На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Подвиг юродства

«Вырастешь, голубчик, приходи в Задонск жить!»

Предыдущая Следующая

 

В Задонском монастыре, в особой усыпальнице, в ряду других почивших о Господе подвижников, схоронен и приснопамятный раб Божий Антоний Алексеевич, спасавшийся тяжким путем юродства во Христе.

В чем состоит великий этот подвиг, в чем его высота и в каких мыслях избранники Божий принимают на себя этот трудный крест?

Гордость продолжает быть одной из главных причин человеческих грехов и бедствий, а добродетель, противоположная гордости, - смирение - является и началом и венцом всех добродетелей. Род человеческий освобожден от проклятия смирением Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, Который «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя». Неизвестно, чем кичатся друг перед другом, не смиряют себя даже пред Лицем Божиим и таким образом и после примера, показанного Христом, вновь идут к погибели путем праотеческой гордости. И вот среди общей гордости людской светло сияют люди иного склада, которые всеми силами своими смиряют себя, чтобы быть в этом верными последователями Христа. И впереди таких людей стоят Христа ради юродивые, или блаженные. Помня безмерные унижения, которые претерпел за нас Сын Божий, они жаждут в своей жизни терпеть бесконечные унижения и не только кротко выносят те обиды и оскорбления, которые выпадают на долю всякого человека, но сами выискивают случаи подвергнуться обиде, идут сами навстречу им, вызывают их. Они принимают на себя странный образ поведения, не исполняют обычаев, установившихся в общежитии, одеваются в лохмотья, притворяются малоумными, и людская чернь, бесчувственные люди жестоко глумятся над ними, преследуют их, а сии рабы Божий с благословением терпят все и чувствуют себя блаженными, что пьют со Христом Его чашу земных горестей.

В своей скорби забывая о земных условиях, почти не нуждаясь в пище, кое-чем и в лютую стужу прикрытые, обличая сильных людей, уча заблуждающихся, эти избранники возвышаются над земною жизнью. И так велик их подвиг и так угодно Богу то смирение, какого они достигают, что Он подает им величайшие духовные дарования. Так, Василий Блаженный, Московский чудотворец, обличений которого страшился сам царь Иван Грозный, при жизни являлся в отдаленных местах - например, спас на море от бури персидских купцов. Поистине велик подвиг Христа ради юродивых!

Антоний Алексеевич происходил из крепостных крестьян Задонского уезда. Когда он пришел в возраст, его отчим заставлял его работать, но он и пахоту и другую работу выполнял не так, как надо. Отчим жестоко его бил за это и, наконец, выгнал его из дома. Приютившись у своего племянника, Антоний оттуда часто ходил в лес, оставался там иногда по месяцу, углубляясь в молитву. Из деревни он стал также часто ходить в Задонский монастырь, подолгу там проживая и посещая, без зова, разных жителей Задонска. Он приходил или со строгим обличением, или со словами мира и любви, или с указанием на ожидающие людей бедствия и напасти.

Множество примеров подтвердило истинность его предсказаний, и поэтому к ним относились со вниманием. Так, во время бывшей в 30-х годах XIX века холеры он, входя в иные дома, пел «Вечная память»; а в других пел «Тебе Бога хвалим»: в первых были потом умершие, а во вторых все уцелели.


Старческая сгорбленная фигура и выразительное лицо Антония Алексеевича привлекали к себе всеобщее внимание. Вокруг него часто теснился народ, а в особенности летом он был всегда окружен богомольцами. Слово его было обыкновенно кратко, метко и точно отвечало духовной нужде того человека, с которым он говорил. Часто, находясь как бы в неземном состоянии духа, он был кроток, обходителен, приветлив, с детской улыбкой на устах, и, утешая печальных, говорил им (отчего они чувствовали облегчение): «Сударик ты мой! Я ничего: так Бог дал, знать, так мать тебе обрекала».

Иногда же он казался тревожным, грозным. Без сна проводил целые ночи, по неделям был без пищи и питья. Молнией сверкал тогда его взор, беспощадно обличал он тогда, невзирая на звания лиц, слабости и пороки.

Насколько духовным взором своим блаженный видел вдаль, доказывает множество случаев. Вот некоторые из них. В один из дней ноября 1825 года Антоний Алексеевич с утра был встревожен, бегал по монастырю и пел «Вечная память». В полдень он со слезами стал молиться среди монастырского двора, и, когда некоторые монахи спросили его, по ком он молится, он отвечал: «Как же, братцы, не петь "Вечную память"? Ведь в Таганроге в море-то упал большой столп». Действительно, в этот самый день в Таганроге скончался император Александр Благословенный.

