На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Алексеев А.С.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Предыдущая Следующая

 

Бескрайние русские пространства одухотворяли и объединяли православные монастыри. Сто пятьдесят лет тому назад, 16 мая 1858 года, к России были присоединены необъятные Амурская область и Уссурийский край. Позднее здесь был основан русский мужской монастырь.

«Эта обитель, находящаяся на крайней восточной окраине нашей родины, расположена на половине пути между городами Хабаровском и Владивостоком, на левом берегу реки Уссури в 19 верстах от станции «Шемановка» Уссурийской железной дороги. Вопрос об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря возник по мысли приснопамятного Иннокентия (Вениаминова), первого епископа Камчатского, а впоследствии — митрополита Московского. Однако только спустя тридцать два года мысль епископа Иннокентия была осуществлена, а именно — в 1894 г. состоялось определение Святейшего Синода об учреждении в Приамурье обители и о поручении этого дела иеромонаху Алексию. В настоящее время в обители два храма: один — во имя святителя Иннокентия Иркутского, а другой — домовый. Что касается святынь Приамурской обители, они как бы возмещают ту внешнюю недостаточность, в которой находился новый монастырь в первые годы своего существования. В числе икон монастырских храмов есть немало написанных на полотне в С.Петербурге, в мастерской Сидорского. В южной части Николаевского храма, в стороне от иконостаса, обращает на себя внимание большой деревянный крест, на котором распятый Господь наш Иисус Христос изображен в обыкновенный человеческий рост. Эта святыня пожертвована благотворителями в память Императора Александра III. Есть в храме частицы животворящего Древа Креста Господня и святых мощей многих угодников Божиих. Управляет многочисленной братией игумен». Сведения эти сообщает нам справочник-путеводитель «Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне» (СПб, Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1910, стр. 695).

Любой монастырь — это не только храмы и постройки, но, в первую очередь, горение религиозного духа в человеке, духа, созидающего наше Отечество. История Свято-Троицкого Николаевского монастыря подтверждает известную истину, что чудо и подвиг – норма русской жизни. В созидании монастыря соединились судьбы великого гражданина и патриота нашего Отечества, воина, дипломата и государственного мужа Николая Николаевича Муравьева; выдающегося аскета и миссионера, молитвенника земли Русской, ученого, государственного стратега митрополита Иннокентия (Вениаминова), написавшего еще в декабре 1862 года о необходимости создать монастырь в Приамурском крае; крупнейших меценатов и благотворителей: Иннокентия Михайловича Сибирякова и его старшего брата – ученого путешественника и предпринимателя Александра Михайловича; доблестного русского офицера, церковного живописца и афонского подвижника игумена Алексия (Осколкова); валаамского иеромонаха Сергия; главного начальника Приамурского края, члена Государственного Совета Николая Ивановича Гродекова; святого праведного Иоанна Кронштадтского, обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева и многих других, нам неизвестных устроителей, молитвенников и благотворителей монастыря, новомучеников и исповедников из числа братии…

Основание Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря состоялось через 36 лет после подписания Айгуньского договора с Китаем. Тогда огромная область плодородных земель Приамурья и Уссурийского края вновь вошла в состав Российской империи. Этим великим событием мы обязаны симфонии духовной и государственной власти, просиявшей в Восточной Сибири в виде братского соработничества и единства устремлений архиепископа Камчатского и Алеутского Иннокентия (Вениаминова), прославленного в 1977 году в лике святых, и генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева.

В 1840 году была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, в 1870 году преобразованная в Камчатскую, Курильскую и Благовещенскую. Первым епископом Камчатским стал владыка Иннокентий (Вениаминов), чья судьба поражает своей повседневной героичностью. Жизнеописание митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, опубликованное Иваном Барсуковым в 1883 году (около 800 страниц), читается на едином дыхании и детьми и умудренными старцами; это — прекрасная книга для юноши, думающего, сделать бы жизнь с кого.

Великий воин, дипломат, государственный деятель Николай Николаевич Муравьев-Амурский (1809–1881) – генерал-губернатор Восточной Сибири в 1847–1861 гг. по собственному почину и по благословению архиепископа Иннокентия подписал в г. Айгунь договор с Китаем (16/28 мая 1858 года), которым была установлена межгосударственная граница по реке Амур. Плавание по рекам Амуру, Сунгари и Уссури разрешалось, в соответствии с договором, только русским и китайским судам. Было положено начало реального освоения этих огромных территорий русскими переселенцами. Генерал Н.Н. Муравьев вернул Отечеству громадные территории, отторгнутые у России цинским правительством Китая по Нерчинскому трактату 1689 года. Подписанию Айгуньского договора предшествовала огромная подготовительная работа. На безлюдных берегах Амура возникли укрепленные поселения русских. В Уссурийском крае появились православные часовни и храмы, первые русские священники.

