На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Гордеев Иосиф
Протоиерей (Болгарская Православная Церковь)

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Живя вне мира, служить миру

«ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»

Предыдущая Следующая

  

Продолжение. Начало см. «Русский инок», март 2008 г.

 

В Одессе монахов встретили хорошо и снабдили необходимым для отправления в Харбин. 18 июня 1904 года отец Константин со своим отрядом в 11 монахов благополучно прибыл в Харбин. Через три дня они были назначены в первую Георгиевскую общину в г. Ляояне. Там они немедля приступили к исполнению своих обязанностей как санитары, будучи распределены по лазаретам и летучим отрядам. Отец Константин сразу же разобрался в обстановке и увидел, что на фронте была большая надобность в санитарах. В боях при Ялу даже некому было уносить с поля боя раненых, и стрелкам приходилось отрываться от своего дела, подбирая раненых товарищей. А были и такие случаи, когда раненые воины оставались на месте сражения и попадали к японцам в плен.

Вскоре прибыли на фронт оставшиеся на Афоне отряды в полном своем составе.

Монахи-санитары беспрекословно подчинялись общим военным правилам и всегда проявляли трудолюбие, храбрость и самоотвержение, оказавшись выше всякой похвалы. Своими действиями они обратили внимание не только своего начальства, но и многих корреспондентов. Так, например, В.И. Немирович-Данченко в газете «Свет» от 15 апреля 1905 г. писал о них следующее: «Я следил десять месяцев за монахами: здоровые и сильные, молодец к молодцу, на работу они накинулись, словно жаждущий олень на источники водные. Кажется, не было для них ни устали, ни измора. В пламенном огне они спешно подбирали раненых, отмахиваясь от пуль. Конечно, с ними не могли сравняться санитары, посланные сюда Красным Крестом, из которых некоторые держали себя даже слишком слабо. Понятно, что монахи и послушники дружины с Афона ничего общего с такими санитарами не имели; трезвенные и девственники, они смотрели на свое дело как на святое послушание, почему и относились к нему в высшей степени честно и строго».

Несмотря на преклонный возраст, отец Константин поражал всех своим мужеством и работоспособностью. Так, из Мукдена вместе с отрядом монахов-санитаров он выступил летучим походом к месту боя на реке Шахэ. Подавая добрый пример для молодых санитаров, он всю дорогу шел быстрым шагом и на поле сражения без устали работал днем и ночью, обмывая, перевязывая и утешая раненых воинов. Видевший все это поэт Никитин посвятил ему особое стихотворение:

 

«Хвала тебе, и честь, и слава,

Донской казак и схимонах!

Ты заслужил на это право

У всего мира на глазах.

Страдальцев, пулями сраженных,

Скорбя, ты раны обмывал

И скорбью страшной удрученных

Увещевал и утешал».

 

В большом сражении под Ляояном и на реке Шахэ, продолжавшемся около недели, монахи, прибывшие с Афона с отцом Константином, проявили себя действительно истинными тружениками, всегда готовыми положить душу за друзей своих, исполняя свой долг и обязанности безропотно и с любовью. Красный Крест решил командировать отца Константина на Афон для набора там второй дружины монахов-санитаров. Получив полномочия с фронта, отец Константин прибыл в Петербург. 26 февраля 1905 г. Совет Главного Управления общества Красного Креста уполномочил отца Константина для набора второй дружины из монахов Афона. Отец Константин нанес также визит митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию, который поблагодарил его за труды на пользу ближних и благословил на дальнейшие подвиги. По пути на Афон отец Константин посетил Константинополь и представился Константинопольскому Патриарху Иоакиму III, который принял и благословил его.

Так после долгого и нелегкого пути отец Константин прибыл на Афон. В обители его встречали как прославленного манчжурского труженика, с крестом, благодарственным молебствием и похвальным словом. Всего лишь три дня старец передохнул в своей обители, а затем отправился по всем русским афонским монастырям и келейным обителям для поклонения святыням и призывал монашескую братию вступить во вторую дружину братьев милосердия для отправления на фронт. В короткий срок ему удалось собрать из русских монахов дружину числом 50 человек. Вскоре из Петербурга поступило сообщение, что, ввиду начавшихся мирных переговоров России с Японией, надобность в отправлении второй дружины монахов-санитаров отпадает. Но деятельный отец Константин на этом не успокоился. Он знал, что в Харбине, в лазаретах, лежат раненые и тяжелобольные, более десяти тысяч человек. Отец Константин решил собрать денежную помощь от афонских монастырей, скитов и келейных обителей на покупку стерилизованного молока для этих больных и раненых. На его призыв отозвались не только русские монастыри, но жертвовали посильную лепту болгарские, молдавские, греческие, иверские и другие обители Афона. На собранные деньги отец Константин выписал из Швейцарии 100 ящиков стерилизованного молока, которое было отправлено в Одессу. Отец Константин решил сам сопровождать этот груз до Харбина. Трогательно простившись с братией, он снова отправился в далекий и тяжелый путь. Когда он прибыл в Одессу, молоко уже было там. В его присутствии таможенными властями была произведена экспертиза, и молоко было признано доброкачественным. Отец Константин принял также для отправления на

