На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: июль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Михаил (Расковалов) /Епископ Курганский и Шадринский
Михаил (Расковалов)
Епископ Курганский и Шадринский

Работы этого автора

Литвиненко Дмитрий


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастыри наших дней

ВОЗРОЖДАЕТСЯ ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАУРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

Предыдущая Следующая

 

Епископ Курганский и Шадринский Михаил

 

Ваше Преосвященство, поздравляем Вас с 15-летием Курганской епархии и Вашим 55-летием. 15 лет Вы возглавляете Курганскую епархию. Какие наиболее значимые изменения произошли в жизни епархии за этот период?

— На момент создания епархии в 1993 году существовало только около 20 приходов, в том числе два в Кургане. Сейчас у нас 100 приходов, в Кургане — 10. В Курганской епархии служат 81 священник и 15 диаконов. За эти годы пришло новое поколение молодых священников, многие из которых являются выпускниками Духовных Семинарий.

Но дело не только в количественном росте, хотя и это очень важно. Изменилось само отношение к церковной жизни. Если в 90-е годы многие приходили в церковь под влиянием моды, некой эйфории, то сейчас, когда мода на религию прошла, люди сознательно делают свой выбор в пользу Православия. Все больше становится воцерковленных людей, приобщающихся к Таинствам исповеди и причастия, исполняющих правила христианской жизни. Во время прошлого Рождественского богослужения храм Александра Невского был переполнен, люди стояли до окончания службы — до 6 часов утра. Такая же картина и в других храмах нашей епархии. Православие возвращается, возрождается в России, в том числе и на Зауральской земле.

За прошедшие 15 лет в Курганской епархии построены и продолжают строиться новые храмы. В Кургане начато строительство Богоявленского храма. Это общенародная стройка, в которой участвуют предприятия, организации, предприниматели, рядовые граждане. Создан и действует попечительский совет по строительству Богоявленского храма, который возглавляет губернатор Курганской области О.А. Богомолов. Большую помощь оказывает общественный благотворительный фонд «Народный храм». Сейчас проведены необходимые работы по укреплению фундамента будущего храма. Весной состоится освящение закладки камня и начнется полноценное строительство.

Построен замечательный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского. Возведен гарнизонный храм в поселке Увал в честь Георгия Победоносца. Построено немало часовен. В сентябре прошлого года была освящена закладка камня будущего Рождественского храма в Частоозерье. Проект храма, созданный нашим земляком, талантливым архитектором Константином Ефремовым, очень интересный — это будет храм в византийском стиле.

В Курганской епархии много внимания уделяется восстановлению зауральских храмов. В частности, большие работы проведены по реставрации кафедрального собора святого Александра Невского. Вспоминаю, как в 1993 году владыка Мелхиседек, возглавлявший до разделения Екатеринбургскую и Курганскую епархию, назвал наш собор «катакомбной» церковью. Потому что даже окна в алтаре были заложены, он стоял абсолютно темный. Не было куполов, колокольни... Первым делом освободили окна алтаря, он снова стал светлым. В 1995 году заказали московским мастерам иконостас, который исполнен в том же стиле, как и Архангельский собор московского Кремля. Сейчас иконостас покрывается басмой (позолоченной медью). Была осуществлена роспись храма, которой ранее не было. Возведены купола, колокольня, построена звонница. Сейчас кафедральный собор Александра Невского приобрел свой исторический облик.

Конечно, работа по строительству и восстановлению храмов очень сложная, требующая значительных финансовых средств. Но процесс идет, он будет развиваться. Очень важно, что на этом пути Церковь находит взаимопонимание с властями и обществом.

Важное направление деятельности Курганской епархии — это социальное служение, которое ведется в различных сферах жизни общества. У нас сложились хорошие, конструктивные отношения с Главным управлением образования Курганской области, которое возглавляет Б.А. Куган. В нашей области созданы благоприятные условия для преподавания курса «Основы православной культуры». В Кургане открыта и действует первая православная школа. Практически при всех Зауральских храмах работают воскресные школы для детей.

Важную просветительскую миссию выполняет епархиальная «Православная газета», которая издается с начала 2007 года. Тираж газеты — 5 тысяч экземпляров, и у издания уже появился свой читатель. Это не только верующие, но и люди, интересующиеся Православием, ищущие ответы на сложные жизненные вопросы.