События развивались стремительно. В Усть-Зейской станице владыка 9/21 мая заложил храм во имя Благовещения, одновременно Н.Н. Муравьев переименовал станицу в Благовещенск, в честь архиепископа Камчатского Иннокентия – самого деятельного своего соратника, поскольку еще в сане священника владыка служил в Благовещенской церкви Иркутска. 16 мая был подписан договор. После подписания Н.Н. Муравьев и китайский царедворец расцеловались и расстались с взаимной симпатией. Генерал-губернатор 17 мая возвратился в Усть-Зейскую станицу. 18 мая владыка совершает благодарственный молебен, после которого обращается к своим соратникам во главе с Н.Н. Муравьевым со словами: «Наконец, Господь помог нам совершить одно из вековых дел. Благословен Господь Бог наш, избравший тебя, Богоизбранный муж, в орудие такого великого дела и укреплявший тебя Своею силою. Благословен Господь Бог твой и благословен ты Богом Вышним, устроившим это дело так вожделенно, мирно, дружелюбно и без посредства оружия».

В 1893 году Святейший Синод указом от 4 августа № 3476 возбудил вопрос об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря. Подыскать место для монастыря было поручено иеромонаху Алексию (в миру — Г.А. Осколкову) при содействии епископа Макария и Приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта С.М. Духовского.

Примечательна судьба основателя монастыря. Игумен Алексий происходил из древнего дворянского рода, чьи поместья располагались вблизи Новгорода Великого. Юноша окончил кадетский корпус в 1853 году. Смолоду Григорий Осколков отличался выдающимся талантом художника-живописца. В 18 лет офицером-артиллеристом участвовал в обороне Севастополя, где сражался с исключительной храбростью. После Крымской войны он оставил военную службу и стал подрядчиком на строительстве железных дорог. Духовные поиски Григория Осколкова побудили его вскоре оставить успешно начатые подряды и уехать сначала в Америку, а затем предпринять путешествие по всему миру. В 1877 году Григорий приехал в действующую русскую армию, завершающую освобождение Болгарии от османского ига. Из военного лагеря он перебрался на Афон, где, наконец, обрел душевный покой и несколько лет провел в затворе. В 1892 году отец Антонин (Капустин) пригласил отца Алексия расписать храм святого апостола Петра в Яффе, в саду святой Тавифы. Вскоре русское священноначалие отправило иеромонаха Алексия в Камчатскую епархию с поручением устроить иноческую обитель. Первоначально отец Алексий нашел для строительства обители живописное место на берегу озера в 40 километрах от Хабаровска. Вскоре последовал указ Священного Синода № 2295 от 25 мая 1894 года об основании монастыря. Игумен Алексий совершил путешествие в Иерусалим и на Афон для приглашения иноков в новый монастырь. Желающих нести свет Православия на Дальний Восток в Греции не оказалось, с Афона во вновь образующийся монастырь были посланы святыни.

За время отсутствия игумена Алексия стала очевидна непригодность выбранного им места ввиду частых наводнений. Игумен Алексий обратился с письмом к архиепископу Финляндскому Антонию с просьбой прислать на помощь себе иноков с Валаама. В августе 1895 года было определено новое место расположения монастыря в поселке Горные Ключи, как показало время, весьма удачное. В августе в подкрепление игумену Алексию с Валаама прибыли иеромонах Сергий и иеродиакон Герман, первую зиму жившие в помещении железнодорожной телефонной станции. На отцов-основателей обрушились многочисленные искушения. 2 января 1897 года игумен Алексий ввиду преклонного возраста и резкого ухудшения здоровья отбыл на Афон, преемником его в Горных Ключах остался иеромонах Сергий. Начали строительство. Русских рабочих не хватало, привлекали китайцев. На Троицу 1896 года был ограблен только что возведенный храм. По молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского в монастырь начали стекаться пожертвования со всей России. Константин Петрович Победоносцев прислал братии иконы, созданные в северной столице и на Афоне.

Приамурский генерал-губернатор, член Государственного Совета, генерал от инфантерии Николай Иванович Гродеков передал монастырю крупные суммы денег, лошадей, скот, построил дорогу от железнодорожной станции до монастыря протяженностью 20 верст.

Строения обители располагались тремя группами: по южному склону горы Преображенской около храма, в южном направлении и к северу от храма по берегу реки Уссури. В 1902 году на склоне горы, около храма, была построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1907 году на горе Преображенской построена на средства купца И. Чистякова в память о сыне Иннокентии часовня с высоким шлемовидным куполом. В 1906–1908 гг. сооружены кирпичные корпуса – братский и трапезный, в 1912 году — дом настоятеля. В 1908 году был построен новый кирпичный храм на 1000 человек.

 

А.С. Алексеев

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Сергий Модестов: С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Святитель Филарет Московский: Мысли о духовном
Митрополит Лавр: НАДО САМИМ ПОЕХАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Епископ Серпуховской Роман, Вальков В.М.: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Монахиня Елисавета (Семенова): МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Алексеев А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бочков А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Евангелия Лагопулу: СВЯТЫНЯ НА ОСТРОВЕ АНДРОС
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ СВЯЩЕННИКОМ
Вопросы читателям
Духовная помощь
Мария Сладкова: ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
Архимандрит Исаакий (Виноградов): РАЗГОВОР МИРСКОГО ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЛАЮЩИМ ИДТИ В МОНАХИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.
стр. 53
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011