На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь», октябрь 2006 г. — март 2008 г.)

 

Относительно совершения Литургии «соборне» и в присутствии архиерея

В «Пастырском Собеседнике» за 1889 год (№№ 15, 16, 17) священник И. Кутепов поместил обширную статью под заглавием «Практические указания и разъяснения относительно служения Литургии соборне». Необходимость в таких указаниях и разъяснениях объясняется тем, что Служебник почти не дает толкования, как совершать Литургию нескольким священникам и диаконам. В нем есть только три кратких замечания на этот случай, именно — о возглашении ектении «Елицы оглашеннии, изыдите» при двух диаконах, о поминовении на великом входе при трех или четырех священниках и о взаимном целовании по возглашении: «Возлюбим друг друга»... С другой стороны, сельским священникам, особенно состоящим в одноштатных приходах, редко приходится совершать Литургию соборне. Отсюда у таких священников, естественно, могут возникать затруднения и недоумения, когда им случится участвовать в соборном служении.

Передадим порядок соборного совершения Литургии, как он представлен у отца И. Кутепова, с опущением лишь подробностей, касающихся совершения Литургии одним священником, и с некоторыми дополнительными примечаниями (подстрочными), какие сделаны в «Пензенских епархиальных ведомостях» при изложении означенной статьи отца И. Кутепова.

При чтении входных молитв перед царскими вратами соблюдается следующий порядок. Кто на какой стороне святого престола стоит, той он и выходит из алтаря и опять входит в него. По прочтении молитв и тропарей Спасителю и Богоматери все прикладываются к святым иконам. После молитвы, чтобы Господь укрепил на предстоящее служение: «Господи, низпосли руку Твою», которую читают, наклонив головы, все священники кланяются друг другу и предстоящему народу, испрашивая прощения. Вошедши в алтарь указанным порядком, настоятель становится перед престолом, прочие — по правую и левую его стороны, целуют Святое Евангелие, лежащее на престоле, и самый престол, затем отходят для облачения.

Проскомидию совершает один священник, и притом младший (Так говорится в «Пособии к изучению Устава богослужения Православной Церкви» священника Никольского и в «Руководстве.для сельских пастырей» (1880 г., № 8). Но в некоторых местах проскомидию совершает «чередной» священник, хотя бы старший.). Если на проскомидию подано будет много поминальных записок или книжек, то совершающему проскомидию помогают сослужащие священники, а в случае надобности и неслужащие, даже диаконы и псаломщики. Стоя у жертвенника, они прочитывают помянники, а служащий священник, говоря: «Помяни, Господи», вынимает частицы.

По совершении проскомидии и прочтении часов все священники становятся у престола по старшинству. Молитвы перед началом Литургии с воздеянием рук читает один предстоятель, прочие священники, вместе с ним, совершают только троекратное молитвенное поклонение перед святым престолом о ниспослании благодати Святого Духа и помощи при богослужении; предстоятель целует Святое Евангелие, а остальные священники и диакон целуют святой престол. Начальный возглас Литургии: «Благословено Царство» и возглас после великой ектении: «Яко подобает» произносятся предстоятелем; второй священник говорит: «Яко Твоя держава»; третий: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси» (Молитвы, которые полагается читать тайно, должны быть вычитываемы всеми священниками). По произнесении своего возгласа каждый священник правой и левой стороны делает молитвенный поясной поклон перед престолом и кланяется предстоятелю (Чтобы не повторяться, заметим, что священники всегда делают поклон первенствующему при богослужении по произнесении возгласов или молитв).

Малый вход совершается так. Предстоятель, сделав три поклона пред престолом, целует Святое Евангелие и подает диакону. Затем вокруг престола с левой стороны подходит к предстоятелю второй священник, и оба, по целовании святого престола, отходят на правую сторону престола и идут за диаконом, несущим Святое Евангелие, вокруг святого престола, один за другим, северными дверями.

