На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

«ВЕЛИКОЕ ДАРОВАНИЕ - СТРАХ БОЖИЙ»

Предыдущая Следующая

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

(Цит. по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик)

Исполняется 100 лет со дня пострижения в Глинской пустыни в схиму иеросхимонаха Никодима (Калиуша) (+ 1953)

 

Отец Никодим (в миру Иван Митрофанович Калиуш) родился в январе 1873 года. От юности ум его был обращен к Богу, и в 1892 году он поступил в Глинскую пустынь.

Внутренняя жизнь его всецело была сосредоточена в Боге. В Нем заключались все радости и утешения, смысл и цель жизни Ивана. Глубоко восприняв святоотеческое учение о страхе Божием, он постоянно просил Бога ниспослать ему этот дар, ибо только присутствие страха Божия в человеке свидетельствует о его духовности; имеющий в душе страх Божий силою Божией отвращается от всякого зла и направляет свою волю к деланию добра.

В июле 1900 года его перевели из любимой им Глинской пустыни в Чуркинскую Николаевскую пустынь Астраханской епархии.

Безропотно принял это назначение молодой подвижник. Теперь, когда он лишился окормления опытных Глинских старцев, страх Божий стал главной движущей силой, направляющей всю его жизнь к достижению единственно необходимой для него цели и смысла земного бытия — стяжания благодати Божией и единения с Богом здесь, на земле, и на небе, в Царстве Божием. Страх Божий стал для Ивана «душевным светом», освещающим его жизненный путь, сокровищем его души, великим дарованием Божиим.

Видя его духовное преуспеяние, настоятель обители в мае 1901 года постриг подвижника в рясофор, а в январе 1903 г. — в монашество с именем Николай. 15 декабря 1907 г. по прошению он был возвращен в обитель.

Стремясь стяжать непрестанную умно-сердечную молитву, отец Николай не ограничивался общими иноческими обетами, но пожелал угождать Богу высшими подвигами благочестия и подал прошение о пострижении его в схиму. И января 1908 года настоятель обители схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) постриг его в схиму с именем Никодим.

Приняв великий ангельский образ, отец Никодим совершенно оставил внешние попечения и углубился в молитву. Богослужения он совершал с таким благоговением и страхом Божиим, что братия говорила: «Это — ангел, а не человек». Сам настоятель схиархимандрит Иоанникий отмечал, что отец Никодим очень усерден к священнослужению. Полученную при хиротонии благодать совершения Таинств он хранил тщательно, помня, что эта благодатная способность относит священство к ряду небесных учреждений. Пастырь совершает Божественную литургию во время которой снисходит та самая Божественная благодать, которая сходила и на святых апостолов и которая может не только очистить проказы на теле, но и попалить все прегрешения человека, сделать грешника праведником, вознести человека в обители небесные. Молитвенно, серьезно и сосредоточенно готовился он всякий раз к очередному богослужению. Это пробуждало в нем сокровенные духовные силы, создавало навык возгревания страха Божия. Священнодействуя, отец Никодим поистине предстоял пред Богом. Ему открыт был мир духовный, и в храме он воочию ощущал славу и величие Божие. Его благоговейное отношение к богослужению выразилось в прекрасном, детальном знании и тончайшем исполнении устава.

После закрытия обители отец Никодим жил в Глухове, где совершал богослужения и требы на дому. В эти годы, по Промыслу Божию, он потерял зрение и вернулся в Глинскую пустынь в 1943 году совершенно слепым, но, благодаря духовной силе и рассудительности, не скорбел, а без ропота и с покорностью благодарил Творца, считая слепоту средством к своему спасению. Строгий аскет, потрудившийся в монашеских подвигах более сорока лет, он был назначен уставщиком обители и, хотя был слепым, ревностно исполнял возложенное послушание.

Страх Божий и живое чувство Божия вездесущия были его отличительными чертами. Сама внешность отца Никодима ясно свидетельствовала о высоком благодатном устроении его души. Лицо его всегда было озарено светлой христианской радостью. Он жил в совершенном внутреннем спокойствии и тишине. Нельзя было не удивляться его постоянной духовной бодрости и даже веселости.

Всю свою жизнь старец усердно подвизался стяжать умно-сердечную молитву, и к этому времени она уже непрестанно действовала в его сердце. Господь удостоил отца Никодима и дара прозорливости. Он чувствовал присутствие человека, всегда первый отдавал почтение низким поклоном.

Послушников, которые жили с ним в одной келье, поучал не принимать никого в келье и без благословения ни от кого ничего не брать. За нарушение его слов всегда обличал, хотя и не мог этого видеть. Не принимая на себя ответственности духовного руководителя, он умел оказать другим духовную помощь молитвой, дружеским советом или просто намеком.

Опытно познав, как страх Божий очищает сердце от страстей, старец и молодых братии призывал стяжать эту чистительную добродетель. Он говорил, что страх Божий есть начало духовной мудрости, источник и основание спасения человека. Монах в течение всей своей жизни должен неотступно пребывать в страхе Божием. Только тогда душа сможет служить Богу с благоговением, ощущать в себе присутствие освящающего ее Духа Святого, так как страх Божий утверждает человека во всех христианских добродетелях, просвещает разум, ведет к благочестию, праведности, святости.

В 1953 году отец Никодим мирно почил о Господе, до последней минуты сохраняя ясное сознание. Старческое лицо его после смерти было так благообразно, чисто и светло, что братия Глинской пустыни почитала отца Никодима святым.


Источник:      Журнал "Русский инок" январь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Рождественское послание
НОВОСТИ
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: ТАЙНА, ВОСПЕТАЯ АНГЕЛАМИ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «ПАДЕМ НИЦ В ПОРЫВЕ ГЛУБОКОЙ ЛЮБВИ»
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «ПРАВОСЛАВИЕ — ЭТО СИЛА ДУХА»
Преподобный Нил Сорский: «ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ ВРЕМЯ И МЕРУ»
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Преподобный Феодор Санаксарский: «ИДИ С МИРОМ И НАДЕЖДУ ИМЕЙ»
Игумения Елисавета (Беляева), О. Г. Кирьянова: «МЫ ПЛЫВЕМ НА ОДНОМ КОРАБЛЕ»
В.М. Вальков: ГОД ДВУХ ЮБИЛЕЕВ
Игумен Иоанн (Самойлов): КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Софроний (Макрицкий), Шангина О.В.: КАЖДАЯ СТРОЧКА ОМЫТА СЛЕЗАМИ
Концевич И.М.: ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ВЕЛИКОЕ ДАРОВАНИЕ - СТРАХ БОЖИЙ»
«Вырастешь, голубчик, приходи в Задонск жить!»
Протоиерей Григорий Дьяченко: Несколько рассказов о явлении душ умерших людей
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Перед иконой
Архимандрит Исаакий (Виноградов): Рождество Христово


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь 2008 г.
стр. 60
01.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011