Наши священники несут духовное служение в лечебных учреждениях, где больные люди особенно нуждаются в помощи и участии. В Курганском госпитале для ветеранов войн открыта домовая церковь в честь святителя Луки Войно-Ясенецкого. Здесь создано православное сестричество — сестры милосердия помогают больным. Священники нашей епархии духовно окормляют людей, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. При храме Александра Невского действует православное общество трезвения, готовое оказать помощь всем нуждающимся. Церковь не оставляет без внимания людей, находящихся в местах заключения. Во многих исправительных учреждениях существуют специальные молельные комнаты, где священники совершают церковные обряды и Таинства, проводят духовные беседы.

15 лет — срок небольшой. Но за эти годы в Курганской епархии, как и во всей Русской Православной Церкви, произошло немало положительных изменений. Значительно выросло число приходов, строятся и восстанавливаются храмы, все больше людей, причем осознанно, обдуманно, приходят к православию.

 

— Ваше Преосвященство, Вы встречаете свой 55-летний юбилей. Несколько слов о Вашем жизненном пути и духовном служении.

— Родители мои родом из Шадринского района Курганской области. Простые, работящие люди. Отец даже был неграмотным. Вера в их жизни не присутствовала, но они были очень добрые, нравственные люди. Большую роль в моей жизни сыграла бабушка, которая отличалась крепкой верой. Она водила меня в церковь, я ей благодарен. Бабушка заронила в моей душе то семя, которое позднее взросло.

Родился в Екатеринбурге в феврале 1953 года. Семья наша жила в рабочем районе Уралмаша. Учился, как и все, в обычной советской школе. Но помню, как в 3-4 классе стал тайком, через весь город, ездить в единственную действующую тогда церковь Иоанна Предтечи. Конечно, ничего не понимал, но меня увлекала сама атмосфера храма — красивое пение, одежда священников, горящие свечи... Мог стоять часами.

После окончания школы служил в армии. Потом была попытка учебы в медицинском институте. Сразу поступить не смог, в армии подзабыл биологию — год работал в лаборатории. А в 1976 году сделал осознанный выбор — поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1978 году принял монашество.

Хорошо помню день, когда был рукоположен в диаконы. Это — 22 апреля 1978 года — Лазарева суббота. Сильно волновался. До этого в алтаре ни разу не был. Послушание у меня было петь на клиросе. Все было внове, но трепетно учился, внимая всем замечаниям и советам. Закончил Московскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию. С 1982 по 1984 годы служил диаконом в кафедральном соборе в честь Иоанна Предтечи в Екатеринбурге. А затем девять лет служил настоятелем Никольского храма в селе Николо-Павловское — пригороде Екатеринбурга. Здесь мой первый и последний приход, больше я настоятелем нигде не служил. В 1993 году по указу Патриарха и решению Священного Синода был возведен в сан епископа и возглавил Курганскую и Шадринскую епархию. Это была новая епархия, созданная после разделения Екатеринбургской и Курганской епархии. С Божией помощью служу уже пятнадцать лет.

С огромной благодарностью вспоминаю своих духовных наставников. Духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), который определил выбор мною монашеского пути; архиепископа Свердловского и Курганского Платона (ныне митрополита Аргентинского); владыку Мелхиседека, возглавлявшего Екатеринбургскую и Курганскую епархию.

 

— Ваше Преосвященство, нет необходимости говорить, сколь высока роль пастыря в жизни Русской Православной Церкви. Сейчас приходят служить новые молодые священники. А когда было легче служить в недавнем прошлом или сегодня?

— Служить всегда трудно. Есть такое выражение: молиться Богу — это кровь проливать. В советское время, когда я начал служить священником, церковь, в соответствии с атеистическими установками, были загнана в «гетто». Нельзя было приводить детей в церковь, невозможно было на кладбище панихиду отслужить, колокольные звоны были запрещены... Да и действующих храмов было очень мало. Тяжелые для Церкви времена. Но служение священников отличалось глубокой собранностью, сосредоточенностью, молились истово, искренне. При этом жизнь священника в социальном плане была очень трудной.

Затем наступило время свободы, но и некоторой духовной охлажденности со стороны священников. Порой нет той собранности, дисциплины. К сожалению, иные пришли в Церковь корысти ради. Но они забывают народную пословицу: «Каков поп — таков и приход». Если хороший священник, то и приход большой. Священник хорошо служит — народ его любит. А если просто ради денег, то ничего не получится. Люди не пойдут за таким священником. Такие случаи, в том числе и в нашей епархии, бывают, но, к счастью, редко. Большинство священников добросовестно служат. Сегодня приходит новое поколение священников. Оно отличается активностью, образованностью, способностью решать сложные вопросы в условиях нашего непростого времени.

