На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Варвара (Трофимова) /Игумения, Настоятельница Пюхтицкого Успенского монастыря
Варвара (Трофимова)
Игумения
Настоятельница Пюхтицкого Успенского монастыря

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

Путь монашеский - это призвание

Предыдущая Следующая

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, находящийся на границе Эстонии и России, — один из самых известных в современном мире. Он был основан по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского в 1891 году и продолжал существовать после революции. В хрущевское время обитель находилась под угрозой закрытия, но благодаря усилиям нынешнего Патриарха Алексия II ее удалось отстоять.

В этом году исполнилось 40 лет с того дня, как монахиня Варвара (Трофимова) была назначена игуменией Пюхтицкого Успенского монастыря. С тех пор она бессменно управляет этим ставропигиальным монастырем. Редакция попросила матушку ответить на несколько вопросов.

 

- Почему Вы решили стать на монашеский путь?

- Путь монашеский - это призвание. Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Без благословения Божия жизнь в монастыре не сложится. В моей жизни произошло все просто и естественно: я родилась в православной, благочестивой семье, мама моя имела горячее желание поступить в монастырь, но Промысл Божий был другой, и по настоянию родителей она была выдана замуж. Я была последним, седьмым ребенком, и материнские молитвы, ее горячая любовь к монашеству, к церковным службам и церковному пению передалась нам, детям. Вера в Бога, посещение храма и домашние молитвы были естественной частью моей жизни. Подрастая, я начала петь и читать в храме - это были тяжелые, военные годы. Эвакуация, болезни, потеря близких и разные скорби - все это подготавливало мой путь к иной жизни. Так что мне нетрудно было принять такое решение, не было колебаний, хотя я была очень жизнерадостной девушкой. Монашеский путь - это мой светлый путь к Богу.

 

- Как прошли Ваши первые годы в обители?

- Поступила я в Пюхтицкую обитель в 1952 году. Это было очень тяжелое послевоенное время, и сюда шли как на подвиг. Не было никакой техники, делать все приходилось своими руками, а питание было очень скудное. Но мы не жаловались. Я, когда поступила в обитель, не умела ни косить, ни жать, ни бороновать, ни колоть дрова... Старшие сестры новеньких всегда встречали с любовью и все им показывали. Учили пению, чтению, рукоделию, работе в полях и на скотном дворе. Когда меня матушка игумения Рафаила спросила: «Валя, а что ж ты можешь делать?», я ответила: «Матушка, все буду делать, если мне расскажут и научат». И меня всему научили.

 

- В каком состоянии Вы приняли монастырь 40 лет назад?

- В 1968 году Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) назначил меня настоятельницей. Никогда не было даже мысли, что такое возможно и на меня будет возложено столь ответственное и тяжелое послушание - большое послевоенное хозяйство женского монастыря. Не было ни электричества, ни водопровода, ни отопления центрального. Дома обветшали, все крыши протекали. Храмы, хозяйственные строения и кельи надо было буквально восстанавливать, а также достроить ограду вокруг монастыря. Но у нас был, слава Богу, очень хороший покровитель, нынешний Патриарх Алексий П. В 1961 году его возвели в сан епископа Таллинского и Эстонского. Владыка монастырь знал очень хорошо, так как с родителями посещал и любил обитель с детства. Видел тяжелый труд сестер, помогал им на послушаниях. С благословения владыки начали ремонтно-восстановительные работы. Он прилагал все силы для восстановления обители, вникал по-отечески во все хозяйственные дела монастыря. Как добрый и милостивый отец помогал в любых сложных ситуациях и вопросах и всегда был очень снисходителен к нашим немощам. Будучи епископом, спас Пюхтицкий монастырь от закрытия.

 

- Каковы особенности монашеского служения в вашем монастыре?

- Пюхтицкий монастырь находится в сельской местности, имеет большое хозяйство. Такие монастыри называют «трудовыми». Приходит новенькая и начинает с более тяжелого послушания. Так во всех монастырях: начинают со скотного двора, с кухни. Городские девочки и корову-то в глаза не видели, но тем не менее они стараются научиться, и труд им удается. Постепенно формируется характер и уже видно человека: как он к послушаниям относится, как к молитве. Приходят к нам сестры и с высшим образованием, работают везде, где требуется. У нас на каждое послушание есть сестры по специальностям. Я не ломаю характеры, каждой даю послушание по способностям. И послушание для всех в радость, потому что послушание в монастыре - это та же молитва.