После того, как отойдут от престола первый и второй священники, в таком же порядке, по два в ряд, подходят к передней стороне престола остальные священники, которые также целуют престол и идут за первыми двумя священниками в те же северные двери (Сейчас священники целуют престол все одновременно, каждый на своем месте). Вышедши из алтаря, все занимают свои места, на которых стояли в алтаре: правые проходят сзади предстоятеля на правую сторону, а во многих местах малый вход при соборном служении совершается несколько иначе. Предстоятель, подав Евангелие диакону, тотчас (не дожидаясь второго священника) целует престол и идет за диаконом. Затем подходят к передней стороне престола второй и третий священники и, поцеловав его, идут за предстоятелем; за ними в таком же порядке следуют четвертый и пятый священники и т.д. Левые становятся на своей стороне, старшие — ближе к предстоятелю, младшие — к царским вратам. Предстоятель произносит: «Благословен вход святых Твоих», целует Святое Евангелие (сослужащие не делают этого) и, приложившись у царских врат к иконам Спасителя и Богоматери, входят в алтарь; затем входят и прочие священники, целуя — правые икону Спасителя на правой стороне царских врат, левые — икону Богоматери на левой стороне. Став на свои места, священники целуют престол и кланяются предстоятелю. Свещеносца благословляет предстоятель (Сейчас первыми входят младшие священники с обеих сторон, последним входит предстоятель, предварительно благословив свещеносца).

Возглас: «Яко свят еси, Боже наш» произносится также предстоятелем. При пении «Святый Боже» предстоятель по целовании святого престола (но не Евангелия), отходит на горнее место. В это время старшие священники обеих сторон, стоявшие ближе к предстоятелю, приложившись к престолу, переходят со своих мест и становятся от горнего места по обеим сторонам престола, каждый на своей стороне: — старшие ближе к горнему месту, а младшие — к царским дверям. Перед возглашением: «Мир всем» предстоятель, стоя на горнем месте лицом к народу, делает поклон на правую и левую сторону — священникам, стоящим у престола, и затем произносит: «Мир всем». Во время чтения Апостола священники садятся, каждый на своей стороне; предстоятель садится по правую сторону престола первым от горнего места (Садиться на горнем месте священнику воспрещено. Чин. Литургии св. Иоанна Златоуста. Изд. 1861 г., с. 54).

По прочтении Апостола «Мир ти» говорит предстоятель, затем второй священник, сделав поклон предстоятелю, отходит к передней стороне престола и, взяв с него Святое Евангелие, отдает диакону и становится на свое место (Во многих местах диакон, приняв Евангелие от второго священника, подносит его к предстоятелю для целования). По произнесении диаконом: «Благослови, владыко» предстоятель возглашает: «Бог молитвами…» Возглас: «Премудрость, прости...» произносит второй священник. «Мир всем» говорит предстоятель, «Вонмем» — третий священник. Если служат два диакона, «Премудрость, прости» и «Вонмем» говорит второй диакон. По прочтении Евангелия предстоятель со словами «Мир ти, благовествующему», приняв у диакона Евангелие, целует его и ставит на престоле (сослужащие священники Евангелие не целуют. В это время предстоятель становится у передней стороны престола, и все сослужащие священники переходят от горнего места к предстоятелю и становятся каждый на своем месте (Царские врата в это время затворяются обыкновенно третьим священником).

После чтения Евангелия и моления о Святейшем Синоде второй и третий священники открывают илитон и три стороны святого антиминса (две боковые и нижнюю). В то же время предстоятель целует святой антиминс (Едва ли не местный обычай). Возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог», молитву за царя и возглас после заупокойной ектении (если она бывает) произносит предстоятель. В конце ектении об оглашенных перед возгласом четвертый и пятый священники открывают верхнюю сторону святого антиминса. Возглас: «Да и тии с нами славят» произносит четвертый священник; при этом возгласе предстоятель делает губою крест над святым антиминсом. Возглас: «Яко подобает» делает пятый священник. Возглас: «Яко да под державою Твоею» произносит предстоятель.

