На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Леонтия (Михалева)
Инокиня
Казначея Феодоровского монастыря

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА

Предыдущая Следующая

 

Исполняется 10 лет со дня рождения Переславского Феодоровского женского монастыря

 

История Феодоровского женского монастыря такова. В 1304 году тверичи пошли войной на Переславль, чтобы присоединить его к Тверской земле. Переславцы вместе с москвичами вышли защищать город. Решающее сражение произошло на возвышенном месте, в четырех верстах от рубежей города. Победу одержали переславцы при поддержке московских войск в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата. В Переславле царила всенародная радость. Было решено основать на горе, где происходило сражение, мужской монастырь.

Первое время он был очень незначительным. Обитель приобретает значимость при Иване III, когда получает в дар земли. Иван Грозный, внук Ивана III, часто приезжал в Переславль, в Никитский монастырь, где подолгу пребывал. Однажды в 1557 году Иван Грозный и его супруга Анастасия после молитв в Никитском монастыре возвращались в Москву. В семи верстах от Переславля, около деревни Собилово, царица Анастасия родила царевича Феодора, названного в честь великомученика Феодора Стратилата. В благодарность Богу за сына царь Иван Грозный на месте деревянного храма во имя святого Феодора Стратилата строит каменный собор, который стоит доныне. Сам царь Феодор часто приезжал в Феодоровский монастырь и подолгу молился в этой обители. Здесь находились два чудотворных образа - Феодоровская и Боголюбская иконы Божией Матери.

В XVII веке монастырь был уже женским. По России дважды прошла чума, и многие женщины, оставшись без кормильца, скитались без крова и без еды. В Переславле решили преобразовать Феодоровский монастырь из мужского в женский, и в него сразу поступило около ста стариц, которые доживали здесь свой век.

В 1710 году на средства Петра I и царевны Наталии Алексеевны был заново отстроен теплый Введенский храм с двумя приделами -в честь иконы Знамения Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии. Усердием царевны Наталии Алексеевны возводится Казанский храм при монастырской больнице. Царь Петр I завез сюда немецкие станки и приказал учить прясть и ткать. Со временем в обители были созданы мастерские, в которых пряли шерсть, ткали ковры, вышивали золотом, делали кирпичи и глиняную посуду, шили монашескую одежду и церковные облачения.

При Екатерине II в монастыре царило запустение. Расцвет обители происходит в XIX веке при игумений Евгении. Она в трехлетнем возрасте поступила в Феодоровский монастырь и спустя годы стала его настоятельницей.

В обители любил бывать святой страстотерпец царь Николай II вместе со своей семьей. Царь любил слушать хор монахинь и брал его с собой в заграничные поездки. В течение пяти лет в Переславле трудился святитель Лука (Войно-Ясенецкий), он безвозмездно лечил сестер.

К началу XX века в обители проживало около 400 насельниц, так что появилась необходимость основать подворья. Монастырь имел несколько мастерских и крупное хозяйство. При обители действовали четыре школы, в которых обучалось более 800 детей. Первое время после революции монастырь продолжал существовать как трудовая артель. В 1923 году сестры были изгнаны из обители. На ее территории сначала разместили колонию для трудновоспитуемых подростков. Позднее там находились другие государственные учреждения.

В 1998 году Феодоровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Вначале он имел статус подворья Переславской Никольской обители. В 2001 году Феодоровский монастырь обрел самостоятельность. В 2006 году настоятельницей обители была назначена монахиня Варвара (Чекоткова). Каждый день в монастыре проходят богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь.

 

Инокиня Леонтия (Михалева),

казначея Феодоровского монастыря


Источник:      Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Святитель Иннокентий (Борисов): «ВОЦЕРКОВЛЯЕТСЯ РАБ БОЖИЙ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Схиигумен Герман (Гомзин): ЗАВЕТЫ О МОЛИТВЕННОМ ДЕЛАНИИ
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Мысли о духовном
Монахиня Варвара (Трофимова): Путь монашеский - это призвание
В.М.Вальков: СВЯТОЕ МЕСТО
Инокиня Леонтия (Михалева): В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Свердлова Н.А.: «ДОБРОЕ СЛОВО МОЖЕТ ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОКАЯНИЮ»
Смирнов С.И.: «ПЕЧАШЕСЯ О НИХ, АКЫ САМ СИЯ ПОРОДИ»
Вальков В.М.: И МОЛИТСЯ, И ПОМОГАЕТ...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РЕВНОСТЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ
Е.В.Михайлов: В ТРЕХ ВЕРСТАХ ОТ СТАРОЙ РУССЫ
Борис Зайцев: АЛЕКСАНДР НА ВАЛААМЕ
Протоиерей Валентин Бирюков: ИВЕРСКАЯ ВЕРНУЛАСЬ
Духовная помощь
Вопросы читателям
В БОЖИЙ ДОМ ЗА МИЛОСТЬЮ
Преподобный Варсонофий Оптинский: Памяти В Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия


Публикация:
Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.
стр. 39
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011