На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иннокентий (Борисов) /Святитель, Архиепископ Херсонский и Таврический
Иннокентий (Борисов)
Святитель
Архиепископ Херсонский и Таврический

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Годичный круг

«ВОЦЕРКОВЛЯЕТСЯ РАБ БОЖИЙ!»

Предыдущая Следующая

 

Святитель Иннокентий (Борисов),

архиепископ Херсонский и Таврический

 

Слово на день Сретения Господня

Архиепископ Иннокентий (1800-1857) окончил Киевскую Духовную Академию. В 1830 г. назначен ее ректором. Десять лет его ректорства (1830-1840) считаются лучшим периодом в истории этой Академии. Занимал Чигиринскую, Вологодскую, Харьковскую кафедры, а под конец жизни был архиепископом Херсонским и Таврическим. Во время Севастопольской обороны проявил себя пламенным патриотом и великим пастырем Церкви, совершал богослужения в лагерной церкви во время артиллерийского обстрела, укрепляя своим словом защитников Севастополя. Во время своего служения он возобновлял древние и устраивал новые монастыри. Особенно велик он как проповедник. От него осталось более 500 проповедей.

То, что совершилось ныне над Господом и Спасителем нашим в храме Иерусалимском, - подобное тому совершено было, братья мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм, поставлены пред Господом, воцерковлены и посвящены Ему на вечное служение.

Что это за жена, которая с младенцем подходит к порогу церковному? Видимо, спеша для какого-то святого дела, она, подойдя к церковным дверям, останавливается и не смеет идти далее... Что это за жена, и кто этот младенец? Это - твоя мать, возлюбленный слушатель! А ее младенец - ты сам! Настал четыредесятый день по твоем рождении, и вот, по закону Святой Церкви, мать несет тебя в храм для воцерковления. Зачем же медлит она у порога церковного и не входит во храм? Кто остановил ее? - Этот же самый закон Церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем: все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях и потому становимся недостойными того, чтобы явиться лицу Божию, неприступному для грешников святостью Своей.

Но не будем смущаться: нас недолго заставят стоять вне храма, потому что, благодаря любви Божественной, у всех нас есть Заступник и Ходатай всемощный. Очищенные Его благодатью, украшенные Его именем, мы, несмотря на несовершенство наше, будем приняты в дом Божий, представлены самому лицу Цареву, приобщены даже к лику друзей и присных Его.

В самом деле — является служитель алтаря, приемлет на свои руки, подобно Симеону, младенца, то есть тебя, возлюбленный слушатель, подымает его пред вратами церкви горе, образует из него на воздухе крест и восклицает: Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда вслед за этим двери храма, как бы уступив крестному знамению, разверзаются, священнослужитель входит с младенцем, вещая от лица его словами святого Давида: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!

Дойдя до середины храма, он останавливается, снова подымает младенца горе и, образуя им крест, возглашает: Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, — и вслед за тем присовокупляет: Посреде церкви воспою Тя! Затем подходит к царским вратам алтаря, снова подымает младенца во образ креста и в третий раз вещает: Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Таким образом, рожденное уже посвящено Богу, уже введено в дом Царев. Этим могло бы окончиться священнодействие. Но христианину, как сонаследнику Христа, предоставлены большие права: ему дано право входить во внутреннейшие завесы (см.: Евр. 10,19). И вот священнослужитель, по тому же Уставу Церкви, несет младенца сквозь южные двери в самое святилище, обходит с ним вокруг престола и, исходя из алтаря противоположным путем, то есть дверями северными, полагает его на земле перед вратами царскими, откуда мать уже сама должна воспринять его, как бы от лица Господня.

Что может быть знаменательнее и вместе трогательнее этих священнодействий! Это троекратное образование креста из младенца, это внесение его во святилище и обхождение с ним вокруг престола, это положение его на земле пред вратами царскими и принятие его отсюда самой матерью: сколько здесь уроков и для приносимого, и для приносящей - и для детей, и для самих родителей!

Крест - им видимо символизируется то, что если мы и имеем теперь доступ и в земной храм, и в небесный Эдем, то - лишь страданиями за нас на Кресте Сына Божия, которыми отверст теперь для всех нас рай, недоступный из-за преступлений нашего прародителя и собственных грехов. Внесение младенца во святилище не матерью или отцом, а иереем показывает, что силы природы достаточны только для дарования ему одной жизни естественной, но недостаточны для введения его в жизнь духовную и благодатную; а обхождением вокруг престола видимо указывается на высокое предназначение христианина - откровенным лицом созерцать славу Божию, быть причастником еще на земле тайн жизни вечной, приготавливать себя к блаженному сожитию с Архангелами и Ангелами, окружающими Престол Божий, в месте селения самой славы Божией. В частности, обхождением вокруг престола, напоминающим собой чин посвящения и бракосочетания, младенец как бы посвящается во иереи Богу, а душа его уневещивается Духу Святому.

Как, наконец, выразительно само название этого священнодействия! Воцерковляется раб Божий! То есть вводится в Церковь, вставляется как часть в свое великое и святое целое, вместе с тем сам делается церковью, живым храмом Бога живого. Мать принесла его как плод природы - принимает назад как дар благодати.

Помни, где ты был, кому и для чего представлен! Помни, какое знамение открыло тебе врата дома Божия. Помни престол, вокруг которого тебя носили и который тебе предназначен. Помни, что ты опять и также чужими руками будешь принесен некогда в церковь с крестом в руках. О, если бы ты тогда мог усвоить себе слова праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое! Но они усвоятся тебе, и ты почиешь с миром до дня всеобщего воскресения, если в продолжение своей жизни не будешь забывать своего воцерковления. Аминь.


Источник:      Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Святитель Иннокентий (Борисов): «ВОЦЕРКОВЛЯЕТСЯ РАБ БОЖИЙ!»
Святитель Григорий Нисский: О МОЛИТВЕ
Схиигумен Герман (Гомзин): ЗАВЕТЫ О МОЛИТВЕННОМ ДЕЛАНИИ
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ: Мысли о духовном
Монахиня Варвара (Трофимова): Путь монашеский - это призвание
В.М.Вальков: СВЯТОЕ МЕСТО
Инокиня Леонтия (Михалева): В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Свердлова Н.А.: «ДОБРОЕ СЛОВО МОЖЕТ ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОКАЯНИЮ»
Смирнов С.И.: «ПЕЧАШЕСЯ О НИХ, АКЫ САМ СИЯ ПОРОДИ»
Вальков В.М.: И МОЛИТСЯ, И ПОМОГАЕТ...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РЕВНОСТЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ
Е.В.Михайлов: В ТРЕХ ВЕРСТАХ ОТ СТАРОЙ РУССЫ
Борис Зайцев: АЛЕКСАНДР НА ВАЛААМЕ
Протоиерей Валентин Бирюков: ИВЕРСКАЯ ВЕРНУЛАСЬ
Духовная помощь
Вопросы читателям
В БОЖИЙ ДОМ ЗА МИЛОСТЬЮ
Преподобный Варсонофий Оптинский: Памяти В Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия


Публикация:
Журнал "Русский инок" февраль 2008 г.
стр. 7
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011