На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Концевич И.М.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Живя вне мира, служить миру

ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА

Предыдущая Следующая

И.М.Концевич

 

Преподобный Кирилл Белозерский, в миру Косма, принадлежал к обедневшей боярской семье и воспитывался в доме богатого родственника Вельяминова, которого посещал преподобный Стефан Махрищский - друг и собеседник Преподобного Сергия. Под влиянием бесед и примера преподобного Стефана юный Косма избирает иноческий образ жизни. Вскоре, постриженный преподобным Стефаном с именем Кирилл, он поступает в Симонов монастырь, где настоятелем был его основатель архимандрит Феодор, племянник Преподобного Сергия.

Новоначального инока отдали под руководство строгому подвижнику старцу Михаилу, будущему епископу Смоленскому, научившему его умной молитве и борьбе с духами злобы. Послушание он проходил на хлебне и на поварне и, глядя на пылающий огонь, помышлял о пламени адском, проливая при этом слезы покаяния; так он стяжал дар слез.

Старец запрещал Кириллу поститься сверх сил и заставлял вкушать пищу за трапезой с братией ежедневно, а не через 2-3 дня, как желал Кирилл. Несмотря на это, ночные молитвы доводят его до полного изнурения.

«Утаити хотя добродетель», он пробует юродствовать, чем вызывает неудовольствие настоятеля, который его сажает на 6 месяцев на хлеб и воду. Кирилл радуется лишению пищи не по своей воле. Провидя в Кирилле великого будущего подвижника, Преподобный Сергий, бывая у своего племянника в Симонове, прежде всего заходил в хлебню и часами беседовал с Кириллом «о пользе душевной».

После возведения архимандрита Феодора на Ростовскую кафедру Кирилл был избран на его место в настоятели, но вскоре ушел в затвор. При чтении акафиста, ночью он услышал голос от иконы Богоматери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можешь спастись». Отворив окно, он увидел огненный столп на севере, куда призывала его Пресвятая Дева. Вдвоем с единомысленным братом, иноком Ферапонтом (f 1426), который знал Белозерский край, покинул преподобный обитель и двинулся на север, в заволжскую страну, где, наконец, обрел среди дремучих лесов дивной красоты озеро - то самое «зело красное место», которое ему указала Божия Матерь. Ради более строгого безмолвного жития спутники решили расстаться. Преподобный Ферапонт отошел на 15 верст, где впоследствии основал свой знаменитый монастырь, украшенный в XV веке фресками мастера Дионисия. Оставшись один, преподобный Кирилл поселился в землянке. Живя в лесу, он не раз был чудесно спасен от смертельных опасностей и от злобы людской. Когда же вокруг него стали собираться иноки, преподобный смирился: лишаясь безмолвия, стал строить Успенский собор и учредил общежитие.

Преподобный Кирилл обладал многими духовными дарами: даром слез, даром прозрения, даром чудотворения: он воскрешает умершего монаха Далмата, чтобы иметь возможность его причастить. И водные стихии повинуются ему: он знамением креста успокаивает волны; и огненная стихия покоряется тому же знамению креста, когда с крестом в руках он прекращает пожар; он умножает в сосуде вино для совершения Литургии. И когда случалось в чем-либо оскудение, братия даже не приходила утруждать о сем настоятеля, зная, что по его молитве все даровано будет от Бога. И не только монахи, но и окружное население чудесно им кормится во время голода, у посетителей чудесно умножаются данные им на дорогу припасы.

О насыщении голодающих вот какими словами говорится в житии: «По неколицех же летех бывше в людех гладу немалу. И таковаго ради утешения нужды мнози от неимущих прихождаваху в обитель святаго нужди ради глада. Святый же повелеваше даяти просящим к тех насыщению и тако даяху во вся дни нищим хлеба довольно».

Благотворительная деятельность монастыря проявлялась и по смерти святого. Игумен Христофор (1428-1433), «многих от пленных искупив, на своих местех паки насадив». При следующем игумене, Трифоне, когда монастырь строил церковь и материальные средства его были напряжены, случился в крае большой голод. Многие стали приходить в обитель, ища пропитания. Здесь никому не отказывали и особенно заботливо питали голодных детей. Но экономный келарь, «умален быв верою», стал бояться, что у монастыря не станет средств на всех: прокормиться с самой братией, содержать рабочих и пропитать голодных; служебные чины обители стали уменьшать выдачу милостыни. Тогда запасы действительно начали быстро убавляться. Игумен решил снова питать всех приходящих, и в Белозерском монастыре кормились ежедневно 600 человек и больше до нового хлеба.

Князю Андрею Можайскому он пишет: «А милостыньку бы есте по силе давали: понеже, господине, поститись не можете, а молитися ленитесь ино в то место, господине, вам милостыня ваш недостаток исполнит». В своих посланиях к князьям Московскому и удельным святой Кирилл с кротостью и простотой русской полукнижной речи внушает идеал справедливой и человечной власти: великого князя он просит помириться с Суздальскими князьями: «Посмотри... в чем будет их правда пред тобою». А Можайскому князю он предлагает целую правительственную и социальную программу: здесь и неподкупность суда, и отмена корчемства, и таможен, но вместе с тем и наказание «татей» и «уймание» людей от сквернословия, и ревность о храмовом благочестии.

Поставленный от Бога и призванный к воспитанию людей в благочестии, князь еще не самодержец, и ничто не указывает на возможность его власти над Церковью и духовными людьми. Твердая, хотя и кроткая, независимость характеризует как преподобного Кирилла, так и всю его школу.

Мы видим, что любовь к ближним - основная черта преподобного Кирилла Белозерского. Преподобный настаивает на служении любви, и о ней говорят как его многочисленные чудеса, так и оставшиеся от него послания к князьям.


Источник:      Журнал "Русский инок" январь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Рождественское послание
НОВОСТИ
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: ТАЙНА, ВОСПЕТАЯ АНГЕЛАМИ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «ПАДЕМ НИЦ В ПОРЫВЕ ГЛУБОКОЙ ЛЮБВИ»
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «ПРАВОСЛАВИЕ — ЭТО СИЛА ДУХА»
Преподобный Нил Сорский: «ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ ВРЕМЯ И МЕРУ»
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Преподобный Феодор Санаксарский: «ИДИ С МИРОМ И НАДЕЖДУ ИМЕЙ»
Игумения Елисавета (Беляева), О. Г. Кирьянова: «МЫ ПЛЫВЕМ НА ОДНОМ КОРАБЛЕ»
В.М. Вальков: ГОД ДВУХ ЮБИЛЕЕВ
Игумен Иоанн (Самойлов): КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Софроний (Макрицкий), Шангина О.В.: КАЖДАЯ СТРОЧКА ОМЫТА СЛЕЗАМИ
Концевич И.М.: ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ВЕЛИКОЕ ДАРОВАНИЕ - СТРАХ БОЖИЙ»
«Вырастешь, голубчик, приходи в Задонск жить!»
Протоиерей Григорий Дьяченко: Несколько рассказов о явлении душ умерших людей
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Перед иконой
Архимандрит Исаакий (Виноградов): Рождество Христово


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь 2008 г.
стр. 56
01.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011