На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Филарет Московский /святой, святитель,
Филарет Московский
святой
святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Выписки

Мысли о духовном

Предыдущая Следующая

  

Продолжение. Начало см.: «Русский инок», 2008, январь-март.

 

О двойственной природе человека

Есть в природе человеческой странная двойственность: чувство нужды в Божественном, желание общения с Богом и какая-то тайная неохота заниматься Божественным и склонность убегать от собеседования с Богом.

 

Мир Христов

Мир, даруемый Христом, утверждается на непоколебимой уверенности в примирении с Богом.

 

О молчании

Как вещественный сосуд негоден, когда он течет, так и духовный сосуд ничего не стоит, если не хранит влитой в него благодати в смиренном молчании.

 

***

Постоянная жизнь в безмолвии — не для многих. Но посещение безмолвия для всякого должно быть вожделенно.

 

***

Кто не удаляет себя, хоть однажды в день, от всякого внешнего земного занятия, попечения, пристрастия и не вводит своей души в благоговейное безмолвие перед Богом — тот еще не познал пути мира для души своей.

 

***

Помолимся, да благословит Господь и слово, и молчание; да не будет ни слово праздно, ни молчание бессловесно.

 

Истинное просвещение состоит в познании воли Божией и своей немощи

***

Лучший и действительно спасительный подвиг разума человеческого может состоять только в том, чтобы предать себя в свободное послушание вере в Бога, явившегося во плоти.

 

***

То, что в мире обыкновенно называют просвещением, есть не более как лунное мерцание света и жизни, а не полный свет и жизнь духа. Истинное начало жизни духовной, подобно солнцу, изливает теплотворный свет, который сияет истиной и согревающей сердце любовью к добру. Обыкновенный разум человеческий не знает духовного могущества Божия. Какой же мудрости ожидать от этого разума? Он — как слепой.

 

***

Для спасения нужно веровать, исполнять заповеди, очищать сердце, а не любопытствовать.

 

***

Знание без любви есть зимнее солнце, которое не оживляет и не взращивает.

 

Дорожи данным тебе временем

Бытие и жизнь человека в своем начале есть свободное даяние Творца – дар, которого никто не мог у Него вынудить, никто не имел права истребовать. Следовательно, и продолжение бытия, и жизнь есть непрерывное продолжение того же даяния Божия.

 

***

Жизнь временная есть ежеминутное благодеяние Божие.

 

***

Нет времени, которым, не опасаясь, можно было бы пренебрегать, ибо во всякое время можно спастись или погибнуть.

 

***

Проводи начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя ко дню невечернему, а не к ночи вечной.

 

Крест поднимает на Небо

Посмотри на птицу, когда она желает вознестись от земли: она простирается крестом и взлетает.

 

Молитва

Молитва приближает к Богу, и близ сего средоточия существ и миров неразлучно то, что является разлучением в мире перемен.

 

***

Душа, постоянно ищущая Господа и молящаяся, принадлежит Ему, несмотря на то, что нижняя чувственная область ее, иногда против ее воли, волнуется приражением и действием несродных ей сил. За всех ли, за одного ли, как премудро учит Церковь, миром Господу помолимся. Душа молящегося в мире, если и вскипает, то тихим и чистым огнем, но не пригорает, кипит, но не выкипает, изливается, но не истощается.

 

***

Душа, молящаяся усердно, не входит ли в общение с тем, за кого молится? В сем общении не простирается ли иногда ток силы к душе, ищущей помощи?

Молитва друг о друге есть лучшее из общений.

Несовершенства же молитвы должно по возможности исправлять, но не должно унывать от них. Надобно различать дело молитвы от услаждения в ней. Дело делает человек и должен делать постоянно и неослабно по правилу и порядку, а утешение дарует Бог по благодати, когда то нужно для привлечения или подкрепления человека и когда человек оное принять может. Подобным образом и чувство собственной немощи не на то употреблять должно, чтобы тяготиться и упадать духом, но чтобы оставлять надежду на себя и чрез молитву о помощи переходить к надежде на Бога.

 

***

Если вы хотите учиться молитве от человека, то вам ответствуется: О чесом помолимся, якоже подобает, не вемы.

 

***

Если вы скажете: Господи, научи ны молитися; на сие ответствовано более, нежели однажды.

 

***

Благоговение к святыне надлежит обретать постоянное, по возможности, а не на короткое время возбуждающееся.

 

***

Если трепет пред святынею приходит и проходит, надобно, чтобы оставалось в душе смиренное и умиленное желание общения с Господом.

 

***

Надобно стараться быть в молитве постоянну и неколеблему нечаянностями, но также надобно в ней быть тиху и смиренну и не давать дерзновения воображению.

 

***

Кто переходит от восторга к холодности и не довольно утвердился в мирном устроении духа, тому еще довольно дела продолжать свое воспитание.

 

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Протоиерей Сергий Модестов: С ПОБЕДНЫМ ЗНАМЕНИЕМ В РУКЕ
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Святитель Филарет Московский: Мысли о духовном
Митрополит Лавр: НАДО САМИМ ПОЕХАТЬ И ПОСМОТРЕТЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Епископ Серпуховской Роман, Вальков В.М.: «К МОНАШЕСТВУ ВСЕГДА ТЯНУЛСЯ НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД»
Монахиня Елисавета (Семенова): МОНАСТЫРЬ, КОТОРОГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО
Протоиерей Иосиф Гордеев: «ОН СЧИТАЛ, ЧТО МОНАХ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО МОЛИТЬСЯ»
ПО МЕСТАМ ПОДВИГОВ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Алексеев А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бочков А.С.: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Евангелия Лагопулу: СВЯТЫНЯ НА ОСТРОВЕ АНДРОС
ПРОЩАНИЕ С ПОГИБШИМ СВЯЩЕННИКОМ
Вопросы читателям
Духовная помощь
Мария Сладкова: ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ
Архимандрит Исаакий (Виноградов): РАЗГОВОР МИРСКОГО ЧЕЛОВЕКА С ЖЕЛАЮЩИМ ИДТИ В МОНАХИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" апрель 2008 г.
стр. 13
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011