На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Андрианова А.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Заметки паломницы

Под покровительством благоверного князя

Предыдущая Следующая

 

А.А. Андрианова

 

— Как меня только не называют, — благодушно начала свой рассказ монахиня Феодосия.

Дорога всегда располагает к разговору, а сельская дорога в глубинке России на старенькой «Оке» особенно.

— Болезнь так обезобразила мое лицо — родственники не узнают, но само то, что жива еще, — уже чудо.

Мы то качались на ухабах, то пролетали выбоины, то тормозили из-за подозрительно выбивающегося пара из-под капота «Оки». А беседа все продолжалась. И я узнала, что когда-то в молодости моя собеседница любила и танцы, и наряды, и модные прически. Была руководителем среднего звена на режимном предприятии в промышленном городе за Уралом.

Двое сыновей, любимый муж, квартира уютная в многоэтажке со всеми удобствами и обстановкой — вроде бы все как у людей: и сама на виду, и все в доме есть. Когда заболела редкой болезнью, которую называют слоновостью, не то, что в зеркало страшно было посмотреть, жить стало страшно и больно. Детей вырастила, муж ушел, с работы самой пришлось уйти. Зато к Господу стала ближе, и все, что произошло в ее жизни, приняла как Промысл Божий. Услышала об отце Иерониме, приехала к нему и по благословению батюшки осталась жить в Мордовии на подворье. Сначала за скотиной ухаживала. Трудно было горожанке: все удобства на улице, и даже зимой, пока не отстроили коровник и дом, спала в хлеву, от коров только ширма отгораживала, вода в подойнике покрывалась кромкой льда.

— Бывало, проснешься ночью, а на тебя рогатая морда уставилась и жует, — вспоминает матушка, — с просонья и не поймешь, где ты, крестишься и видишь теплый пар от жующей морды и слышишь знакомое «му-у-у». Слава Богу, пока жива! Но бывали и страхования пожестче, — продолжает мать Феодосия.

Так уж случилось, что мой младший сын еще во время службы в армии написал батюшке Иерониму попросил благословения стать священником, пойти учиться в Семинарию. Но батюшка не благословил, написал, что его путь — монашество, а учиться в Семинарии пока рано. Это не входило в планы молодого человека, так что, демобилизовавшись, он отправился со своим другом на Байкал, пытался пожить по своей воле. Но жизнь не сложилась, и скоро он оказался в Мордовии.

После смерти батюшки Иеронима мы с сыном оказались в разных монастырях, виделись редко, — вспоминает мать Феодосия, — а когда владыка Варсонофий рукоположил моего младшего сына в иеромонахи и благословил (теперь уже отца Аввакума) возрождать храм в Лесном Ардашеве, то в помощь ему и меня послал. За 15 лет здесь сменилось пять настоятелей, больше года-двух никто не выдерживал, а мы здесь уже пять лет. Понемногу возрождается храм и жизнь церковная, а этот край для нас теперь стал родным. Смотрите, как здесь красиво!

Батюшка притормозил свою видавшую виды «Оку», мы вышли на обочину дороги, и увидели словно висящий в дрожащем воздухе красавец корабль-храм, только вместо куполов — обрушенная решетка лесов.

— Вот оно, наше Ардашево.

По дороге к Санаксарам, где находится известная теперь на всю страну святая обитель, в которой покоятся мощи святого адмирала Феодора Ушакова, в нескольких километрах от города Темников, в живописной местности раскинулось старое мордовское селение Лесное Ардашево. Появилось оно в начале XVII века. Многочисленное (1487 жителей для того времени считалось не мало), оно тем не менее не имело звания села, так как не было здесь своего храма.

Невелики были у ардашевцев богатства земные (по полторы десятины земли на мужчину), но не бедны были эти простые мордовские крестьяне духовными устремлениями. Недаром в народе говорят: «Мордвин, значит, христианин: обязательно венчается, крестит своего ребенка и отпоет умерших стариков-родителей». Несмотря на бедность, в 1846 году ардашевцы решили построить храм, да такой, чтобы всем не тесно было во время церковных праздников. Встал вопрос, в честь какого святого будет храм называться. Сошлись на том, что селе Лесное Ардашево выстроит храм в честь воина и защитника земли Русской и веры православной — святого благоверного князя Александра Невского, а два боковых придела посвятят Пресвятой Богородице и Святителю Николаю, Чудотворцу.

Собрали деньги, наняли артель. Но, заложив фундамент и подняв стены до уровня окон, наемные работники сбежали, прихватив с собою деньги. Ардашевцы погоревали и обратились за помощью в Синод. Средства на продолжение строительства церковные власти выделили. Более того, из Синода поступило указание строить при храме одноклассную мужскую школу. Так вместе с духовным просвещением пришло в мордовское село и просветительство. В школе вели учеников от первого до четвертого выпускного класса, а потом набирали новую группу.

Строительство храма длилось долгие пятьдесят лет. Наконец, в 1896 году храм был освящен, начались службы, но продолжались они гораздо меньше времени, чем строили храм.

