На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Григорий Нисский /Святитель,
Григорий Нисский
Святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

О МОЛИТВЕ

Предыдущая Следующая

 

Святитель Григорий Нисский

 

Божие слово преподает нам учение о молитве, в котором достойным ученикам своим, тщательно ищущим ведения о молитве, излагает оно, какими молитвенными речениями надлежит преклонять к себе Божий слух. А я осмеливаюсь предпоставить написанному, что настоящему собранию надлежит сперва учиться не тому, как должно молиться, но тому, что непременно должно молиться, о чем, может быть, и не слыхали еще многие. Священное и Божественное это дело — молитва — многими во время жизни оставляется в нерадении и небрежении. Поэтому, кажется мне, прилично будет сперва, сколько возможно, подтвердить словом, что непременно должно, как говорит Апостол, пребывать в молитве (Рим. 12, 12), и потом уже выслушать Божественное слово, излагающее нам способ, как надлежит возносить моление ко Господу.

Вижу, что в настоящей жизни о всем другом прилагается более тщания; один к одному, другой к другому устремлен душой, но благо молитвы не с усердием взыскуется людьми. Мелочный торгаш с раннего утра сидит с товарами, стараясь прежде промышляющих тем же показать покупщикам свое, чтобы, предварив других, удовлетворить потребности нуждающегося и продать свое. А также и покупщик, имея в виду не остаться без потребного ему, если прежде захватит это другой, спешит не в дом молитвы, а на рынок. И у всякого, кто имеет равное пожелание получить выгоду и старается предупредить ближнего, тем, о чем он заботится, похищается час молитвы, будучи перенесен на торжище. Так занимающийся рукоделием, так и упражняющийся в науках, так подсудимый, так получивший право судить — каждый, всецело увлекаясь заботой о том, что у него под руками, предает забвению упражнение в молитве, признавая богомыслие утратой для предлежащего ему дела, потому что, кто занимается искусством, тот Божие в предлежащем ему деле содействие почитает чем-то бесполезным и ни к чему не служащим, почему, оставив молитву, возлагает надежду на свои руки, не памятуя о Том, Кто дал ему эти руки. А также, кто прилагает попечение об образовании в себе дара слова, тот не помышляет о Том, от Кого имеет сей дар, но как будто сам себя возвел в естество, обращает внимание только на себя и предается изучению уроков в той мысли, что от Божия содействия не будет для него ничего доброго, своей тщательности отдает предпочтение перед молитвой. Подобно этому и прочие занятия заботой о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном.

Поэтому-то великий это в жизни грех, непрестанно от разных приращений более и более увеличивающийся, соединенный со всеми человеческими заботами, отчего и забвение о Боге преобладает всеми, и благо молитвы не включается людьми в число заслуживающего их заботы. С торговлей привходит любостяжательность, а любостяжательность есть идолослужение. Так земледелец не с необходимыми потребностями соразмеряет труды земледелия, но, простирая всегда тщательность до большей меры, доставляет греху свободный вход в занятие тем, что вносит его в чуждые пределы.

Причина греха — не иное что, а единственно то, что люди к тем средствам достигнуть желаемого, какие у них под руками, не хотят присовокупить и Божию помощь. Если усиленному старанию предшествовать будет молитва, то грех не найдет доступа к душе. Пока в сердце твердо памятование о Боге, недействительными остаются примышления сопротивника, потому что в делах сомнительных везде за нас ходатайствует правда. Отлучается же от Бога тот, кто не в единении с Богом посредством молитвы.

Поэтому надлежит нам тому сперва научиться в этом слове, что подобает всегда молитися, и не стужати (Лк. 18,1). Ибо следствие молитвы - то, что бываем мы с Богом, а кто с Богом, тот далек от сопротивника. Молитва есть охранная стража целомудрия, доброе направление раздражительности, обуздание кичливости, очистительное средство от памятозлобия, истребление зависти, уничтожение неправды, исправление нечестия. Молитва - собеседование с Богом, созерцание невидимого, равночестие с ангелами, преспеяние в добре, низложение зла, исправление согрешающих, наслаждение настоящим, осуществление будущего. Молитва Ионе кита сделала жилищем, Езекию из врат смерти возвратила к жизни, а трем отрокам пламень обратила в дух росный (Дан. 3, 50). Можно найти тысячи примеров, из которых делается явным, что из всего ценимого в жизни ничто не выше молитвы.

Но, хотя время уже заняться самой молитвой, однако же присовокупим еще нечто к слову, потому что по Божией благодати благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за полученное имеем у себя это одно: возможность платить долг Благодетелю молитвою и благодарением. Поэтому рассуждаю, что если и целую жизнь продолжим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы не позаботились еще положить и начала исполнению этой обязанности - чем-либо воздать Благодетелю. Должны мы были бы во все продолжение времени жизни бесконечное и непрерывное воздавать благодарение.

 

(Продолжение следует)


Источник:      Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Святитель Иннокентий (Борисов): «ВОЦЕРКОВЛЯЕТСЯ РАБ БОЖИЙ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Схиигумен Герман (Гомзин): ЗАВЕТЫ О МОЛИТВЕННОМ ДЕЛАНИИ
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Мысли о духовном
Монахиня Варвара (Трофимова): Путь монашеский - это призвание
В.М.Вальков: СВЯТОЕ МЕСТО
Инокиня Леонтия (Михалева): В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Свердлова Н.А.: «ДОБРОЕ СЛОВО МОЖЕТ ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОКАЯНИЮ»
Смирнов С.И.: «ПЕЧАШЕСЯ О НИХ, АКЫ САМ СИЯ ПОРОДИ»
Вальков В.М.: И МОЛИТСЯ, И ПОМОГАЕТ...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РЕВНОСТЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ
Е.В.Михайлов: В ТРЕХ ВЕРСТАХ ОТ СТАРОЙ РУССЫ
Борис Зайцев: АЛЕКСАНДР НА ВАЛААМЕ
Протоиерей Валентин Бирюков: ИВЕРСКАЯ ВЕРНУЛАСЬ
Духовная помощь
Вопросы читателям
В БОЖИЙ ДОМ ЗА МИЛОСТЬЮ
Преподобный Варсонофий Оптинский: Памяти В Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия


Публикация:
Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.
стр. 11
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011