На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Роман (Гаврилов) /Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни
Роман (Гаврилов)
Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни

Работы этого автора

Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

«К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»

Предыдущая Следующая

 

Интервью епископа Серпуховского Романа, викария Московской епархии и благочинного ее монастырей, настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни

(начало см. «Русский инок», март 2008 г.)

 

Имеет ли Ваш монастырь подворья?

— Вознесенская Давидова пустынь имеет подворье в селе Комлеве Рузского района. Это церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», которую освятил сам владыка митрополит Ювеналий. Подворья будут у нас также в Чеховском и Шатурском районах.

 

Как обеспечиваются продовольствием подмосковные обители?

— Крупные монастыри имеют подсобные хозяйства, небольшие фермы, собственный скот. В основном монастыри стараются сами себя обеспечивать.

 

Представляю себе, как трудно было первое время тем, кто начинал восстанавливать монастыри после долгих лет запустения.

— Когда 15 лет назад я принимал Борисоглебский монастырь в Дмитрове, он был совершенно разрушен. Но Господь нас не оставлял. Вера придавала нам силы, вдохновляла нас. В большинстве своем игумены и игумении, назначенные в момент передачи разрушенных подмосковных монастырей, до сих пор продолжают свое служение на прежних должностях. Основатели монастырей приходили в дремучие леса и на болота. А мы пришли на развалины. Вдобавок эти развалины еще и охранялись. Поэтому надо было пройти все согласования, все инстанции, собрать все необходимые документы. Слава Богу, в нашей Московской епархии эти вопросы по милости Божией успешно решаются при непосредственном участии владыки митрополита Ювеналия.

Очень хорошие отношения сложились с губернатором Московской области Борисом Всеволодовичем Громовым. Мне приходится объезжать практически всю Московскую область, и я вижу, какое внимание главы муниципальных образований уделяют хра­мам и монастырям. От позиции губернатора многое зависит. На не­го ориентируются местные власти. Когда проезжаешь по Подмоско­вью, видишь: тут купола, там купола. Одних храмов в Московской области почти полторы тысячи.

Передача имущества, которое принадлежало монастырям, — во­прос очень острый. В нашей обители, например, располагались тех­никум молочной промышленности, общежитие и поселковая адми­нистрация. Чтобы решить вопрос об освобождении монастырских зданий, нужно было подобрать другие помещения для организаций и учреждений, которые находились в обители. Слава Богу, с Божией помощью все это удалось сделать.

Но не везде вопрос об освобождении монастырских зданий ре­шается просто. Например, есть монастыри, часть помещений кото­рых занимают медицинские учреждения. Чтобы вернуть эти поме­щения, нужно пройти очень долгий и трудный путь. Ведь речь идет об учреждениях, в которых проходят лечение тяжело боль­ные люди. Мы стараемся избегать конфликтов. Братия и сестры идут к больным, помогают им, утешают их. Больница — это еще не самый плохой вариант. На территории некоторых монастырей дол­гое время располагались гаражи. Слава Богу, что монастырские по­стройки в своем большинстве сохранились. Мы надеемся, что со временем люди поймут: монастырь возрождается, и с его террито­рии надо уходить. Лечебные учреждения нужно переводить в дру­гое место.

Все это происходит не без воли Божией. Наверное, так оно и должно быть, чтобы наше новое монашество столкнулось с трудно­стями. Как говорят святые отцы, монашеская жизнь тем слаще, чем она суровее. Если она суровая, значит, для монаха это и есть настоя­щая жизнь. Пусть они будут, эти испытания, надо только правильно на них реагировать. Когда братья и сестры приходят в больницы, ра­дуются и врачи, и больные. Конечно, иной раз бывают и трения. Но в целом отношения с медиками, продолжающими работать на территории монастырей, нормальные. Большое значение имеет тот факт, что между владыкой митрополитом Ювеналием и правительством Московской области поддерживаются тесные контакты.

 

Какую социальную и просветительскую работу ведет Давидова пустынь?

