На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Климент (Копалин) /митрополит Калужский и Боровской, управляющий делами Московской Патриархии
Климент (Копалин)
митрополит Калужский и Боровской, управляющий делами Московской Патриархии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Духовное образование

Жизнь не стоит на месте

Предыдущая Следующая

 

Митрополит Калужский и Боровский Климент

 

Интервью Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента Пресс-службе Московской Патриархии

 

Ваше Высокопреосвященство, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были приняты документы, относящиеся к сфере духовного образования. С чем это связано? Почему возникла такая необходимость?

— На заседании Священного Синода нашей Церкви, проходившем 21 августа 2007 года, были приняты три документа, затрагивающих вопросы духовного образования. Это — «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви», «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)» и «Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (Академия)». Само название этих документов свидетельствует об их фундаментальном характере. Принятие их Синодом (высшим органом Церковной власти в меж соборный период) явилось ответом на многие вызовы современности.

Их цель — регламентация процесса Духовного образования с учетом тех реалий, которые сложились в нашем мире, государстве и обществе на протяжении последних десятилетий.

Поскольку Духовные учебные заведения в первую очередь нацелены на подготовку хорошо образованных пастырей, способных нести священническое служение в условиях быстро изменяющегося мира, ставящего перед сознанием православного человека новые острые вопросы, то можно сказать, что эти постановления имеют важнейшее значение для жизни всей Русской Церкви.

Означает ли это, что образовательный процесс в Духовных учебных заведениях до этого не был регламентирован?

— Нет, конечно. Регламентация была и довольно серьезная. Однако, не секрет, что наши Духовные Семинарии и Академии являются преемниками традиций и форм обучения дореволюционных Духовных школ, а также Семинарий и Академий более позднего периода XX века, сумевших в условиях жесточайшего идеологического прессинга сохранить дух и традиции русского богословия.

В советские времена в Русской Православной Церкви было 3 Семинарии и 2 Академии, сейчас их число выросло многократно. Мы имеем 37 Семинарий и 5 Академий.

При этом следует отметить, что Семинарии находятся в разных регионах, большинство из них не имеет еще достаточного опыта организации учебного процесса, поскольку их становление начиналось в буквальном смысле «с нуля». Концепция и образовательные стандарты дают этим учебным заведениям возможность выстроить процесс воспитания и образования в соответствии с общими требованиями, упорядочивающими деятельность Духовных школ.

Жизнь не стоит на месте. Поэтому Церковь сообразуется с изменяющимися условиями своей деятельности, в том числе и в области образования. Полезно будет вспомнить, что Архиерейские Соборы 1989 и 1994 гг. приняли решения о реформировании системы Духовного образования. В частности, говорилось о повышении статуса Семинарий, ставших высшими Духовными учебными заведениями.

В соответствии с этими соборными определениями в последние годы Учебный Комитет Русской Православной Церкви активно осуществлял процесс реформирования Духовных учебных заведений. В результате накопился достаточно большой опыт, требующий осмысления и структуризации, что и было осуществлено при составлении принятых Священным Синодом документов.

Хочу отметить, что данные документы ни в коей мере не пересматривают богословское содержание преподаваемых в Семинариях и Академиях курсов, ибо это бы означало ревизию самого христианского учения, что в принципе невозможно. Но изменяются формы и методы донесения этого содержания до сознания учащихся, поскольку в последние десятилетия мы наблюдаем сильное изменение ментальности общества, что не может не сказываться на состоянии абитуриентов, поступающих в Семинарии.

Какие именно вопросы современности сегодня более всего заботят Церковь в контексте образования?

— Прежде всего — это вопрос пастырский. Семинарии призваны быть учебными заведениями, готовящими в первую очередь людей, которые должны служить примером для паствы, быть ее духовными лидерами. Однако пастырско-богословские знания сами по себе могут остаться бесплодными, если им не будет придано соответствующее нравственное, аскетическое, литургическое и молитвенное наполнение. Поэтому основная задача Духовных учебных заведений во все времена остается одинаковой — подготовить достойных кандидатов в священство, хорошо знающих православное вероучение, усвоивших основы духовной жизни, любящих храм и молитву и живущих в соответствии с нормами Евангельской нравственности.

