Константин
Кандидат геолого-минералогических наук
Протоиерей
Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Архангельское-Тюриково

Работы этого автора

Алексеенко Я.С.
Корреспондент «Народного радио»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Вера и знание

«УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»

Предыдущая Следующая

 

Интервью с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Архангельское-Тюриково, руководителем Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев», академиком Международной Академии наук, кандидатом геолого-минералогических наук, протоиереем Константином Буфеевым.

 

— Отец Константин, расскажите, каковы цели и задачи Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев»?

— Главной целью нашего центра является просвещение, то есть напоминание современным людям, что есть церковное учение, которое должно быть по крайней мере им знакомо, известно и которое не должно подменяться современными новомодными, коих сейчас так много.

 

Скажите, насколько трудно проповедовать среди неверующих людей?

— Сейчас православных людей очень мало, мало их среди обывателей, еще меньше их среди ученых, среди тех, кто причастен к некоторому знанию или думает, что он причастен. Поэтому напоминание простым людям и учащимся, студентам и школьникам и людям науки о том, что есть незыблемое церковное вероучение, есть незыблемое откровение о начале мира, об истинах, что Бог есть Творец этого мира, о том, что Бог есть и Судья этого мира, Альфа и Омега, Который дает начало и конец, — напоминание об этом есть главный элемент церковного вероучения, забытого или не воспринятого многими современными людьми. Христианство - это не только Распятие и Воскресение, это напоминание о том, что Бог — Творец, и как Творец Он должен быть таковым исповедуем. Мы берем на себя нелегкую задачу напомнить человеку о том, что нельзя вычеркивать из церковного вероучения эти значимые положения о том, кто, как и каким образом, за шесть дней из небытия создал этот мир.

 

Но раз мы заговорили о творении, как нужно относиться к теории эволюции с православной точки зрения? В школах обучение по-прежнему строится по теории Дарвина, школьникам говорят, что человек произошел от обезьяны.

— К теории эволюции отношение церковное совершенно однозначно. Я могу привести как пример десятки и даже две с лишним сотни цитат из творений святых отцов, которые вполне однозначно, недвусмысленно изложили свое отношение к ней как к теории, несовместимой с православным христианским догматическим вероучением. Эволюционизм — это порождение неверующего ума, порождение падшего ума, вовсе не просвещенного благодатью Божией и веры. Плоды эволюционизма всем известны — это теория классовой борьбы, проповедь превосходства, расизм, фашизм во всех видах, это теория экономического, империалистического подавления одних классов другими. Такое эволюционистское сознание основывается не на представлении о человеке как образе и подобии Божием, а на представлении о человеке как одном из видов животного мира, подчиняющемся тем же законам, законам джунглей, законам хищничества, законом первенства, законам подчинения сильным слабых. С христианством эта теория несовместима, и эволюционизм как идеология или как попытка представить его в научном свете чужд святоотеческому сознанию и практике церковной, богослужебной.

 

— Расскажите, каков Ваш взгляд на соотношение веры и знания?

— Наша вера основана на знании, потому что мы поклоняемся ведомому Богу, мы знаем Бога, знаем Его по имени, знаем Его в проявлении, знаем Его откровения. Святой апостол Павел проповедует в Афинах язычникам, которые поклоняются неведомому Богу; мы, христиане, можем утверждать о Господе, что знаем Его. Теперь скажем о знании светском, научном и прочем. Церковь никогда его не отрицала, но всегда предлагала ученым осознать, что наше средство — научное, эксперимент, теоретические рассуждения — имеют ограниченное, отнюдь не всеобъемлющее значение. Поэтому честный ученый должен говорить иногда, что есть вопросы, на которые он не имеет ответа, он их не знает, он пришел к пределу чувствительности приборов, к пределу возможности познания вещей и прочего. А обыватель, который пользуется плодами научно-технического прогресса, должен понимать, что наука не всесильна, что наука не имеет такой Божественной мощи и имеет тоже предел в ответе на многие вопросы, например, в вопросе о начале и конце. Не может наука никакими средствами говорить о начале, нет ни свидетелей, ни основания для этого разговора. Поэтому иногда надо остановиться и сказать, что до этого предела мы можем изучить что-то, а дальше уже признаем свое невежество.

Как быть в школах, как поступить в отношении теории Дарвина, как сделать так, чтобы наших детей не вводили в заблуждение? Надо убедить министерство образования в том, что навязывание этой антихристовой идеологии приносит серьезный вред сознанию наших детей, что это есть дело подрыва моральных устоев нации, это государственного масштаба проблема. Когда в эпоху воинствующего атеизма дарвинизм преподавался в школах, это было логично, потому что атеизм подразумевает теорию эволюции как неотъемлемую часть своего учения и утверждает, что человек произошел от обезьяны, что труд создал человека, все классики марксизма об этом писали, и эта теория была развита и принята в качестве генеральной идеологической линии государства. Сейчас, слава Богу, от этой идеологии уже все отказались, но, как ни странно, этот идеологический рудимент продолжает оставаться в нашей школьной программе и вузовской тоже. Проблема в том, что старые кадры, старые профессора, старые преподаватели, школьные учителя не готовы воспринять нормальную христианскую точку зрения, то есть люди неправославные не желают пересмотреть свой атеизм, свой материализм. Многие уже крещеные, ходят в храмы, читают Евангелие, веруют в Воскресение Спасителя, в жизнь будущего века, но при этом продолжают повторять как бездумные попугаи что человек произошел от обезьяны, что одни виды якобы переходили в другие, хотя ни одного научного факта за последние 200 лет представлено не было.

