На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: октябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На тему дня

НЕЗЫБЛЕМЫЙ ФУНДАМЕНТ ЦЕРКОВНОГО УЧЕНИЯ

Предыдущая Следующая

 

Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику святых 13 подвижников Глинской пустыни. Редакция обратилась к президенту Фонда святого благоверного князя Александра Невского Н.В. Маслову с просьбой ответить на вопросы, связанные с этим решением.

 

— В лике святых прославлены представители разных поколений Глинских старцев, разных исторических эпох. Тем самым признаны единство духовных традиций Глинской пустыни и выдающаяся роль, которую она играла в истории русского монашества на протяжении нескольких веков. В чем заключается эта роль?

— Самая главная роль Глинской пустыни заключается в том, что она сохранила вершину монашества — старчество. В XX веке Глинская пустынь оставалась практически единственным монастырем, в котором сохранилось старчество. Как известно, свет монахам — ангелы, а свет мирянам — монахи. И когда оскудевает монашеская жизнь, когда не исполняется правило, нарушаются уставы, тогда появляется расстройство не только в монастырях, не только в душах монахов, но и душах окружающих людей. В итоге расстраивается вся государственная система. Государство опускается все ниже и ниже, его начинают терзать, завоевывать.

Сохранение старчества было главным в жизни Русского государства многие века. Когда старчество оскудевало, терпели урон все стороны жизни отдельных людей и целых семейств, армии и чиновничества, всюду происходил упадок нравов. Высота нравов зависела от того, какое влияние имело старчество. Глинская пустынь, по описанию многих, играла первенствующую роль в сохранении старчества, а значит, в сохранении монашества, в поддержании монашеской жизни, которая предписывалась Церковью.

 

— Какое значение имеет канонизация Глинских старцев в контексте нынешней церковной обстановки на Украине?

— Надо заглянуть в историю создания Глинской пустыни, основанной в начале XVI века. Явление чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы было событием миротворческим. В том месте, где явилась эта икона, проходили границы Московского и Литовского княжеств, бушевали распри, шли войны. Явление Глинской иконы превратило это место в место паломничества и молитв, в место братания людей. Люди вспоминали, что они — братья, и все невзгоды оставляли за порогом. Так воцарился мир на границе Московского и Литовского княжеств.

Канонизация Глинских старцев имеет, как мне кажется, такое же значение. На мой взгляд, она будет действовать миротворчески, способствовать распространению учения Глинских старцев о монашеской жизни. Это очень важно. Сегодня учение Глинских старцев о спасении получило законодательную силу в Церкви, и оно, естественно, будет утверждаться в самой монашеской среде, в церковной среде. Поскольку Глинское наследие, как мы знаем, имеет сегодня и огромное педагогическое значение, в частности, в России, благодаря канонизации учение Глинских старцев получит новый импульс и на образовательном направлении.

Сохранение незыблемого фундамента учения Церкви о спасении имеет очень важное значение. Порой о себе заявляют обновленцы, проповедующие модернистские взгляды, и выдвигают лжеучителей, подобных тем, которые изгонялись из Глинской пустыни за нарушение уставной деятельности, канонических, догматических правил.

Церковь прославила таких подвижников, как игумен Филарет (Данилевский), схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), схиархимандрит Серафим (Амелин). Эти люди обнаружили свою святость еще при жизни. Схиархимандрит Иоанникий прошел по воде как по суху, повторив чудо преподобного Иоанникия Великого. Игумен Филарет предсказывал, лечил, пророчествовал. Практически вся плеяда Глинских старцев — это пророки. Пророки не только прошлых веков, но и XXI века. Потому что их наследие осталось нам, оно является для нас пророческим.

Думаю, что канонизация Глинских старцев и распространение их учения поможет укрепить добрые отношения между Украиной, Россией, Белоруссией, между всеми славянскими народами, между всеми народами нашей страны. Утверждение мира в отношениях между народами станет, наверное, главным результатом молитвенной помощи сонма Глинских старцев. Хочу сообщить, что сейчас готовится освящение храма в честь Собора Глинских старцев на российской земле.

Глинское наследие — это общее достояние нашей Церкви, всего православного мира, оно несет в себе объединяющее, миротворческое начало и, что самое главное, скажу еще раз, утверждение старчества. Это главнейшая задача — утвердить старчество в монашеской жизни, а, следовательно, и в жизни нашего общества.

 

— Что сделано Фондом святого благоверного князя Александра Невского для популяризации наследия старцев Глинской пустыни и его использования в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения?

— Наш фонд ведет разностороннюю просветительскую деятельность. Одна из главных его задач — издание духовной литературы. При содействии фонда выпущены в свет труды последнего Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова), других подвижников Глинской пустыни. Две книги отца Иоанна — «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI — XX вв.» и «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» — рекомендованы министерством образования Российской Федерации для использования в качестве учебного пособия по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях всех типов и широко применяются в педагогической практике. Ежегодно издается Православный церковный Глинский календарь. Выходят в свет книги по православной педагогике, написанные на основе трудов старцев Глинской пустыни. По всей России и за ее пределами проводятся образовательные Глинские чтения. Организаторами этого форума выступают Фонд святого благоверного князя Александра Невского и Московская педагогическая академия. Фонд издает три духовно-просветительских журнала — «Глинские чтения», «Пастырь» и «Русский инок», в которых уделяется большое внимание духовным наставлениям Глинских старцев. Передачи о Глинской пустыни и ее подвижниках регулярно звучат в эфире «Народного радио».

 

Что думает предпринять Фонд святого благоверного князя Александра Невского для более широкого использования наследия Глинской пустыни в своей просветительской деятельности?

— В наших планах — проведение Глинских чтений в Одессе, Севастополе, Минске. Считаем, что сегодня наследие Глинской пустыни может сыграть такую же миротворческую, объединяющую роль, как и в далекие времена. Предполагаем выполнить ту же миссию силами наших современников, положив в основу учение Глинских старцев о спасении, об утверждении мира, о нравственном совершенствовании.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
Поздравления
архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков, С.Г. Горбунов: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Протоиерей Александр Шаргунов: СВЕТ ЭТОТ ОСТАЕТСЯ ВСЕГДА
Н.В.Маслов: НЕЗЫБЛЕМЫЙ ФУНДАМЕНТ ЦЕРКОВНОГО УЧЕНИЯ
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ЧТЕНИИ
Преподобный Исаия Отшельник: Мысли о духовном
ВСТРЕЧА В ПАЛОМНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Архимандрит Филипп (Стецюренко): «БАТЮШКА МУДРО НАПРАВЛЯЛ МЕНЯ»
Монах Сергий (Копылов), В.М. Вальков: ПРЕССА ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬ
Игумения Евдокия (Левшук), Н.А.Свердлова: БОЛЬШОЙ УРОК
В.М. Вальков: ПО УСТАВУ СОЛОВЕЦКОЙ ОБИТЕЛИ
Протоиерей Константин Буфеев, Я. Алексеенко: «УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»
Н.А. Свердлова: «МЫ ПОЛУЧИЛИ ЕЩЕ ОДНИХ НЕБЕСНЫХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ»
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: СОЛДАТИК, ДАЙ ХЛЕБУШКА!
Игумения Парфения: К ХРИСТИАНИНУ
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" октябрь 2008 г.
стр. 25
10.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011