На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Тихон (Белавин) /Святитель, Патриарх Московский и всея Руси
Тихон (Белавин)
Святитель
Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

ОБРАЩЕНИЕ К АРХИПАСТЫРЯМ И ПАСТЫРЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ 4(17) НОЯБРЯ 1921 ГОДА

Предыдущая Следующая

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон

 

Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные Преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения.

Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви. При таком отношении пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и преданий церковных. Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее ее достояние.

Какое-то время казалось, что обновленчество и церковный модернизм, бурный всплеск которых наблюдался в России в 20-е годы ХХ века, ушли в далекое прошлое. Церковный народ, несмотря на мощную поддержку, оказанную советскими властями обновленцам, не принял их нововведений и в подавляющем большинстве остался в ограде Патриаршей Церкви. В конце концов это вынудило руководителей страны в известной степени пересмотреть свою церковную политику и пойти на определенные уступки канонической иерархии Московского Патриархата, что особенно проявилось в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В результате обновленческое движение заглохло.

Однако, как показывают факты последнего времени, идеи, пропагандировавшиеся обновленцами в первой половине прошлого века, сегодня находят сочувствие у части священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. Об этом Святейший Патриарх Алексий II откровенно говорил в декабре 2007 года на епархиальном собрании духовенства города Москвы. Отвечая на вопрос о возможности литургических реформ, Его Святейшество сказал: «Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужение на русский язык, о чем в свое время говорили обновленцы, или предлагают сократить богослужение, забывают, что Церковь, ее уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться. Никакого пересмотра текста Великого канона преподобного Андрея Критского не будет. Церковь наша в трудные времена гонений и испытаний выстояла, сохраняя незыблемой свою традицию. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю всех вас соблюдать наши православные традиции и не смущаться частными высказываниями людей, пытающихся возвратить нас во времена обновленчества».

Участники пастырского совещания духовенства Московской епархии, состоявшегося в Новоспасском монастыре под председательством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, викария Московской епархии, председателя Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви, выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх совершенно четко и недвусмысленно высказывается против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных (каковая позиция разделяется подавляющим большинством членов Церкви), находятся отдельные миряне и клирики, которые говорят о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывают всевозможные искажения нашей святыни - апостольского и святоотеческого Предания, пытаются сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляют либерализацию пастырской и духовнической практики, призывают к сокращению и ослаблению постов, сокращению и ослаблению молитвенного правила, особенно перед причастием, что является путем к профанации таинств, прежде всего, центрального таинства — Евхаристии.

Публикуемый нами сегодня документ — Послание Святейшего Патриарха Тихона, причисленного Церковью к лику святых, — показывает, что современные обновленцы на самом деле не предлагают ничего нового. Все их так называемые новшества представляют собой перепевы идей, отвергнутых Священноначалием и церковным народом десятки лет назад.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В. Маслов: «ОН СТЯЖАЛ БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО»
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ
БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ПЕРВАЯ СЕССИЯ СОБОРА ЗАКОНЧИЛАСЬ, ВТОРАЯ СОСТОИТСЯ ОСЕНЬЮ
Е.Л. Мельникова: «ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон: ОБРАЩЕНИЕ К АРХИПАСТЫРЯМ И ПАСТЫРЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ 4(17) НОЯБРЯ 1921 ГОДА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ГОСПОДЬ ДАСТ ГЛАГОЛ БЛАГОВЕСТВУЮЩЕМУ»
Святитель Иоанн (Максимович): «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Протоиерей Симеон Вишняков: «ИОАНН ДА БУДЕТ ИМЯ ЕМУ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава: «ЭТО БЫЛ РЕВНИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЖИВОЕ, ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА
29 июня /12 июля. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Епископ Курганский и Шадринский Михаил, Дмитрий Литвиненко: ВОЗРОЖДАЕТСЯ ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАУРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
В.М. Вальков: «КОГДА ДЕТИ СОПРИКАСАЮТСЯ С НАСТОЯЩИМ...»
А.А. Трофимов: ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ
Протоиерей Николай Крикунов: ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНИМ
Сергей Роженцев, О.В. Шангина: «МЫ ИЩЕМ ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
С.С. Бехтеев: МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль 2008 г.
стр. 19
07.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011