На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Филипп (Стецюренко) /Архимандрит, Преподаватель Одесской Духовной Семинарии
Филипп (Стецюренко)
Архимандрит
Преподаватель Одесской Духовной Семинарии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Памятная дата

«БАТЮШКА МУДРО НАПРАВЛЯЛ МЕНЯ»

Предыдущая Следующая

 

9 октября — день Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова) в монашестве. Этот великий подвижник Русской Православной Церкви XX века принял монашеский постриг в Глинской пустыни с именем в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

К годовщине преставления отца Иоанна (Маслова) были приурочены очередные летние Глинские чтения — международный образовательный форум, проводимый Фондом святого благоверного князя Александра Невского и Московской педагогической академией. Чтения нынешнего года, состоявшиеся в конце июля в Московской Духовной Академии, были посвящены теме, важность которой несомненна, но к которой, увы, мало обращаются даже православные исследователи и журналисты. Звучит она так: «Нравственность народа — источник могущества и богатства государства».

На форуме председательствовал президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского, магистр богословия, доктор педагогических наук Н.В. Маслов. Во вступительной речи он, в частности, сказал:

«У святых отцов говорится: "Надо умолять Бога, чтобы Он сохранил нравственность русского народа". От человека зависит — направо пойти или налево, правильной дорогой или сбиться с пути. Но ничего не бывает без воли Божией.

От малейшего нарушения законов брака и семейной жизни бывают дурные последствия для детей, общества и государства. Неблагословленный брак, то есть брак без венчания, лишает благословения Божиего все семейство. Люди могут не понимать, что они от этого страдают, но даже если они и не страдают сейчас, все равно их грех отразится на будущих поколениях.

Дети узнают, что их родители не уважали Божий законы, не венчались, легкомысленно относились к Крещению, и им легко приходит на ум мысль, что для них соблюдение законов Божиих тоже не обязательно. Упадок нравственности родителей продолжается в детях и внуках. Грех и зло из поколения в поколение возрастают. Поскольку государство состоит из семейств, расстроенные составные части разлагают и все наше общество.

Главная задача руководства — ступень за ступенью вести общество к нравственному совершенству. Первая забота любого начальника — нравственное состояние подчиненных. Бог благоволит к тому народу, нравственность которого укрепляется, Господь ждет от людей благодарности, раскаяния, исправления, ждет молитв, соединяющих человека с Богом.

Однажды, как говорит Священное Писание, Бог раскаялся в том, что сотворил человека. Это было перед всемирным потопом. Чтобы Господь не испытал такое раскаяние в отношении к нам, к нашим семьям, нашим городам и селам, надо укреплять веру. Сегодня мы видим возрастающую жажду чистоты, жажду молитвы. В нашем обществе проявляется здоровая тенденция. Достаточно сказать о том, что день памяти святых благоверных Петра и Февронии — покровителей супружеской верности — стал официальным праздником. Мы являемся свидетелями милости Божией, изливающейся на каждого из нас».

В Глинских чтениях принимали участие и монашествующие из разных епархий Русской Православной Церкви. С некоторыми из них побеседовали наши корреспонденты.

 

Архимандрит Филипп (Стецюренко),

преподаватель Одесской Духовной Семинарии,

духовный сын отца Иоанна (Маслова):

 

 

Отец Филипп, Вы каждый год приезжаете на летние Глинские чтения. Что Вас приводит на эту конференцию? Что она Вам дает?

— Летние Глинские чтения приурочиваются ко дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова), моего духовного наставника. Отец Иоанн окормлял меня с первых дней моего пребывания в Московских Духовных школах. В общей сложности в Духовной Семинарии и Академии прошли 19 лет моей жизни. Сначала учился, потом преподавал, одно время был помощником инспектора. Почти все эти годы я, по милости Божией, не разлучался с батюшкой. Меня очень тянуло к нему. Он давал мне ответ на все вопросы, которые у меня возникали. В беседе с ним я находил утешение и обретал внутреннее спокойствие. Батюшка наставлял меня на путь истинный. Эти годы были очень трудными для меня, потому что батюшка, как мне тогда казалось, обращался со мной очень строго.

Несколько раз вместе с другими студентами я сопровождал его на отдыхе. С радостью выполнял его просьбы. Часто батюшка ездил на отдых вместе с отцом Марком (Лозинским), самым близким его другом. Выезжали на юг, в район Нового Афона. Но и на отдыхе жизнь у нас была очень насыщенной. Батюшка не давал нам расслабляться. Все делалось по расписанию. Море, южное солнце, как известно, действуют расслабляюще. Но батюшка держал нас всех в строгости, не позволял сокращать молитвенное правило. Это было для нас очень полезно. Прекрасное время моей юности, моего пребывания рядом с батюшкой!

Говорить о нем можно очень много. Правила, которые он устанавливал, были довольно жесткими. Характер мой нуждался в укрощении, и батюшка мудро направлял меня. Он четко выполнял план моего обучения и воспитания. Я ему бесконечно благодарен. Конечно, временами хотелось какого-то послабления. Утром он подходил, поднимал с постели: «Вставай, Александр!» Это было мое мирское имя. Говорил нарочито сухо, строго. Только один раз назвал меня Сашей. Это меня подтягивало. Семь лет я проучился в Духовных школах. По милости Божией, по молитвам батюшки, меня оставили при Академии, где я выполнял различные послушания. Мне довелось быть ассистентом у владыки Питирима, профессоров Осипова и Комарова. Когда они отсутствовали, я проводил занятия вместо них.