После октябрьского переворота многие, в том числе и среди ардашевцев, стали ревнителями новой религии — атеизма. О том времени сохранилась в народе недобрая память. Как-то раз, 12 сентября, в престольный праздник, вместо того, чтобы пойти в храм, сельские активисты устроили «народное гулянье» на новый лад. Вдруг налетел ветер, прогремел гром, и молния ударила в крест на колокольне, от него рикошетом — в крест на куполе, а потом и в третий дом по боковой улице. В считанные минуты вся улица выгорела дотла. Остались только первые три дома, жители которых во время молнии были на богослужении в церкви…

В 30-х годах теперь уже прошлого века «идейно сознательные элементы» полезли рубить крест на центральном куполе, полагая, что он золотой. Под ударами топора крест накренился и начал падать, как вдруг перевернувшись и приняв таким образом вид меча, полетел в небо. Очевидцы этого события еще недавно проживали в деревне…

Через несколько лет другие «сознательные элементы» решили сбросить крест с колокольни. Вновь застучали топоры, вновь собралась толпа народа, и вновь случилось чудо: сброшенный крест ушел в землю так, что его не могли вытащить, а «активиста», рубившего святыню, помраченного слепотой духовной на месте поразила слепота телесная…

В 70-х годах как-то раз Пасха выпала на первое мая, ревнители новой религии решили отметить это событие.

Пара «доблестных» комсомольцев полезла на колокольню, чтобы на месте креста укрепить красный флаг. Только они спустились с купола, как удар молнии сжег флаг вместе с куполом. А те, что пытались осквернить святыню, вскоре помешались рассудком. Но не все сельчане отвернулись от Бога.

В годы коммунистического безбожия в храме был устроен зерносклад.

Заведовать им поставили Веру Ивановну Учуваткину. Она как могла заботилась о сохранности храма, не разрешала в нем мусорить. При ней полы всегда мылись с песком, добела. После возвращения храма приходу Вера Ивановна стала здесь старостой.

К моменту передачи Церкви храм находился в аварийном состоянии. Не были остеклены уцелевшие рамы, начал рушится фундамент и стены, но самое главное — разрушилась кровля на куполах. Еще держится уникальная, более чем столетней давности, кирпичная кладка купола центрального четверика, открытая всем непогодам, но сколько это продлится? А колокольня и вовсе стоит обезглавленная.

Обветшал храм, но не осиротел. Сегодня идут богослужения в приделе во имя Святителя Николая. Последние пять лет служит здесь настоятелем иеромонах Аввакум (Бартахов). Помогают ему монахиня Феодосия (родная мама батюшки) и послушница Елена. Они люди не местные, более того, даже не сельские — городские, приехали в разное время из Сибири и Волгограда. Но в Ардашеве обжились и стали своими. Есть на селе еще две городские семьи — из Самары. Они-то и составляют сегодня костяк прихода. Не оставляют храм без внимания и свои, ардашевские: каждое утро Нюракай (Анна) приносит на коромысле воду из источника неподалеку (по преданию его благословил преподобный Серафим Саровский, проходивший этими местами), а тетя Маша — парное молоко и творог.

В воскресенье, субботу, пятницу и дни церковных праздников торжественно и жизнеутверждающе звучит благовест, зазывный перезвон. Колокола здесь новые, подаренные тайным благодетелем — выходцем из здешних мест. Как хорошо здесь на колокольне! Как легко дышится, как далеко видно вокруг! Но не торопится теперь народ к Богу. Не так много осталось в Лесном Ардашеве молитвенников, да и село не то, что раньше — поредело. Но паства у отца Аввакума все же есть. Приходят в храм дети. Поют на клиросе, читают псалмы, помогают прибираться, следят за подсвечниками, звонят на колокольне, ухаживают за церковным садом и даже пекут просфоры под руководством послушницы Елены. Пожалуй, в первый раз мне довелось встретить такой необычный сельский храм, ведь чаще в церкви на селе встречаешь бабушек.

В километре от ардашевского храма бьет из земли источник, который называют в округе Двенадцать ключей. С ним связана легенда о возникновении села Ардашева. Раньше на этом месте жили два брата, Ордаж и Оброш. Неизвестно, по какой причине братья крепко поссорились и разошлись. Даже тропинка, по которой они ходили в гости друг к другу, заросла, а позднее поперек нее пролег овраг. У каждого из братьев было по шесть детей. Дети, не понимая причин отцовской размолвки, продолжали вместе играть в овраге, что пролег между их домами, и вместе молились о примирении родителей и прекращении вражды. И это произошло — братья примирились. По имени старшего, Ордаша, стал называться этот поселок. А в овраге близ него забили двенадцать ключей по числу детей-миротворцев.

Можно по-разному относиться к легенде о детских молитвах, ставших причиной возникновения источника, но факт остается фактом: и сейчас бьют из-под земли двенадцать ключей, принося людям исцеление от многих недугов.

