На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Алексий (Поликарпов) /Архимандрит, Наместник Данилова монастря (Москва)
Алексий (Поликарпов)
Архимандрит
Наместник Данилова монастря (Москва)

Работы этого автора

Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

СЮДА МОЖНО ПРИЙТИ С ЛЮБЫМ ВОПРОСОМ

Предыдущая Следующая

 

В нынешнем году исполняется 25 лет возрождения монашеской жизни в столичном Даниловом монастыре. О значении этого события говорит в своем интервью журналу «Русский инок» наместник Даниловой обители архимандрит Алексий (Поликарпов).

 

— Отец Алексий, какое впечатление произвело на Вас четверть века назад известие о начале восстановления Данилова монастыря?

— Известие о возобновлении монашеской жизни в Даниловой обители я, как и все православные России, конечно же, воспринял с радостью и душевным трепетом. Правительство отозвалось на просьбу Русской Православной Церкви передать один из бывших московских монастырей для празднования 1000-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх Пимен и члены Священного Синода выбрали для этой цели Данилов монастырь, хотя им предлагали и другие обители.

Церковный православный народ с большим воодушевлением услышал о том, что Данилова обитель снова будет открыта. Люди радовались и благодарили Бога за эту милость. Вспоминаются рассказы очевидцев закрытия монастыря в 1930 году. Верующие тогда сокрушались, плакали. А один из насельников монастыря — иеродиакон Пимен, юродствуя, приплясывал и что-то радостно напевал. Его спросили: «Что же ты радуешься? Плакать надо». А отец Пимен приговаривал: «Коли-коля, коли-коля. Наши колокола еще зазвонят». По милости Божией это действительно произошло.

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий хорошо сказал о возрождении Данилова монастыря: «Это было чудо Божие». Действительно, такое быстрое, интенсивное восстановление Даниловой обители стало вестником новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви.

 

— В политике государства уже тогда что-то начало меняться.

— Да, отношение к Церкви изменилось. Это нашло яркое отражение в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Вначале предполагалась, что эту годовщину будет отмечать только Церковь, а государство отстранялось от участия в праздничных мероприятиях. Но празднование приобрело общенародный, общегосударственный характер.

 

— Какую роль сыграл Данилов монастырь в Вашей жизни?

— До назначения в Данилов монастырь я был в числе братии Троице-Сергиевой Лавры. Сюда, в Данилов, и раньше направляли насельников Лавры Преподобного Сергия. Они составили ядро братии Данилова монастыря. Первый наместник Даниловой обители после ее восстановления — архимандрит Евлогий — перешел сюда с должности эконома Троице-Сергиевой Лавры.

Конечно, назначение в Данилов монастырь — это большое, значимое событие в моей жизни. Мы видим, какую роль играет возрожденная обитель в духовной жизни России и всего православного мира, а значит, и в жизни каждого из нас. Нужно сказать и о том, что по молитвам у Даниловских святынь происходят многие чудеса.

 

— Эти случаи как-то фиксируются, регистрируются?

— Да, конечно. Они записываются в монастырской летописи. Какие это случаи? Вот, например, один из них. Женщина, у которой постепенно высыхала правая рука, получила исцеление во время молитвы в Даниловом монастыре за акафистом перед образом Божией Матери «Троеручица». Эта женщина не сразу осознала, что с ней произошло. Она жила в Подмосковье и вечером отправилась из обители на вокзал. Взяла свою сумочку, села на поезд, приехала домой. И только утром поняла, что исцелилась. Она поначалу не заметила, что крестится правой рукой и несет в ней сумку. Высыхавшая рука ожила. Вот оно, чудо Божие.

Один мужчина получил исцеление от воды из источника в надкладезной часовне монастыря. Как-то раз он пришел в эту часовню вместе с женой. Они набрали воды из источника, принесли домой, поставили бутылочку на полку и забыли о ней. Вскоре этот мужчина тяжело заболел. Врачи предполагали у него злокачественную опухоль. Перед обследованием ему трижды являлся во сне старичок и говорил, что ему нужно пить воду, которая стоит у них в бутылочке. Мужчина не придал этому значения, а потом все-таки спросил жену: «Где у нас вода, которую мы принесли?» Он стал пить воду из источника в надкладезной часовне. Через некоторое время врачи обнаружили, что болезни, которая внушала им опасения, у него нет.