— В будущем мы собираемся принимать в монастыре на постоянное жительство заштатных священнослужителей. Владыка митрополит нас к этому подводит. В других епархиях, я знаю, одинокие священники, почисленные за штат, как правило, уходят в монастыри. Было бы хорошо, если бы и у нас утвердился такой же порядок. Помню: когда я в детстве приезжал в Пюхтицкий монастырь, там жили два стареньких батюшки.

Есть у нас в обители воскресная школа. Ходят в нее дети из поселка Новый быт. В храмах обители не крестят, не венчают, не отпевают. Но исповедоваться, причащаться люди приходят к нам. И детей своих приводят в нашу воскресную школу.

Поблизости от монастыря находится социальный приют для несовершеннолетних. Наши монахи ходят туда на праздники, ребятишки из приюта приходят к нам в гости. Ведем с ними духовные беседы, ездим в паломнические поездки. Словом, занимаемся воспитательной работой. Подростки трудные, но мы замечаем: когда к ним приходят монахи, они становятся другими. То же самое происходит, когда они посещают наш монастырь. Сердце детское отзывается на добрые чувства, на благодать Божию.

Мы стремимся всеми силами помочь в воспитании детей. Церковь призвана лечить души. За этим к нам и идут. Дети приходят к нам в монастырь как к себе домой — дети из приюта и из соседней школы. Былого разделения больше нет. На монахов уже не смотрят как на врагов. Слава Богу, вера в народе жива. Мы стараемся ее сохранить и сберечь. Ведь народу легче живется с верой. Вера очень многое дает человеку.

 

К сожалению, не все это понимают.

— Не все могут сразу услышать обращенный к ним призыв Господа. С раннего детства надо приобщать к вере. Люди не в одно время приходят в Церковь, и все приходят по-разному. Господь не отвергает первого и не отвергает последнего. А всем дает благодать в равном достоинстве.

 

Все ли подмосковные монастыри возвращены Церкви?

— Еще не все. В нескольких районах области есть монастыри, не переданные Церкви. Например, в Шатурском, Каширском и других районах. Но православные общины на их территориях уже существуют. Монастырские храмы пока действуют как приходские. Остальные помещения заняты другими хозяевами. Вопрос о переселении, как вы понимаете, — вопрос болезненный. Все решится со временем. Думаю, что все святые уголки будут возрождены.

Они уже и сейчас не оставлены без внимания. Нет такого святого места, о которым бы мы забыли. Владыка митрополит старается вернуть все, что когда-то было освящено и отдано Богу.

 

Как обстоит дело с приютом «Никита», которому одно время грозило закрытие?

— Владыка Ювеналий ездил туда с министром социальной защиты Московской области на детский Рождественский праздник. Все страсти улеглись. Закрытие приюту не грозит. Расселение не грозит. Дети считают приют, в котором они живут, своим домом, а не приютом. Закрытие было бы страшным потрясением, прежде всего для самих детей. Слава Богу, проблема разрешилась.

 

Есть ли планы создания новых монастырей в тех местах Подмосковья, где их никогда не было?

— Насколько я знаю, таких планов пока нет. В епархиях, которые заново создаются, действительно необходимо открывать новые монастыри. Как может быть епархия без монастыря? Все подмосковные обители в период восстановления были преобразованы из церковных общин. Когда-то и в Вознесенской Давидовой пустыни существовала православная община во главе с отцом Германом. Затем прошло какое-то время, начала собираться братия. Владыка Ювеналий вынес на заседание Синода вопрос о воссоздании монастыря. Некоторые из ныне существующих общин в перспективе могут быть преобразованы в монастыри. Но о создании совершенно новых обителей в Подмосковье речь пока не идет.

 

Налажено ли общение между подмосковными монастырями?

— Как благочинный я по благословению владыки митрополита Ювеналия один раз в квартал собираю у себя всех настоятелей и настоятельниц подмосковных монастырей. Делаю доклад, высказываю свои соображения по поводу тех или других явлений в жизни монастырей. Игумены и игумении обмениваются мнениями, говорят о своих проблемах. Взаимодействие между подмосковными монастырями хорошее. Цель его — помощь в духовном возрождении обителей. Владыка Ювеналий благословляет поездки настоятелей и настоятельниц друг к другу на престольные праздники, на дни Ангела. Это еще одна форма общения. Как благочинный я объезжаю все монастыри, интересуюсь, как там протекает духовная жизнь, как решаются вопросы благоустройства. Хорошо, когда на территории монастыря один хозяин, а когда их несколько, возникают проблемы, которые надо решать.