 

Значит, на Глинские чтения Вы приезжаете прежде всего для того, чтобы почтить память отца Иоанна (Маслова), побывать у него на могиле, помолиться о упокоении его души.

— Да, это моя внутренняя, сердечная потребность. Прошло 17 лет с тех пор, как батюшка отошел ко Господу, и все эти годы он часто мне снится. Каждая встреча с ним во сне оставляет у меня ощущение радости, наполняет душу миром и любовью.

 

Что Вам дают Глинские чтения как преподавателю?

— Глинские чтения — это форум, перед которым я просто благоговею. Хочется, чтобы география чтений была расширена. Считаю, что пора организовать их в Крыму, в Одессе. Я уже говорил об этом с Николаем Васильевичем Масловым. Крым — моя малая Родина, я не забываю его, пекусь о нем, хотя бы мысленно. Там уже, слава Богу, и Семинария открылась.

 

Вы считаете, что Глинские чтения нужно провести для светских педагогов Крыма?

— Да, это было бы очень ценно. Я думаю, что и в Крыму, и в Одессе такое предложение встретило бы поддержку правящего архиерея и преподавательского состава.

 

Каковы позиции Православия в Одессе?

— Одесса — очень интересный, красивый город, город большой культуры.

 

Но и сложный, наверное?

— Сложный, это город многонациональный, многоконфессиональный. Но при всем при том Православие имеет в Одессе крепкие позиции. Главным образом, благодаря нашему владыке — митрополиту Агафангелу, человеку твердой веры, решительному противнику автокефалии Украинской Православной Церкви. Важно и то, что Одесская Семинария в послевоенное время не закрывалась. Сохранилась преемственность в преподавании. В нашей Семинарии прекрасная библиотека. Студенты Киевской Духовной Академии приезжают к нам писать курсовые работы.

Хорошо, что на Глинских чтениях в полный голос говорят об укреплении нравственности. Сейчас нравственность в народе, можно сказать, ниже нуля. Надо будить совесть. Надо, чтобы не только Церковь, но и светские педагоги занимались этой проблемой. Конечно, без веры ее решить невозможно. Поэтому надо позаботиться о духовно-нравственном воспитании самих преподавателей.

 

Ведется ли в Одесской епархии совместная работа с педагогами государственных учебных заведений?

— Систематически пока не ведется. Были отдельные контакты с государственными учебными заведениями — университетом и военным институтом, где проводили беседы преподаватели нашей Семинарии. Но совместных программ у нас пока нет.

 

Батюшка, какой предмет Вы преподаете?

— Священную историю Ветхого Завета, точнее - Пятикнижие Моисея.

 

— А где Вы служите как священник?

— В храме Михаило-Архангельского женского монастыря.

 

Много ли сестер в этой обители?

— Больше 120.

 

По нынешним временам это много.

— В Михаило-Архангельском монастыре очень деятельная настоятельница — игумения Серафима. Она является депутатом Одесского городского совета. С ней считаются, она пользуется большим авторитетом. Матушка Серафима — человек пишущий, автор нескольких книг. Одна из них посвящена 950-летию Киево-Печерской Лавры, другая — Михаило-Архангельскому монастырю.

 

Не сталкивается ли монастырь с попытками внешних сил оказать давление на церковную жизнь в Одессе?

— В нашем городе подобной напряженности не чувствуется. Владыка Агафангел ведет себя мудро, он поддерживает добрые отношения с властями и многого добивается. В Одессе восстановлен кафедральный собор, полностью разрушенный в 30-е годы прошлого века. В царское время он был третьим по величине во всей России. В нижнем храме собора уже идет служба. В городе есть два или три раскольнических храма. Но их приходы немногочисленные. Подавляющее большинство верующих поддерживает каноническую Церковь.

 

Беседовал В.М. Вальков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
Поздравления
архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков, С.Г. Горбунов: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Протоиерей Александр Шаргунов: СВЕТ ЭТОТ ОСТАЕТСЯ ВСЕГДА
Н.В.Маслов: НЕЗЫБЛЕМЫЙ ФУНДАМЕНТ ЦЕРКОВНОГО УЧЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ЧТЕНИИ
Преподобный Исаия Отшельник: Мысли о духовном
ВСТРЕЧА В ПАЛОМНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «БАТЮШКА МУДРО НАПРАВЛЯЛ МЕНЯ»
Монах Сергий (Копылов), В.М. Вальков: ПРЕССА ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬ
Игумения Евдокия (Левшук), Н.А.Свердлова: БОЛЬШОЙ УРОК
В.М. Вальков: ПО УСТАВУ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ
Протоиерей Константин Буфеев, Я. Алексеенко: «УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»
Н.А. Свердлова: «МЫ ПОЛУЧИЛИ ЕЩЕ ОДНИХ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОЛДАТИК, ДАЙ ХЛЕБУШКА!
Игумения Парфения: К ХРИСТИАНИНУ
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.
стр. 39
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011