Одна женщина рассказывала, что ей явился во сне преподобный князь Даниил и сказал: «Приходи ко мне!» Она не сообразила, куда ей нужно идти и зачем. Но духовная интуиция привела ее в Данилову обитель, где она увидела образ преподобного Даниила и вспомнила, что он ей являлся во сне. С молитвой женщина получила исцеление от тяжелой болезни.

Таких случаев очень много.

 

— Наверное, не все приходят и рассказывают об исцелениях, которые они получили.

— Главное, что эти чудеса записаны у людей в сердце.

 

— Отец Алексий, говоря о возрождении Данилова монастыря после десятилетий разрухи, очевидно, не надо думать, что обитель просто возвращается к прошлому, что в ее деятельности в наши дни не появляется ничего нового. Вы являетесь наместником Данилова монастыря уже на протяжении 16 лет. Что изменилось в монастыре за эти годы?

— Мы видим, что за стенами обители строится новое здание Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. Монастырь ведет работу в школах, в вузах, в доме ребенка, в центре временной изоляции несовершеннолетних, который раньше находился здесь, в обители. Через центр духовного развития, в котором трудятся насельники монастыря, проходят до 35 тысяч человек. В старом здании центра стало уже тесно. Ведь здесь находится не только воскресная школа, но и школа молодежного служения и молодежный клуб «Мелос». Уже не одно поколение молодежи выросло в центре духовного развития. У выпускников нашей воскресной школы рождаются дети, которых родители тоже приносят и приводят сюда. Здесь можно почерпнуть все доброе, чему учит Церковь, и потом воплотить в своей жизни. В день памяти преподобного князя Даниила Святейший Патриарх освятил кресты храма Сретения Господня, который воздвигается в духовном центре. Кресты эти уже водружены на купол храма.

В 90-е годы прошлого века основаны подворье при храме Архангела Михаила и скит Преподобного Сергия в Рязанской области. Недалеко от скита находится монастырское хозяйство «Можары», созданное на базе двух колхозов, которые находились в этом селе. Там выращиваются пшеница и другие злаки. В скиту Преподобного Сергия есть пасека, откуда в монастырь поступает мед.

В настоящее время — пока это только начальный этап — идут работы над созданием проекта строительства Преображенского подворья в Рузском районе Московской области.

Монастырь ведет работу с военнослужащими. Показатель этой работы — освящение подводной лодки с именем преподобного Даниила на Северном флоте. Князь Даниил является покровителем инженерных войск России. На их штандарте помещено изображение преподобного князя.

Издательство монастыря выпускает большое количество книг. Одна из последних — недавно состоялась ее презентация — посвящена Вооруженным Силам России.

Словом, монастырь выходит за стены обители. Это и есть новый момент в его деятельности.

 

— В чем видит монастырь свою душепопечительскую задачу?

— Монастырь — это богоучрежденный институт, в котором живут монахи, а назначение монашеской жизни — молитва. Молитва церковная, молитва келейная. Молитва за всех страждущих, обездоленных, болящих, скорбящих. Иноки обители, совершая богослужения, совершают душепопечительство о всем православном мире. В Данилову обитель можно прийти каждый день, подойти к дежурному священнику со своими вопросами, недоумениями и услышать от него ответ. Здесь можно услышать слово утешения. Это очень важно, когда человек может поделиться своим горем, скорбью и в ответ услышать не что-то черствое и холодное, а духовное, назидательное слово, основанное на Священном Писании, на опыте духовной жизни, на творениях святых отцов. Это и есть душепопечительство. Мы видим, что монастырь должен отвечать на запросы времени. К нам приходят люди со своими проблемами, и они, надо надеяться, будут утешены. Иногда спрашивают: есть в вашем монастыре прозорливцы? Есть ли прозорливцы, не знаю. Но мы стараемся помогать людям, опираясь на тот малый духовный опыт, который имеем сами. Святые отцы говорят, что иноки являются светом для мирян, а светом для иноков являются ангелы.

