На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Николай (Ярушевич)
митрополит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Проповедь

«Без Меня не можете делать ничего»

Предыдущая Следующая

 

Митрополит Николай (Ярушевич)

 

Слово, сказанное 27 ноября 1959 года в церкви Воскресения Словущего в Москве

 

Сегодня, дорогие мои, все мы, собравшиеся здесь, празднуем день святого апостола Филиппа, покровителя левого придела этого храма Божия.

В этот праздник я хочу напомнить вам слова Господа, которые слышал и апостол Филипп, потому что они были произнесены на прощальной беседе, накануне страданий нашего Спасителя, во время Тайной Вечери.

Господь Иисус Христос сказал: Без Меня не можете делать ничего. Истинные и всегда действенные слова Господа нашего Спасителя Без Меня не можете делать ничего имеют отношение ко всей жизни человека от дня его рождения и не только до дня его смерти, но и в бесконечной вечности.

Богу угодно было даровать жизнь каждому из нас, и пусть каждый вдумается в то, каким даром является жизнь человека, какое это бесценное сокровище, ибо жизнь земная — это начало вечной жизни. Если бы мы

не родились, если бы не родился каждый из нас, он не узнал бы жизни вечной; а мы родились, мы получили этот дар Божий, чтобы никогда не умирать.

Жизнь — это великий дар Божий, потому что, подавая его, Господь Бог безгранично возвысил человека над всем животным миром. Если человек называется венцом творения, то не только потому, что он, человек, а потому, что он совершенство рук Божиих, потому что он имеет то, чего не имеют и никогда не могут иметь самые высшие представители животного мира, то, что составляет душу, бессмертную душу человека. Разум, свободная воля, дар речи и дар веры в Бога — это то, чего никогда не может иметь никакое животное. Их может иметь только человек, и это кладет грань между человеком и животным. И призванные к жизни вечной, получившие дар Божий, мы, верующие люди, не перестаем говорить в своих молитвах: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Неверующий человек скажет: «Нет души, нет бессмертия». Я не буду говорить сейчас подробно об этом, я скажу вам только одно. Великий наш русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов был прихожанином Знаменской церкви в Ленинграде, я был почетным настоятелем этой церкви, знаком был с ним и беседовал с ним. И Иван Петрович Павлов, на которого так любят сейчас ссылаться, как на материалиста и безбожника, говорил мне: «Как известно, я изучаю высшую нервную деятельность; и вот я знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, зависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать связаны каждая из них с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бесследно, и составят ту самостоятельную бессмертную душу, которую исповедует наша христианская вера». Да, мы имеем бессмертную душу, и мы знаем многих великих ученых людей, которые подтверждают, доказывают эту истину, ясную для нас верующих, знающих cлово Божие от дней Ветхого Завета, навсегда научившее нас веровать в свое бессмертие.

Мы едим, мы пьем, мы одеваемся в одежду. Спросите неверующего человека: чему это приписать — то, что мы имеем еду, питье, одежду? Он скажет: «Все это вполне понятно, вполне естественно. Пока мы были детьми, заботились о нас родители, стали взрослыми — мы сами работаем, трудимся на себя, приобретаем себе пищу, питье, одежду». И мы скажем то же самое. Но мы добавим другое: ничего не совершается без воли Божией.

Мы научены Господом Спасителем, Его молитвой Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь, молясь о том, чтобы Господь послал все необходимое в нашей жизни. Мы веруем, что с благословения Божия, Который сказал: Без Меня не можете делать ничего, мы имеем и пищу, и питье, и одежду. Человек заболевает, он зовет врача, врач прописывает ему лекарство. Может быть, умрет человек, может быть, и выздоровеет после болезни. Неверующий человек скажет, что это естественно — обратиться к врачу, врач распознает болезнь и пропишет необходимое лекарство. Мы тоже так скажем, потому что мы тоже обращаемся к врачу, когда заболеем. Но мы не только это скажем. Мы знаем еще со времен Ветхого Завета, что, как говорит cлово Божие, «Господь создал врача». Мы знаем, что Господь благословляет действия врача, и, если угодно Господу, через врача, через те средства, которые он употребляет для нашего выздоровления, мы становимся здоровыми; не угодно воле Божией — и самый опытный врач, как мы это часто видим вокруг себя, не может даже распознать, какою болезнью болен тот человек, который к нему обращается, а если и распознает, нередко бывает бессилен ему помочь. И это потому, что такова воля Божия, потому, что Промысл Божий всегда бодрствует над нами и без воли Божией ничего не совершается на земле.

Бог дал человеку разум, и какой разум — могущественный разум, который не только с каждым столетием, с каждым десятилетием, а и с каждым годом и, может быть, месяцем открывает все новые и новые тайны природы. В этом есть что-то удивительное или что-нибудь смущающее верующего? Конечно, нет.

Бог не поставил пределов для исследования тайн природы разумом человеческим, и мы еще не знаем, что откроет человек после электричества, радио, атомной энергии, после спутников, что откроет еще через год и десятилетия, потому что Богом не положено предела человеческому разуму.

Если мы говорим, что разум человека могущественный, так потому, что разум человека является лишь слабым отражением Божественного Разума, Божественного Всемогущества. И во имя данного человеку могущественного разума человек и совершает сегодня то, что вчера, что десятилетие назад казалось невозможным.

