На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: ноябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Буфеев Константин /Кандидат геолого-минералогических наук, Протоиерей, Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Архангельское-Тюриково
Буфеев Константин
Кандидат геолого-минералогических наук
Протоиерей
Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Архангельское-Тюриково

Работы этого автора

Алексеенко Я.С.
Корреспондент «Народного радио»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Вера и знание

«УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»

Предыдущая Следующая

 

Протоиерей Константин Буфеев

 

(Окончание. Начало см. «Русский инок», 2008, октябрь)

 

— Отец Константин, может ли, на Ваш взгляд, проповедовать Православие среди неверующих обычный прихожанин или это должен делать только священнослужитель?

— Каждому христианину Апостол предлагает давать отчет о своем уповании с кротостью и благоговением. Если кто-то спрашивает о вере, христианин не должен отказываться дать ответ, ссылаясь на то, что он — не апостол, не батюшка и не миссионер. Каждый мирянин должен ответить вопрошающему, но понятно, что не всякий может вести беседу компетентно, на достаточном богословском и духовном уровне.

Дар учительства, дар проповеди, дар миссионерства есть не у всех. Поэтому не все способны глубоко рассуждать о вере. Иногда, может быть, лучше промолчать, чтобы не ввести людей в соблазн, не подменить истинное церковное вероучение, например, учение о сотворении мира, какими-либо искаженными понятиями, чтобы не подменить спасительное апостольское, святоотеческое учение своим мудрованием, своими человеческими рассуждениями, далекими от истины.

 

Батюшка, можно ли проповедовать Православие человеку иной веры?

— Конечно, можно.

 

Но ведь дело это очень тонкое.

— Безусловно. Но я дерзну высказать свое принципиальное отношение к этому вопросу. Если мы признаем, что православное вероучение является истинным Евангельским благовестием, которое передано нам через апостолов и святых отцов, то всякое иное, неправославное учение мы должны признать искажающим эту Христову истину. Принимать другое учение является грехом, причем грехом, который мешает человеку спастись. Неправильное учение о Боге, о Церкви, о Христе, о Божией Матери, о святых содержит в себе хулу, поэтому никакого знака равенства между святоотеческим учением и его искажением, то есть ересью, ставить нельзя. Из этого вытекает единственный вывод: любая проповедь Православия является благим делом, любая проповедь сектантского учения вносит смущение и соблазн.

Исторически сложившиеся мировые религии — это некоторая реальность, данность. Но будет изменой православной вере сказать, что все прочие религии одинаково содержат истину. Этот момент является догматическим, вероучительным. В Символе веры, который мы исповедуем, есть слова о том, что мы веруем во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Что есть Церковь? Это столп и утверждение истины Христовой. Отход от истины является грехом, а свидетельство об истине — нашим долгом, миссионерским призванием самой Церкви, всех членов Церкви — от Патриарха до простого мирянина. Вопрос о том, как нам действовать, чтобы наши слова были восприняты, чтобы не смущать людей, не вызывать у них раздражение, агрессию, — это уже вопрос тактический, а не богословский.

 

Помимо миссионерской работы, в чем еще заключается деятельность Вашего центра?

— Мы объединяем богословов и ученых, простых людей и специалистов с научными степенями, всех, кто понимает ложь эволюционного учения, проникшего во все сферы нашего просвещения и просочившегося даже в церковные ряды. В Церкви тоже есть эта проблема: некоторые православные христиане не считают зазорным находить компромиссы между эволюционизмом и Божественным откровением. Но это — особая проблема, особая беда как научной, университетской сферы, так и церковной богословской среды.

 

Отец Константин, как Вы относитесь к попыткам реформировать богослужение, в частности, перевести его на современный русский язык? Почему так важно сохранить церковнославянский язык?