 

— Как складываются отношения с властями города?

— У нас добрые, хорошие отношения. Мы чувствуем это и в нынешнем юбилейном году.

1983 год для нашего монастыря — точка отсчета. Нынешний Святейший Патриарх явился возобновителем монашеской жизни в Даниловом монастыре. Он возглавлял комиссию по возрождению обители и много здесь потрудился. Святейший Патриарх говорил, что здесь было разрушено все, что только можно было разрушить. Но, слава Богу, обитель восстановлена, обитель живет.

Сейчас проводятся только текущие ремонтные работы, без которых не обходится ни один большой дом. В ходе этих работ мы узнаем и новое для себя. Недавно был обнаружен склеп Николая Васильевича Гоголя. Мы знаем, что при ликвидации монастыря тело писателя было перезахоронено на Новодевичьем кладбище. И вот теперь удалось обнаружить остатки кирпичной кладки склепа, в котором он был погребен вначале, совсем недалеко от дома наместника.

Когда поднимали из земли останки архиепископа Никифора Феотокиса, археологи установили, что на территории Данилова монастыря находилось одно из древнейших поселений Москвы. Может быть, даже более древнее, чем поселение на кремлевском холме. Это тоже очень интересный факт.

 

— С какими монастырями Данилова обитель поддерживает наиболее тесные взаимоотношения?

— Самые тесные отношения сложились у нас с Троице-Сергиевой Лаврой. Одни из братии Данилова монастыря жили в Лавре Преподобного Сергия, будучи иноками, другие учились в Духовных школах, расположенных на ее территории. Троице-Сергиева Лавра для нас является монашеской колыбелью.

Прочные взаимоотношения сложились у нас и с Саввино-Сторожевским монастырем. В Даниловой обители поначалу находились мощи преподобного Саввы, которые поступили к нам чудесным образом и потом были перенесены в Саввино-Сторожевский монастырь. С тех пор прошло уже десять лет. В августе в память об этом событии в Даниловом монастыре будет совершаться торжественное богослужение.

Конечно же, у нас налажено общение с другими московскими монастырями. Мы бываем друг у друга, разрабатываем совместные проекты.

Бываем мы и в монастырях других Православных Церквей и принимаем у себя их насельников.

 

— Что является сейчас предметом Ваших особых забот как наместника?

— Просим молитв читателей «Русского инока» о том, чтобы в сентябре, как запланировано, в Россию были возвращены все колокола Даниловой обители из Гарвардского университета. Хочется, чтобы никаких препятствий на пути возвращения не возникло, чтобы русская святыня вернулась на свое место.

 

— Сотрудники и читатели «Русского инока» обязательно помолятся об этом. Благодарю Вас, отец Алексий, за согласие дать интервью нашему журналу. Желаю Вам помощи Божией в Ваших трудах.

 

Беседовал В.М.Вальков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
ОБРАЗ, ПРОЯВИВШИЙСЯ НА СТЕКЛЕ
ВСТРЕЧА С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ
Святитель Григорий Двоеслов: РЕЧЬ К НАРОДУ О ПРИЧИНАХ СМЕРТНОСТИ
Иеромонах Порфирий (Левашов): НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ЖЕНЩИН
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Святитель Иоанн (Максимович): ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков: СЮДА МОЖНО ПРИЙТИ С ЛЮБЫМ ВОПРОСОМ
Шурыгин А.Ю., иеромонах Модест (Панченко): «В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»
А.С. Алексеев: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Непридуманные рассказы
Вопросы читателям
Маргарита Ольховская: НЕ ИЩИТЕ ПОСЛУШАНИЕ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ
Игумен Виссарион (Остапенко): Ангел Божий, мой хранитель...


Публикация:
Журнал "Русский инок" май 2008 г.
стр. 43
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011