 

Скажите, пожалуйста, как ваш центр сотрудничает со школами, например, на уровне факультатива.

— Да, это удается делать, хотя в последние годы наша деятельность главным образом сосредоточена на общении с научными кругами, с более серьезной аудиторией. Эта работа требует такого же серьезного продолжения. Правда, она должна вестись не партизанскими средствами, не только на уровне небольшого церковного центра или инициативы одного-двух священников или мирян, понимающих эту проблему. Эту проблему надо решать в масштабе государственном, в масштабе министерства образования и науки, чтобы, по крайней мере, в школьной программе была представлена альтернатива дарвинизму и дано право выбора, чтобы не получилось, что на уроках церковных, основ православной культуры или каких-то иных дети изучали бы дисциплины, которые противоречили бы взглядам, излагаемым на уроках по другим предметам.

 

Вы все-таки допускаете возможность выбора в школе? Мы действительно затронули актуальный вопрос — введение основ православной культуры. Было очень много споров, стоит ли вводить этот предмет в школах, и до сих пор пока еще нет единого мнения. Что вы думаете об этом?

— Я убежден, что если бы сейчас во всех школах ввели на хорошем качественном уровне преподавание православных дисциплин, то есть основ Закона Божиего, связанного и с нравственным поведением людей в обществе, и с основами религиозного образования — основ богослужения, основ знания Священного Писания Нового и Ветхого Завета, то, кроме пользы, это ничего не могло бы принести нашим детям, причем детям как православным, так и из семейств любой другой веры. Об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх, многие наши епископы, и спорить с этим, я думаю, ни один здравомыслящий человек во всем мире не станет. Проблема в другом: где взять столько кадров учителей, которые на качественном, добротном уровне дали бы глубокое и основательное православное учение? Потому что современные школьные учителя получали образование в советскую и постсоветскую безбожную эпоху. Хорошие математики у нас есть, хорошие химики тоже есть, а вот где взять богословов, которые могли бы не отвращение вызвать у детей, а увлечь, заинтересовать, привить любовь к этому предмету? Философия, богословие — это предметы, которые должны не отвращение вызывать, а, наоборот, утвердить на верном основании. Кадровая проблема стоит здесь на первом месте, то есть если кто-то из доброжелателей возражает против введения основ православной культуры, то, думаю, мотивы только одни — а сможем ли мы выполнить эту задачу, какими кадрами, какими силами? У Церкви, у священников стольких сил и ресурсов нет, у нас священников меньше, чем школ, и не всякий батюшка, разумеется, готов идти в школу и вести уроки, это целая нагрузка и большая задача.

 

А в каком формате лучше вводить в учебный курс основы православной культуры факультативно или как обязательную дисциплину?

— Вы знаете, как получится, дай Бог здесь хоть что-нибудь сделать, дай Бог какое-нибудь доброе семя насадить.

 

А нет ли опасности, что если факультативно, то дети просто ходить не будут?

— Есть опасность. Более того, к необязательным предметам складывается и такое отношение — пару раз люди придут, а потом перестанут. С другой стороны, превращать Закон Божий в обязательный предмет, ставить двойки, ставить какие-то незачеты, требовать чтение молитв наизусть — значит вызывать негодование и недовольство учащихся. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, будучи преподавателем Закона Божиего в Кронштадте, ставил только высокие оценки; он не считал возможным ставить пятерку с минусом, четверку или ниже. Нужно поощрять учащихся. Как можно требовать веры от людей? Вера — это добровольное открытое, добросердечное отношение к Богу. Уроки должны способствовать этому, а еще больше эти уроки должны способствовать посещению храма и участию в богослужении. К сожалению, наша картина далека от идеальной, в одних школах, где кадров будет достаточно, плод будет, и плод благой, а где-то можно прогнозировать крах и неудачу.

 

Беседовала Я. Алексеенко,

корреспондент «Народного радио»

(Окончание следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
Поздравления
архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков, С.Г. Горбунов: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Протоиерей Александр Шаргунов: СВЕТ ЭТОТ ОСТАЕТСЯ ВСЕГДА
Н.В.Маслов: НЕЗЫБЛЕМЫЙ ФУНДАМЕНТ ЦЕРКОВНОГО УЧЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ЧТЕНИИ
Преподобный Исаия Отшельник: Мысли о духовном
ВСТРЕЧА В ПАЛОМНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «БАТЮШКА МУДРО НАПРАВЛЯЛ МЕНЯ»
Монах Сергий (Копылов), В.М. Вальков: ПРЕССА ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬ
Игумения Евдокия (Левшук), Н.А.Свердлова: БОЛЬШОЙ УРОК
В.М. Вальков: ПО УСТАВУ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ
Протоиерей Константин Буфеев, Я. Алексеенко: «УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»
Н.А. Свердлова: «МЫ ПОЛУЧИЛИ ЕЩЕ ОДНИХ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОЛДАТИК, ДАЙ ХЛЕБУШКА!
Игумения Парфения: К ХРИСТИАНИНУ
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.
стр. 55
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011