За несколько лет до открытия мощей святителя Тихона он в беседе с одним монахом внезапно вдохновился и воскликнул: «Сколько народу-то идет? Видимо-невидимо... Один Господь это знает да моя душенька!» Его спросили: «Куда, батюшка, народ-то идет?» - «К Оське в яму», - отвечал он. «Оською» он называл иеромонаха, служившего 50 лет в пещере при могиле Святителя.

В другой раз, указывая на пустое место в обители, он сказал: «Смотри-ка, какая большая церковь стоит, да хорошая, новая!» Через восемь лет там заложили большой храм.

Подвижник Тихонова монастыря, отец Нафанаил, рассказывал о себе, что когда он еще мирским господином приехал в первый раз в обитель, ему встретился неизвестный старичок и сказал ему строго: «Давно, давно пора тебе прийти сюда! Я тебя все ждал!» И, когда тот спросил, кто он, старичок ответил: «Кто я, тебе нет дела. Но я знал тебя, когда ты жил еще в большом каменном доме, что на севере-то, помнишь? Ты тогда дал слово прийти сюда; с тех пор я все ждал тебя!» И старичок поспешно отошел. А богомолец вспомнил тогда прежнее. Вспомнил, как, учась в Петербурге, в кадетском корпусе, он дал себе слово быть монахом и как впоследствии житейские обстоятельства не дали ему исполнить этого намерения. Тут же он решился остаться в обители.

На одной многолюдной улице Воронежа он встретил с книгами в руках 15-летнего мальчика. Остановив его, он подал ему из-за пазухи засаленный лист бумаги, исписанный цифрами, и сказал: «Вырастешь, голубчик, - приходи в Задонск жить!» Много лет спустя он совершенно неожиданно был назначен казначеем в Задонск. Здесь, случайно посетив могилу Антония Алексеевича, он узнал его по портрету и со слезами рассказал о своей с ним встрече в своем отрочестве.

Имел блаженный и дар исцеления. У монаха - свечника - до того болела спина, что он думал отказаться от послушания. Вдруг сидевший с ним рядом Антоний Алексеевич говорит ему: «Куда ты, Миколашка, хочешь бежать?» Потом он стал класть поклоны, приговаривая: «Помилуй, Господи, Миколашку!» И вдруг нарывы, бывшие у монаха, прорвались, и боль разом стихла.

Другой молодой инок в тоске по дому тайно задумал уйти из обители. К нему пришел в то время Антоний Алексеевич и, сказав: «Ах ты, толкач просяной, захотел к матери? Я те дам!», - принялся бить его кулаками - тоску сняло как рукой... Много дивных рассказов про блаженного. Раз ночью, зимой, идя в родное село, он встретил в лесу стаю волков и кормил их, как собак, хлебом, который был у него за пазухой.

Жил блаженный свыше ста лет, уверяют - 120 лет. Лицо у него было длинное, худощавое, сморщенное, нос острый, коротенькая борода, короткие взъерошенные волосы. Одевался он по-мужицки: в белый жупан, низко опоясанный кушаком, на ногах были чеботы; за пазухой лежали никогда не надеваемые шапка и рукавицы, куски хлеба, древесные стружки, разное тряпье.

И по кончине своей он помогал людям. Так, он явился одной барыне с советом, чтобы муж ее скорее писал завещание. Когда это было исполнено, муж внезапно умер, а вдова, быв в Задонске, узнала по портрету являвшегося ей старца.

Предузнав день кончины, он почил 29 сентября 1851 года и был погребен при громадном стечении народа.

 

«Троицкие листки»


Источник:      Журнал "Русский инок" январь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Рождественское послание
НОВОСТИ
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: ТАЙНА, ВОСПЕТАЯ АНГЕЛАМИ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «ПАДЕМ НИЦ В ПОРЫВЕ ГЛУБОКОЙ ЛЮБВИ»
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «ПРАВОСЛАВИЕ — ЭТО СИЛА ДУХА»
Преподобный Нил Сорский: «ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ ВРЕМЯ И МЕРУ»
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Преподобный Феодор Санаксарский: «ИДИ С МИРОМ И НАДЕЖДУ ИМЕЙ»
Игумения Елисавета (Беляева), О. Г. Кирьянова: «МЫ ПЛЫВЕМ НА ОДНОМ КОРАБЛЕ»
В.М. Вальков: ГОД ДВУХ ЮБИЛЕЕВ
Игумен Иоанн (Самойлов): КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Софроний (Макрицкий), Шангина О.В.: КАЖДАЯ СТРОЧКА ОМЫТА СЛЕЗАМИ
Концевич И.М.: ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ВЕЛИКОЕ ДАРОВАНИЕ - СТРАХ БОЖИЙ»
«Вырастешь, голубчик, приходи в Задонск жить!»
Протоиерей Григорий Дьяченко: Несколько рассказов о явлении душ умерших людей
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Перед иконой
Архимандрит Исаакий (Виноградов): Рождество Христово


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь 2008 г.
стр. 65
01.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011