фронт от Одесского общества Красного Креста 304 пуда риса. Несмотря на все трудности и препятствия, он благополучно доставил вверенный ему груз в Харбин. Только ему самому пришлось немного пострадать: злонамеренные люди похитили у него личные вещи и документы.

В Харбине отец Константин передал молоко и рис Управлению лазаретами. Молоко для больных он развозил сам. При этом он утешал больных и раненых, одаряя их подарками и вещами, доставленными с Афона. Ободренные его заботами и вниманием, больные и раненые благодарили отца Константина за его заботы о страждущих как во время боев, так и теперь, когда они находятся в лазарете.

За двадцать месяцев русско-японской войны отец Константин много потрудился. В четыре конца от Афона до Дальнего Востока и обратно он проехал пятьдесят тысяч километров тяжелого пути. На фронте он действовал как санитар и руководил монашеской санитарной дружиной. На вопросы харбинских журналистов, как он решился предпринять такое дальнее путешествие и взяться за столь трудное дело, особенно при его преклонном возрасте, отец Константин отвечал, что долг монаха — подвиг, который выше всех других подвигов, — положить душу свою за други своя.

Его дружина монахов-санитаров также немало потрудилась, многие из них имели тяжелые ранения. Были и такие, которые перенесли по нескольку ранений и испытали тяжелую участь плена у японцев. Но они не возроптали. После окончания войны и выздоровления они возвратились с высокими наградами в свои обители на Афон.

Закончив свои дела в Харбине, отец Константин отправился в Петербург. Он был представлен к награде — наперсному золотому кресту на Георгиевской ленте. Этой награды ему пришлось ждать восемь месяцев, пока она была ему выдана из царской канцелярии. Затем отец Константин возвратился на родной Дон, в Новочеркасск, для получения заграничного паспорта взамен похищенного у него в пути. Он посетил и свою станицу Кочетовскую. По случаю его приезда собрались все его родные, приятели и сослуживцы. С хуторов прибывали молодые донцы, участники боев в Манчжурии, в парадной форме и украшенные крестами и медалями, чтобы встретить своего заслуженного земляка и засвидетельствовать ему свое уважение и почтение. В воскресный день отец Константин молился в станичном храме вместе со своими станичниками за литургией. После службы все отправились на местное кладбище, чтобы отслужить общую панихиду и поклониться памяти всех почивших праотец, отец и братий и павших на поле брани православных воинов. Во время панихиды стройное задушевное общее пение заупокойных песнопений вызвало у многих слезы молитвенного умиления. Это было достойное выражение любви и глубокого братского чувства к усопшим.

Настал час расставания. Отец Константин трогательно простился со своими родными и станичниками и отправился в Новочеркасск, откуда отбыл на Афон, где его встретил торжественно в монастыре святого Пантелеимона священноархимандрит Мисаил с братией. А затем отец Константин отправился в свою Златоустовскую обитель, где продолжались его монашеская жизнь и молитвенный подвиг.

 

Протоиерей Иосиф Гордеев

(Болгарская Православная Церковь)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Сергий Модестов: С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Святитель Филарет Московский: Мысли о духовном
Митрополит Лавр: НАДО САМИМ ПОЕХАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Епископ Серпуховской Роман, Вальков В.М.: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Монахиня Елисавета (Семенова): МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Алексеев А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бочков А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Евангелия Лагопулу: СВЯТЫНЯ НА ОСТРОВЕ АНДРОС
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ СВЯЩЕННИКОМ
Вопросы читателям
Духовная помощь
Мария Сладкова: ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
Архимандрит Исаакий (Виноградов): РАЗГОВОР МИРСКОГО ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЛАЮЩИМ ИДТИ В МОНАХИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.
стр. 41
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011