А как жалки слова тех антирелигиозных авторов, которые пишут о том, что спутники, ворвавшиеся в воздушные пространства, разрушают этим религию или делают удар по религии. Как жалки такие слова! Никакого удара по религии они не могут сделать, потому что, как мы сказали, пределами для исследования человеческий разум не ограничен.

В одном большом журнале, который издается каждый месяц, один из самых видных наших ученых-астрономов в своей статье сказал следующее: вот мы запустили спутники и лунники, и, оказывается, они не пробивали никакой тверди небесной и никакой оболочки не нашли, а направились туда, куда мы их послали. Это — выдающийся астроном, знаток своей науки, но он вовсе не знает библейского текста, древнееврейского языка и приписывает нам то, чего мы не исповедуем. В Библии сказано, что Бог создал твердь небесную и на тверди небесной утвердил светила. Есть такое выражение в первой книге Бытия. Но нужно знать древнееврейский язык, чтобы понимать, что «твердь» (древнееврейское «ракия») имеет два смысла — и буквальный, и более широкий — воздушное пространство.

Ведь еще в IV веке великий святитель Василий Великий, он же и ученый человек, прекрасно знавший современное ему естествознание, написавший книгу о творении мира, говорил: всем понятно, что твердь небесная, о которой говорится в Библии, это воздушное пространство (или, как мы называем сейчас, космическое), в котором расположены Творцом мира светила.

Несколько столетий назад великий математик, астроном, физик Ньютон, о котором мало известно, что он был и христианским богословом, известно только, что он был глубоко верующим человеком, — в своем рассуждении о небе и о светилах ссылается на слова Василия Великого и на смысл древнееврейского слова «ракия» и говорит, что вполне понятно каждому, кто читает это слово, что Моисей имел в виду воздушное пространство. Никакой оболочки, никакой тверди небесной не надо было и пробивать тем спутникам, которые люди послали с земли на небо.

Ньютон в одном из трактатов по христианскому богословию, говоря о творении мира, о величии Бога (а ученость Ньютона никем не отрицается) говорит, что это воздушное пространство имеет миллиарды звезд, и за этим материальным миром есть духовный, нематериальный мир, в котором, веруем мы, души верующих будут вечно жить со своим Господом Богом.

Вот свидетельство одного из великих ученых, которого часто цитируют и современные ученые исследователи.

Но опять вернемся к словам Христа: Без Меня не можете делать ничего. Это особенно применимо к тому, что для христианина, для верующих людей дороже всего на свете — спасение вечное. Спасти душу, жить в бесконечной вечности с Господом мы не можем сами по себе. Силы наши слабы, и Господь дает нам Свою Божественную помощь многими и различными путями.

Прежде всего, нужно духовно родиться (см.: Ин. 3, 5-7), надо стать членом Христовой Церкви, надо получить право на приобретение всех необходимых благ и благодатной помощи Божией через Святое Крещение. Нужно получить в самом начале нашей жизни дары благодатные, дары Духа Святого, чтобы потом, если человек заботится о своей душе, они развивались и крепли. И мы получаем их в святом Таинстве Миропомазания.

Но сколько раз в течение жизни земной обновляются в нас, в нашем верующем сердце эти благодатные дары помощи Божией, с которыми мы совершаем свое вечное спасение! Мы согрешаем, мы каемся, мы получаем благодать прощения. Мы болеем, мы воздыхаем, мы приступаем к святому Таинству Елеосвящения. Мы имеем счастье соединяться с Господом в святом Таинстве Причащения, получать в этом святом Таинстве залог нашего единения с Господом Богом в жизни вечной.

Жизнь — это великий дар Божий, который Господь даровал каждому из нас не просто для того, чтобы мы ели, пили, плодились; нет, для того, прежде всего, чтобы спасли свои души. Прежде всего, чтобы мы были готовы войти в жизнь вечную достойными тех благ, которые Господь обещал нам всем, кто идет за Ним, кто верует в Него и кто умирает с Ним, оканчивая свой земной путь.

Святой апостол Филипп проповедовал Слово Божие и пострадал за Слово Божие. И сколько страдальцев за Слово Божие, за веру знает Святая Церковь Христова, пострадавших на земле и мученически, и путем подвига. Это потому, что бесчисленные тысячи людей желали спасти свои души и уйти туда — в жизнь будущего века, в свое бессмертие, готовыми предстать перед Лицом Божиим и воспринять все радости, какие ждут истинно верующего христианина в нескончаемой жизни.


Источник:      Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Л. Успенский: Седьмой Вселенский Собор и догмат об иконопочитании
В. Духанин: «Природа есть... Евангелие»
Евангельские чтения
Митрополит Николай (Ярушевич): «Без Меня не можете делать ничего»
Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров): Для христианина смерть не страшна
Евангельские чтения
Святитель Иоанн Златоуст: Итак, не падай духом
Митрополит Симон (Новиков): Человек с душой, жаждавшей вечной правды
О.Б. Сокурова: Неколебимый камень
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Жизнь не стоит на месте
Николай Головкин, Екатерина Мельникова: Под звездой Богородицы
прот. Василий Швец, Александр Трофимов: Почаевское чудо
Неделя 26-я по Пятидесятнице
А.А. Константинова: Символ Церкви воинствующей
А.А. Андрианова: Под покровительством благоверного князя
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
И.И. Козлов: Прости мне, Боже, прегрешенья
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.
стр. 20
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011