 

- Как строятся отношения с местными властями и местным населением?

- История Пюхтицкого монастыря не знает случаев конфликтов с правящими властями и местным населением.

Традицией нашей обители является служение паломникам, которые приезжают к Царице Небесной, к Ее чудотворному образу - Пюхтицкой иконе Божией Матери, чтобы поклониться Богородице, вымолить Ее заступничество и помощь. Монастыри были всегда лечебницей души. Поэтому люди, приезжающие в монастырь, могут настроиться на молитву, сосредоточиться, подготовиться к исповеди. Пребывание в монастыре отвлекает паломников от мирской суеты, дает возможность вспомнить о вечном.

Жизнь монастыря построена таким образом, что составляющими ее частями являются молитва и труд. Сестры молятся и трудятся для спасения своей души. Поэтому никакие политические явления не могут изменить внутреннюю жизнь обители. Монастырь находится вне политики. Как люди мы являемся законопослушными жителями, и отношение властей к монастырю теплое и благожелательное. Нередко местная пресса называет монастырь жемчужиной Эстонского края.

Господь сказал: «Блаженны миротворцы...» - так, с Божией помощью, стараемся строить свои отношения с окружающим миром.

 

- Матушка, какова, на Ваш взгляд, миссия монастыря в современном мире?

- Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». И я говорю: «Сестры, вы знаете, какой у нас монастырь: Матерь Божия явилась здесь, чтобы дать утешение и помощь всем людям, вот и устроилась трудами отца Иоанна Кронштадтского наша обитель. Посмотрите, какие к нам приезжают люди - истерзанные судьбой, измученные, все едут с горем, мало кто с радостями. Надо их утешить». Людям немного надо - участливое слово, и они уезжают со слезами благодарности и радости, говоря: «Дай Бог, чтобы Матерь Божия сподобила нас вновь приехать в этот рай земной».

 

В редакцию пришло письмо священника, адресованное игумении Пюхтицкого монастыря матушке Варваре, с просьбой опубликовать его на страницах журнала «Русский инок»: Выполняем просьбу автора письма.

Дорогая матушка Варвара!

Земно кланяемся Вам и душевно благодарим Вас за молитвенную помощь, мудрые советы и наставления. Для нас Вы — живой пример благочестия и простоты.

Ласковыми и внимательными запомнились Ваши мудрые и лучистые глаза, которые и сегодня смотрят на нас с фотографий, сделанных при посещении монастыря.

Хотя нас разделяет большое расстояние, но духовно мы незримо породнились по Божьему Промыслу.

На Божественной литургии в нашем далеком сельском храме, пока мы живы, будем поминать Вас с сестрами в своих молитвах ко Господу и Его Пречистой Матери.

Благодарим Вас за окормление, духовную поддержку и любовь к нам.

 

Настоятель Крестовоздвиженского-Никольского храма села Боровлянка Притобольного района Курганской области протоиерей Павел Боткин, другие священнослужители и прихожане храма.


Источник:      Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Святитель Иннокентий (Борисов): «ВОЦЕРКОВЛЯЕТСЯ РАБ БОЖИЙ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Схиигумен Герман (Гомзин): ЗАВЕТЫ О МОЛИТВЕННОМ ДЕЛАНИИ
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Мысли о духовном
Монахиня Варвара (Трофимова): Путь монашеский - это призвание
В.М.Вальков: СВЯТОЕ МЕСТО
Инокиня Леонтия (Михалева): В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Свердлова Н.А.: «ДОБРОЕ СЛОВО МОЖЕТ ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОКАЯНИЮ»
Смирнов С.И.: «ПЕЧАШЕСЯ О НИХ, АКЫ САМ СИЯ ПОРОДИ»
Вальков В.М.: И МОЛИТСЯ, И ПОМОГАЕТ...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РЕВНОСТЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ
Е.В.Михайлов: В ТРЕХ ВЕРСТАХ ОТ СТАРОЙ РУССЫ
Борис Зайцев: АЛЕКСАНДР НА ВАЛААМЕ
Протоиерей Валентин Бирюков: ИВЕРСКАЯ ВЕРНУЛАСЬ
Духовная помощь
Вопросы читателям
В БОЖИЙ ДОМ ЗА МИЛОСТЬЮ
Преподобный Варсонофий Оптинский: Памяти В Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия


Публикация:
Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.
стр. 23
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011