На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Дьяченко Григорий
Протоиерей


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Чудеса в прошлом и настоящем

Несколько рассказов о явлении душ умерших людей

Предыдущая Следующая

Протоиерей Григорий Дьяченко

 

(Из книги «Духовные посевы»)

 

I. В ноябре 1851 года один святогорский инок, запятнавши жизнь свою вдали от Афона, утонул на обратном пути в Святую Гору. Иноки святогорские, услышав о несчастной кончине его, стали молиться о нем, и вот, в конце ноября 1852 г. умерший явился в келью одного старца и сказал: «Ты не пугайся меня; я не привидение, а действительно Н.» Старец, осмотрев его, спросил: «Да не бес ли ты?» — «Нет, — отвечал Н., — я истинно Н.» — «А прочитай "Да воскреснет Бог" и перекрестись, — тогда поверю, что ты не бес», — заметил ему старец. «Ты меня перекрести, — сказал на это явившийся, ты прочитай: да воскреснет Бог, тогда и убедишься, что я точно Н.» — Старец исполнил его желание, начал читать и, когда дошел до слов «Тако да погибнут бесы от лица любящих Бога», Н. перебил старца и прочитал: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» (Пс. 67, 3), и, глубоко вздохнув, задумался. Потом начал просить, чтобы иноки помолились о нем. «Разве ты нуждаешься в наших молитвах?» — спросил старец. «Ах, и как еще нуждаюсь, - сказал Н., взявши за руку старца, и, крепко сжав ее, продолжал: «Помолись обо мне, прошу тебя». — «Да я и о себе-то не знаю, как молиться, - возразил ему старец, - об этом нужно духовника просить». «И попроси, - сказал ему Н., - попроси и всю братию, чтоб они помолились обо мне». Старец, зная, что Н., живя на Афоне, часто ссорился с братиею, предложил ему примириться с нею. Н. задумался, вздохнул и сказал: «Не то уж теперь время»... И, еще попросив молитв за себя, сделался невидим.

 

II. Когда иеромонах Аникита, в мире князь Сергий Ширинский-Шихматов, услышав о болезни благочестивой матери своей, отправился к ней, чтобы проститься с нею и получить от нее благословение на вступление в монашество, но, застав ее уже бездыханною, горько плакал о том, что не успел получить от ней благословения, — благочестивая мать слышала его вопли и не замедлила отереть его слезы: во время легкой его дремоты она явилась к нему со светлым лицом и сказала: «Благословить много, а дозволить можно».

 

III. Один архиепископ, жестоко страдавший болезненными припадками, усердно просил у Бога себе помощи, и раз во время вечерней молитвы заметил, что в передних его комнатах разлился свет, который, постепенно усиливаясь, наконец окружил его самого. Тут же увидел он какую-то женщину, и, всмотревшись в нее, узнал, что это была покойная мать его. «Зачем ты так горько плачешь, чадо? - сказала она, - и понимаешь ли, чего просишь у Господа? Для Господа не трудно исполнить твое прошение, но знаешь ли, чего ты чрез это лишаешь себя?.. Ты и сам не знаешь, чего себе просишь». И дав ему несколько наставлений, сделалась невидима.

 

IV. Действительный тайный советник, князь Владимир Сергеевич Долгорукий, находясь в звании посланника при прусском дворе в царствование Фридриха, заразился там вольномыслием. Узнав об этом, родной брат его, князь Петр Сергеевич, не раз писал ему письма, в которых уверял его, что он в заблуждении, что без истинной веры нет на земле счастья, что вера существенно необходима для будущей жизни и пр. Но все было напрасно: читая беспрестанно Вольтера, Дидерота, Даламберта и других безбожников, князь Владимир Сергеевич смеялся над убеждениями набожного брата. Однажды он, возвратясь от короля и чувствуя сильную усталость, разделся наскоро, бросился в постель и скоро задремал. Вдруг слышит он: кто-то отдергивает его занавес, приближается к нему, и холодная рука прикасается к его руке, даже жмет ее. Он смотрит, видит брата и слышит от него: «Верь». Обрадованный неожиданным явлением, Долгорукий хочет броситься в объятия брата и друга, но вдруг видение исчезает. Он спрашивает у слуг, куда девался брат, и, услышав от них, что никакой брат к нему не являлся, старается уверить себя, что это сон, мечта: но «Верь» не перестает раздаваться в ушах его и не дает ему покоя. Он записал число, час и минуту видения и вскоре получил известие, что в этот самый день, час и минуту скончался брат его, князь Петр Сергеевич. С тех пор он сделался набожным и верующим христианином и об этом видении часто говаривал другим.

 

V. Наконец, передадим рассказ известного умершего писателя Кельсиева об одном замечательном случае в его детстве. «Это было давно, когда я еще учился в Коммерческом училище (в Санкт-Петербурге), - рассказывал Кельсиев. - Я жил на квартире, недалеко от училища, а отец мой с семейством жил на Васильевском острове. Он служил чиновником при таможне и занимал казенную квартиру около биржи. Занятый службою, он посещал меня редко. Однажды ночью, когда я еще не ложился спать и читал какую-то книгу, бывши один в комнате, вижу — моя дверь отворяется, и в комнату входит мой отец, бледный такой, печальный. Я нисколько не удивился его приходу, объясняя его естественною отцовскою заботливостью обо мне. Прямо подошел он ко мне и говорит: «Вася, я пришел тебя благословить... живи хорошенько и не забывай Бога». Сказав это, он благословил меня, как следует, и скрылся, то есть вышел в эту же дверь. Это посещение не произвело на меня особенного впечатления, как вещь обыкновенная. Немного спустя после ухода моего отца ко мне стучат в дверь (так как я заперся, чтобы ложиться спать). Отворив дверь, я увидел кучера, приехавшего за мною. Он мне сказал, что отец мой только что скончался. И действительно, как оказалось, он умер не более часа тому назад и именно почти в то самое время, когда я видел его у себя в комнате. Тут для меня стало все ясно: благословил меня отец, уже умерший».


Источник:      Журнал "Русский инок" январь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Рождественское послание
НОВОСТИ
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: ТАЙНА, ВОСПЕТАЯ АНГЕЛАМИ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «ПАДЕМ НИЦ В ПОРЫВЕ ГЛУБОКОЙ ЛЮБВИ»
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «ПРАВОСЛАВИЕ — ЭТО СИЛА ДУХА»
Преподобный Нил Сорский: «ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ ВРЕМЯ И МЕРУ»
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Преподобный Феодор Санаксарский: «ИДИ С МИРОМ И НАДЕЖДУ ИМЕЙ»
Игумения Елисавета (Беляева), О. Г. Кирьянова: «МЫ ПЛЫВЕМ НА ОДНОМ КОРАБЛЕ»
В.М. Вальков: ГОД ДВУХ ЮБИЛЕЕВ
Игумен Иоанн (Самойлов): КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Софроний (Макрицкий), Шангина О.В.: КАЖДАЯ СТРОЧКА ОМЫТА СЛЕЗАМИ
Концевич И.М.: ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ВЕЛИКОЕ ДАРОВАНИЕ - СТРАХ БОЖИЙ»
«Вырастешь, голубчик, приходи в Задонск жить!»
Протоиерей Григорий Дьяченко: Несколько рассказов о явлении душ умерших людей
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Перед иконой
Архимандрит Исаакий (Виноградов): Рождество Христово


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь 2008 г.
стр. 70
01.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011