Другое дело, что пастырь всегда должен быть открыт для людей, для чего ему необходимо иметь достаточные познания не только в богословских и историко-канонических вопросах, но и в области общественных наук. Кроме того, неоспоримым фактом является значительное разнообразие уровня жизни, образования и интересов у наших современников, проживающих в разных местах на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Не обращать на это внимания также было бы неразумно.

Поэтому новый образовательный стандарт дает возможность учитывать при формировании учебной программы каждой конкретной Духовной Семинарии особенности служения Церкви в данном регионе, с учетом исторически сложившихся социально-бытовых форм жизни населения. Очевидно же, что условия служения клирика на Дальнем Востоке существенно отличаются от условий служения в столице. В Концепции, в частности, говорится о региональном компоненте Духовного образования, что позволит сделать программу обучения более гибкой и динамичной.

При этом следует обратить внимание, что и нынешний образовательный стандарт не есть что-то статическое и незыблемое, застывшее на века в своей неизменности, но предполагает самим своим содержанием периодическую корректировку.

 

Что принципиально нового вносят принятые документы в дело Духовного образования?

— Среди наиболее значительных изменений, затронувших систему Духовного образования Русской Церкви, можно выделить следующие:

«Концепция высшего Духовного образования» постулирует необходимость создания при Учебном Комитете Русской Православной Церкви Высшей Церковной Аттестационной Комиссии (ВЦАК), в сферу деятельности которой будет входить рассмотрение результатов защиты кандидатских и докторских диссертационных работ в диссертационных советах Духовных Академий, а также ходатайств ученых советов духовных учебных заведений о присвоении ученых званий (доцента и профессора).

Утверждается двухступенчатая система ученых степеней — кандидата наук и доктора наук, что устанавливает определенное соответствие между учеными степенями светской и церковной системы образования. (До этого в системе образования Русской Православной Церкви существовало три ученых степени: кандидат, магистр, доктор. — Прим. ред.).

Семинарии теперь становятся не только заведениями, подготавливающими кандидатов в священство, но и структурами, организующими процесс повышения уровня образования священнослужителей и их квалификации в различных направлениях социального служения по окормлению военнослужащих, больных, заключенных и т.п., что также связано с требованиями времени.

Введение регионального компонента, о котором говорилось выше, также является новшеством.

Нужно отметить, что появление данных документов, регулирующих образовательный процесс в Духовных школах, уже само по себе есть нечто новое. Убежден, что их принятие послужит дальнейшему совершенствованию Духовного образования.

 


Пастыри в смысле нравственном тоже, что воины в смысле гражданском. Воины защищают народ от врагов государственных, а пастыри охраняют народ от врагов нравственных. Честь воинам, заслоняющим грудью своею государство от опасностей. Неотъемлемая честь принадлежит и пастырям, оберегающим подвигами своими церковь, веру и нравственность от потрясений.

 

Иаков, архиепископ Нижегородский


Источник:      Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Л. Успенский: Седьмой Вселенский Собор и догмат об иконопочитании
В. Духанин: «Природа есть... Евангелие»
Евангельские чтения
Митрополит Николай (Ярушевич): «Без Меня не можете делать ничего»
Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров): Для христианина смерть не страшна
Евангельские чтения
Святитель Иоанн Златоуст: Итак, не падай духом
Митрополит Симон (Новиков): Человек с душой, жаждавшей вечной правды
О.Б. Сокурова: Неколебимый камень
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Жизнь не стоит на месте
Николай Головкин, Екатерина Мельникова: Под звездой Богородицы
прот. Василий Швец, Александр Трофимов: Почаевское чудо
Неделя 26-я по Пятидесятнице
А.А. Константинова: Символ Церкви воинствующей
А.А. Андрианова: Под покровительством благоверного князя
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
И.И. Козлов: Прости мне, Боже, прегрешенья
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.
стр. 48
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011