Перед великим входом предстоятель три раза читает Херувимскую песнь с воздетыми руками (чего прочие священники не делают). Каждый раз, по прочтении сей песни, все священники, вслед за предстоятелем, делают по одному земному поклону (Насколько нам известно, в означенные минуты священнослужителями делаются только поясные поклоны). Предстоятель, приложившись к антиминсу, и диакон — к престолу, отходят к жертвеннику, где предстоятель кадит Святые Дары, возлагает воздух на левое плечо диакона и, поцеловав святой дискос, передает его диакону, прочие священники в это время по два подходят к передней стороне престола, прикладываются к антиминсу и, поклонившись один другому, отходят к жертвеннику. Выход в северные двери совершается так: предстоятель с потиром идет вслед за диаконом, за ним следуют второй священник с крестом, третий — со лжицею, четвертый — с копьем, пятый — с губкою. Когда священники берут крест, лжицу копие и губку, то непременно целуют их и держат «при персех». Становятся на солее лицом к народу, первенствующий — рядом с диаконом, второй — рядом с первым и т.д. Диакон поминает Государя императора и Господина нашего, Преосвященнейшего (имярек) (Такой порядок предписывается и служебником, но во многих местах поминовение Святейшего Синода и местного Преосвященного возглашается непременно диаконом, сколько бы ни было служащих иереев. Так всегда делалось, например, в Киево-Братском монастыре, когда настоятелем его был ректор Духовной Академии архимандрит Филарет (впоследствии епископ Рижский и Митавский), который обыкновенно совершал Литургию с шестью священниками, а на Рождество и на Пасху — с десятью). Сослужащие священники ничего не говорят; но первый заканчивает: «Священство ваше и всех вас, православных христиан». При словах «священство ваше» все священники тихо отвечают: «Священство твое» (В Служебнике заключительное поминовение предписывается делать четвертому священнику, если служат не менее четырех священников. Но у нас повсеместно при всяком числе служащих иереев заканчивает поминовение предстоятель). За сим предстоятель и все священники входят в алтарь царскими вратами, и каждый становится на свое место. После Херувимской песни до заамвонной молитвы все возгласы произносит предстоятель.

По возглашении диакона: «Возлюбим друг друга» первенствующий, поцеловав (сверх покрова) дискос, потир и край престола, отходит с середины престола на правую его сторону. Второй священник, обойдя престол с правой стороны на левую и став на месте предстоятеля, прикладывается к Святым Дарам и престолу; затем подходит к предстоятелю, и оба целуют один другому правую руку при словах предстоятеля: «Христос посреде нас» и ответе второго священника: «И есть и будет». После этого второй священник идет направо вокруг предстоятеля и становится рядом с ним. Третий священник (первый нa левой стороне престола) подходит к Святым Дарам со своего места и, по целовании их, при тех же словах целуется в правую руку с предстоятелем и вторым священником и становится рядом с последним. В таком же порядке, непременно с одной левой стороны престола, а не с обеих сторон, должны подходить для целования Святых Даров и престола и все прочие священники, затем переходить непременно на одну только правую сторону престола, где по целовании друг у друга правой руки при словах старшего: «Христос посреде нас» и младшего: «И есть и будет» должны становиться, по старшинству, рядом, на одной правой стороне престола и дальше — вокруг престола от правой руки к левой. Если служат два или три диакона, то они целуют орарь (где крест), потом друг друга в плечо и говорят то же, что священники (При двух диаконах взаимного целования между ними не бывает; так как один из них стоит в это время на амвоне, долгой в алтаре). При пении Символа веры вместе с предстоятелем все священники веют воздухом над Святыми Дарами, после чего предстоятель (один) целует воздух, а младший священник, сложивши его, полагает на краю с левой стороны престола. Когда предстоятель будет произносить: «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», все священники должны тихо повторять за ним эти слова. Приступая к освящению Святых Даров, предстоятель, по прочтении молитвы «Еще приносим Ти», с воздеянием рук, а прочие священники без этого, и диакон трижды поклоняются до земли пред Святой Трапезой, «молящеся в себе», то есть так, что они только могут слышать один другого. Предстоятель трижды произносит: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа», а диакон — стихи: «Сердце чисто созижди во мне» и проч. Слова: «Твоя от Твоих», «Сотвори убо хлеб сей», «а еже в чаши сей», «преложив Духом Твоим Святым» должны говорить тихо, непременно в одно и то же время и в одно слово с предстоятелем, не отставая и не опережая его, и все сослужащие священники. Благословлять дискос и потир должно одному предстоятелю.