 

Владыка, какую роль играют православные ценности в жизни современной России? Можно ли надеяться, что ценности эти станут главенствующими для России, для нашего народа?

— Православные ценности традиционны для нашего народа. Они проверены веками жизни Российского государства и общества. Конечно, в каких-то сферах новшества возможны и даже необходимы, но в ценностях лучше быть здоровым консерватором. В 90-е годы прошлого века попытались перекроить Россию на западный лад. Не получилось. Вариант, который навязывали западники, не прижился, народ отверг его. «У России особенная стать, ее аршином общим не измерить». У нас свой особый путь, учитывающий более чем тысячелетнюю православную традицию. И сегодня Православие, безусловно, должно сыграть значительную роль в становлении русской идеи. Не может государство жить без идеи — иначе оно просто разрушится.

Россия встает на путь возрождения. Слава Богу, сегодня у власти есть понимание значения православных ценностей для жизни государства и общества. И у народа проявляется не только интерес, но и потребность в обретении традиционных православных ценностей, которые могут стать базой для организации достойной жизни наших граждан.

Но следует более активно идти по этому пути. Прежде всего, это касается вопросов воспитания. В этой сфере многое было упущено, и наши дети, молодежь оказались беззащитны перед пропагандой насилия, культа потребления, безграничного индивидуализма. В этой пропаганде, к сожалению, участвуют российские СМИ, особенно телевидение. В связи с этим необходимо формировать духовный иммунитет по отношению к навязываемому отрицательному, неприемлемому для нашего общества образу жизни. Вот почему столь важно решить на государственном уровне вопрос о преподавании в школе «Основ православной культуры». Дети из православных семей (а в России около 80% населения считают себя православными) должны иметь возможность изучать родную культуру, приобщаться к православным ценностям. Это залог успешного будущего нашей страны. При этом представители других традиционных конфессий тоже должны иметь возможность изучать свои культуры.

Что касается вопроса, могут ли православные ценности стать главенствующими для нашего народа. Все происходит по воле Божией. Если это случится, то это будет добровольный, осознанный выбор народа. Если же православные ценности будут насильственно насаждаться, то случится обратный процесс — отторжение. И этого не следует допустить. Православие — это светлая религия, призывающая к добру, радости, совершенству. Человек создан по образу Божиему Образ Божий заключен в свободе. Отними у человека свободу — он потеряет образ Божий. Поэтому только свободный выбор. Люди должны осознанно прийти к пониманию того, что православные ценности им необходимы.

 

Беседовал Дмитрий Литвиненко

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: июль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В. Маслов: «ОН СТЯЖАЛ БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО»
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ
БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ПЕРВАЯ СЕССИЯ СОБОРА ЗАКОНЧИЛАСЬ, ВТОРАЯ СОСТОИТСЯ ОСЕНЬЮ
Е.Л. Мельникова: «ПОД ЗВЕЗДОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон: ОБРАЩЕНИЕ К АРХИПАСТЫРЯМ И ПАСТЫРЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ 4(17) НОЯБРЯ 1921 ГОДА
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ГОСПОДЬ ДАСТ ГЛАГОЛ БЛАГОВЕСТВУЮЩЕМУ»
Святитель Иоанн (Максимович): «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Протоиерей Симеон Вишняков: «ИОАНН ДА БУДЕТ ИМЯ ЕМУ»
Архимандрит Кирилл (Павлов): ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава: «ЭТО БЫЛ РЕВНИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЖИВОЕ, ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА
29 июня /12 июля. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Епископ Курганский и Шадринский Михаил, Дмитрий Литвиненко: ВОЗРОЖДАЕТСЯ ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАУРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
В.М. Вальков: «КОГДА ДЕТИ СОПРИКАСАЮТСЯ С НАСТОЯЩИМ...»
А.А. Трофимов: ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ
Протоиерей Николай Крикунов: ЛЮБОВЬ К БОГУ И БЛИЖНИМ
Сергей Роженцев, О.В. Шангина: «МЫ ИЩЕМ ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
С.С. Бехтеев: МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: июль 2008 г.
стр. 48
07.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011