— Попытки реформировать Церковь, обновленческие эксперименты — это один из соблазнов последних времен, который может привести к тому, что святоотеческую традицию мы неожиданно для себя подменим традицией человеческой. Мы общаемся с Богом прежде всего через богослужение. Самое ценное, самое дорогое, что есть вообще в Церкви, — это живая молитвенная традиция, связывающая нас с творениями святых отцов, с учением святых апостолов и проповедями Спасителя. Заменить эту традицию — значит убить саму возможность Богообщения. Попытка реформировать богослужение может принести великий вред. Богослужение позволяет приобщиться к литургической традиции, приблизиться к Самому Христу. Посягать на эту традицию недопустимо.

 

Есть мнение, что, если перевести богослужение на русский язык, то люди, которые только начинают посещать храм, лучше будут понимать то, что происходит за богослужением, и это приблизит их к Церкви.

— Это заблуждение. Во-первых, даже проповедь священника, произносящаяся на русском языке, порой бывает непонятна. Некоторые не могут пересказать то, что говорил в проповеди священник. Увы, это особенность нашего восприятия человеческого. Во-вторых, есть такие Евангельские истины, которые невозможно сформулировать на обиходном языке. Сама Матерь Божия, когда слушала благовестив от Архангела Гавриила, не смогла воспринять его в полной мере. Когда Пресвятой Деве было сказано, что Дух Святой найдет на Нее и Она родит Сына Божия, Она ответила, что не может этого вместить, как сие будет. При этом Она дала нам пример не отрицания, а принятия воли Божией. Не все можно повторить словами человеческими. Апостол Павел тоже слышал неизреченные глаголы, но не мог их перевести на язык человеческий. Сам слышал, сам воспринял, а вот передать, пересказать не мог. Церковные песнопения погружают нас в такую среду, такую атмосферу, которая направляет христианина ко спасению.

 

То есть важно усердно молиться в храме, предстоять Богу. И не так страшно, если человек не сразу все понимает за богослужением?

— Попытка умного осмысления богослужения — это задача, стоящая перед всеми христианами, особенно современными. Изучить богослужение, его структуру и составные части, изучить некоторые главные песнопения, воскресные, праздничные тропари, знать и постигать их содержание — это задача домашнего и школьного обучения. Нужны программы школьного просвещения, которые могут раскрыть какие-то вероучительные моменты. Не надо проводить эксперименты с богослужением. Мирянам я рекомендовал бы прочитать накануне воскресного или праздничного дня по-русски соответствующий отрывок из Евангелия, чтобы знать его содержание. Необходимо знать некоторые богослужебные тексты, содержащиеся в молитвословах. Такое просвещение требуется и детям, и взрослым. Но нельзя в угоду ограниченной возможности восприятия некоторых новоначальных убивать великое богослужение, которое является достоянием Церкви, нельзя лишать монахов и священнослужителей, певчих и воцерковленных людей возможности больше приобщаться к полноте, красоте и глубине богослужения. Ценны тексты, ценны и распевы, ценен и сам чин богослужебный, он составляет великое достояние церковное.

 

Беседовала Я. Алексеенко,

корреспондент «Народного радио»

 


Источник:      Журнал "Русский инок" ноябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Новости
Н.В.Маслов: ПОМНИТЬ О ПАСТЫРСКОМ ДОЛГЕ
Поздравления
Схиархимандрит Пантелеймон (Агриков): СИЛЬНЫЕ НАШИ ЗАЩИТНИКИ
Святитель Феофан Затворник: СОВЕСТЬ
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Епископ Троицкий Панкратий, В.М.Вальков: НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДИТ ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ
ПЕРВЫЙ В ПРАВОСЛАВНОМ МИРЕ
Н.А. Свердлова: ГДЕ ПОДВИЗАЛСЯ СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН
Протоиерей Константин Буфеев, Я. Алексеенко: «УТВЕРДИТЬ НА ВЕРНОМ ОСНОВАНИИ»
О.В. Шангина: НА НЕБЕСАХ - РАЙ, А НА ЗЕМЛЕ - ВАЛДАЙ
А.С. Бочков: НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
Архиепископ Иоанн (Шаховской): СТРАННИК
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" ноябрь 2008 г.
стр. 51
11.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011