 

Какие памятные даты, связанные с историей подмосковных монастырей, предполагается отметить в нынешнем году?

— К празднованию больших памятных дат надо готовиться не только владыке и епархии, но и местной администрации. В этом году исполняется 600 лет со дня основания Ферапонтова Лужецкого монастыря, но когда состоятся юбилейные торжества, еще неизвестно. Может быть, в следующем году, а может быть, несколько позже. Ферапонтов Лужецкий монастырь передан Церкви очень давно, но он до сих пор находится в полуразрушенном состоянии. В братском корпусе живут горожане. У Церкви нет средств, на которые можно было бы построить для них жилой дом. Эти вопросы должны решаться местной администрацией. Если проводить большое торжество, то монастырь должен сиять благолепием. Хотя это, конечно, не самая важная составляющая обители. Но, разумеется, собор монастыря перед торжеством нужно отреставрировать, а для этого необходимо привлечь федеральные средства. Так это должно быть. Конечно, можно отметить юбилей, отслужив Божественную литургию. Но хочется все привести в порядок, а потом уже отмечать юбилей. Так что сейчас я не могу точно сказать, когда будет праздноваться эта памятная дата. Церковные юбилеи не обязательно праздновать в строго определенное время. Ферапонтов монастырь — один из древнейших в Подмосковье, но мы, к сожалению, пока не можем решить вопрос о его полном возвращении Церкви. Решится вопрос быстро — слава Богу. Не решится — тоже слава Богу. Всему свое время. Будем молиться, чтобы все шло хорошо, чтобы не было ненужных дискуссий.

 

Каковы, на Ваш взгляд, особенности подмосковных монастырей?

— Специфика их в том, что они в своем большинстве имеют богатую историю и судьбоносное значение для нашей страны. Время их как бы приостановило в развитии, но не закрыло вовсе. Народ все равно в обители приходил. Люди шли к святым источникам, к монастырским стенам, к развалинам, молились, ставили свечки. Так было и в Вознесенской Давидовой пустыни. Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Никакие силы не смогли победить ее. Церковь дала огромное количество новомучеников, среди них и множество монашествующих, молитвами которых сегодня возрождаются наши обители.

В подмосковных монастырях хранятся великие святыни. Возьмите, например, Серпуховский Высоцкий монастырь, где пребывает чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Не сосчитать, скольким людям Матерь Божия помогла по молитвам у этого святого образа. Время от времени он передается для поклонения в другие обители Подмосковья.

Важно и то, что в последние годы некоторые подмосковные монастыри обрели честные останки своих основателей, ранее хранившиеся под спудом. В Давидовой пустыни состоялось обретение мощей преподобного Давида, в Лужецкой обители — преподобного Ферапонта, в Серпуховском Высоцком монастыре — преподобного Афанасия Высоцкого (младшего).

Каким будет наступивший XXI век? Этого мы не знаем. Но я хотел бы надеяться, что то, что мы сегодня созидаем, не будет снова разрушено.

 

Ваше Преосвященство, позвольте от всего сердца поблагодарить Вас за это интервью и пожелать Вам помощи Божией в Вашем служении.

 

Беседовал В.М. Вальков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Сергий Модестов: С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Святитель Филарет Московский: Мысли о духовном
Митрополит Лавр: НАДО САМИМ ПОЕХАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Епископ Серпуховской Роман, Вальков В.М.: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Монахиня Елисавета (Семенова): МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Алексеев А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бочков А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Евангелия Лагопулу: СВЯТЫНЯ НА ОСТРОВЕ АНДРОС
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ СВЯЩЕННИКОМ
Вопросы читателям
Духовная помощь
Мария Сладкова: ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
Архимандрит Исаакий (Виноградов): РАЗГОВОР МИРСКОГО ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЛАЮЩИМ ИДТИ В МОНАХИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.
стр. 27
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011