Сейчас по сторонам оврага нет домов, и пробираться к источнику надо сквозь заросли кустарника. Но ардашевцы уже вызвались обустроить это место. Со временем тут будет не только колодец, но и сруб-купальня — леса-то вокруг много, село недаром зовется Лесное Ардашево. А вот покрыть купол храма кровельным железом и поднять фундамент местным жителям не по силам. Об этом болит душа у настоятеля храма протоиерея Аввакума, в этом просит помощи батюшка.

За годы безбожной власти пролег овраг между ардашевским храмом и сельской школой, некогда созданной при храме. Духовное опустошение унесло многовековой семейный уклад, теперь семьи, где растет по шесть детей, даже в масштабах всей республики редкость. В Лесном Ардашеве таких семей нет. Сегодня в ардашевской школе учатся 15 детей и работают 8 учителей. Школа необычная не только потому, что иногда приходится проводить урок для одного-двух учеников, но еще и потому, что все — и учителя, и ученики — единый фольклорный коллектив. Летом 2007 года самодеятельные артисты из Ардашева выступали перед Президентом РФ В.В. Путиным и высокими зарубежными гостями в саранском Ледовом дворце, где проходил Фестиваль угро-финских народов. Юные ардашевцы переняли от своих предков не только язык, песни, танцы, костюмы, но и веру. Каждую страду осенью и весной школьники выезжают на поля Санаксарского монастыря, помогают обители. С сентября 2007 года в школе начали изучать новый предмет - основы православной культуры. А в День учителя пригласили на праздник и самого батюшку - он ведь тоже учитель - ведет воскресную школу при храме.

Очень хочется верить, что встанет из руин храм благоверного князя-защитника Александра Невского, а само древнее село Лесное Ардашево оживет, помолодеет. Не зря ведь не зарастает тропинка между храмом и школой.

В село стали приезжать люди из других мест, даже с детьми. Тех, кто хочет потрудиться во славу Божию, в Лесном Ардашеве встречают гостеприимством. Протоиерей Аввакум готов предоставить проживание в церковном доме и возможность приложить свои силы на восстановлении храма, на обустройстве святого источника, на церковных огородах и в садах. В летнее время здесь можно и потрудиться, и набраться сил, купаясь в святых источниках и озерах, рыбача на реке и прудах, собирая грибы и ягоды.

 

А.А. Андрианова


 

Прошение

 

По благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского, началось возрождение разрушенной русской святыни — храма в честь молитвенника земли Русской, защитника Отечества, покровителя Русского Воинства — Святого Благоверного Князя Александра Невского с приделами в честь Покрова Богородицы и Святителя Николая Чудотворца.

Восстановление храма ведется на скудные средства прихожан и пожертвования доброхотов.

Сегодня, среди безверия и религиозного равнодушия, когда рушатся моральные устои, когда молодежь забывает и попирает духовное наследие и веру своих отцов, возрождающийся храм может явить собой пример и образ духовного воскресения нации, образец национального единства, христианского подвижничества и соборности русского народа, пример нравственной жизни для молодежи.

Православная Церковь является для России культурообразующей силой и опорой государственных институтов власти, защитой от иноземной угрозы, созидательным фактором в общественном сознании, помощником и наставником во всех житейских вопросах.

Экономическое процветание России невозможно без возрождения духовного стержня народа — православной веры. Без истинной веры в Бога еще никто не нашел ни смысла жизни, ни благополучия, ни спасения.

Христа ради, помогите! Молитвами Пресвятой Богородицы, святого благоверного князя Александра Невского и Святителя Николая Чудотворца да сохранит Господь во здравии и благополучии Вас, Вашу семью и Ваших сотрудников.

Собирайте себе сокровища на небе... где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 20-21).

Настоятель храма — иеромонах Аввакум (Бархатов)

 

 

Адрес и реквизиты:

 

Россия

431222 Республика Мордовия,

Темниковский район

с. Лесное Ардашево

Темниковский доп. офис 4306/059

Краснослободского ОСБ 4306

БИК 048952615

ИНН 1319109237

КПП 131901001

Р/с 40703810239110150076

К/с 30101810100000000615

Тел: 89271748567

Настоятель: 89271803507 89053898437


Источник:      Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Л. Успенский: Седьмой Вселенский Собор и догмат об иконопочитании
В. Духанин: «Природа есть... Евангелие»
Евангельские чтения
Митрополит Николай (Ярушевич): «Без Меня не можете делать ничего»
Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров): Для христианина смерть не страшна
Евангельские чтения
Святитель Иоанн Златоуст: Итак, не падай духом
Митрополит Симон (Новиков): Человек с душой, жаждавшей вечной правды
О.Б. Сокурова: Неколебимый камень
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Жизнь не стоит на месте
Николай Головкин, Екатерина Мельникова: Под звездой Богородицы
прот. Василий Швец, Александр Трофимов: Почаевское чудо
Неделя 26-я по Пятидесятнице
А.А. Константинова: Символ Церкви воинствующей
А.А. Андрианова: Под покровительством благоверного князя
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
И.И. Козлов: Прости мне, Боже, прегрешенья
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" ноябрь 2007 г.
стр. 69
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011