Причащение священников и диаконов совершается таким образом. По раздроблении Святого Агнца порядком, указанным в Служебнике, и после троекратного земного поклонения с молитвою: «Боже, очисти мя», предстоятель кланяется сослужащим и народу с словами: «Благословите, отцы святии», а также и сослужащие кланяются предстоятелю и между собою. Предстоятель преподает Святое Тело диакону по уставу. Потом со словами: «Се прихожду» делает земной поклон, целует край престола, принимает на правую руку святую частицу и отходит на правую сторону престола. Второй священник, обойдя престол с правой стороны на левую и, став на месте предстоятеля, принимает так же, как он, Божественное Тело и отходит непременно влево, проходит левой стороной около самого престола на правую сторону и становится на своем месте, рядом с предстоятелем.

В таком же порядке должны подходить к принятию Святого Тела по старшинству и все священники: непременно с одной, только левой стороны престола и отходить опять одною, только левою стороною его. Становиться должны: второй с первым, третий рядом со вторым и т.д. вокруг всего престола, и, прочитав молитву: «Верую, Господи», причащаться Тела Христова. По причащении всех священников предстоятель переходит на свое место. Для причащения Крови Христовой все священники по старшинству подходят с одной только правой стороны престола, делая поясной поклон и произнося: «Се прихожду». По причащении все священники (кроме предстоятеля) отходят к жертвеннику для принятия теплоты. Предстоятель же, после причащения, обойдя престол, становится с левой стороны его, ожидая, пока все священники причастятся Крови Христовой, после чего он причащает Святой Крови диакона [Причащает диакона на Литургии старший священник, так как при «соборном служении старшему священнику принадлежит преимущество чести — предстоятельство и ему, следовательно, более прилично, чем младшему священнику, причащать диакона. При архиерейском служении причащает диаконов не младший из иереев, сослужащих архиерею, а старший из лиц пресвитерского сана — протоиерей или архимандрит (Руководство для сельских пастырей)] и затем уже отходит к жертвеннику.

После обычных действий по причащении Святых Тайн, все священники становятся на свои места, диакон отверзает царские врата. Предстоятель, поцеловав потир, подает его диакону, который выносит его в царские врата, говоря: «Со страхом Божиим». Причащает причастников предстоятель, но если их много, сослужащие священники могут попеременно причащать их из одного и того же потира. Все последующие за тем действия совершает один предстоятель. Во время ектении: «Прости приимше» предстоятель, поцеловав святой антиминс и губу, слагает антиминс с сослужащими священниками так: сперва закрывает верхнюю сторону антиминса, потом нижнюю, далее следует закрывать непременно левую боковую сторону и, наконец, боковую правую; илитон должно свертывать в том же порядке. Сложенные таким образом антиминс и илитон удобнее открывать. Возглас: «Яко ты еси Освящение наше» и слова: «С миром изыдем» говорит предстоятель. Заамвонную молитву прочитывает самый младший священник, который, однако, по возвращении в алтарь, не подходит к жертвеннику для прочтения конечной молитвы: «Исполнение закона и пророков». Эту молитву читает предстоятель. Он же творит и отпуст. По окончании Литургии все священники и диакон целуют святой крест.

 

Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Недоуменные вопросы пастырской практики»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
Поздравления
Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси: ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Благовещение Пресвятой Богородицы
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Преподобный Иустин (Попович): ЧЕРНОГОРСКИЙ АПОСТОЛ
«ВАШИМ СВЕТЛЫМ УМОМ И ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ...»
А.А. Константинова: «ВСЕБЛАЖЕННЫЙ АРХИЕРЕЙ»
Вход Господень в Иерусалим
Протопресвитер Радко Поптодоров: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ПРОТИВ СПАСИТЕЛЯ
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Протоиерй Олег Пэнэжко, Вальков В.М.: «ТОЛЬКО ЗДЕСЬ Я И ОЩУТИЛ ПОЛНОТУ ЖИЗНИ»
А.А. Константинова: НЕИСТОЩИМЫЙ ИСТОЧНИК РАДОСТИ ДУХОВНОЙ
СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ФОТИНА
Ксения Авдеева: ПОДАРОК ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ИЛИ ЧУДО В СИРИИ
ПРОТИВ РЕЦИДИВОВ ВОИНСТВУЮЩЕГО АТЕИЗМА
К.Е. Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
ПАМЯТЬ ЕГО СОХРАНИТСЯ В РОД И РОД
Cхиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, Аполлон Майков: ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: апрель 2008 г.
стр. 72
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011