На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Шурыгин Артемий Юрьевич
Первый заместитель директора Православной гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского г.Сергиев Посад

Работы этого автора

Модест (Панченко)
Иеромонах
преподаватель Закона Божиего Православной гимназии имени Преподобного Сергия Радонежского г.Сергиев Посад

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Живя вне мира, служить миру

«В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

Предыдущая Следующая

 

В Сергиевом Посаде, при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и Московской Духовной Академии, создана Православная гимназия имени Преподобного Сергия Радонежского. Гимназия находится в духовной столице России и центре богословско-педагогической мысли. В Сергиевом Посаде собраны лучшие богословские кадры, создана наиболее благоприятная духовно-нравственная атмосфера, связанная с непосредственной близостью Троице-Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии. Именно здесь, по замыслу инициаторов проекта, должен быть создан православный образовательный комплекс.

Мы беседуем по благословению директора гимназии монаха Амфилохия (Воронкова) с Артемием Юрьевичем Шурыгиным, первым заместителем директора, и иеромонахом Модестом (Панченко) — насельником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и преподавателем Закона Божиего.

 

– Отец Модест, как Вы думаете, почему возникает необходимость создания православных гимназий при монастырях?

— Основная концепция нашей православной гимназии — осуществить принцип целостности в образовании и воспитании в свете православного мировоззрения. Гимназия при монастыре не только может осуществлять образовательный процесс, но и воспитывать сердце учащегося силами братии или сестер той или иной обители. Монах уходит от мирской жизни, и в этом отношении ему легче настроить ребят на необходимость духовного подвига, духовного совершенства, на жизнь души. Нашей целью является воспитание не только истинного гражданина государства, но и истинного гражданина Небесного Отечества. Дети, в частности, на уроках Закона Божиего, впитывают благочестие, учатся самому необходимому — жизни с Богом. Учителя стараются обозначить ребятам то, в чем состоит истинность Православия, донести красоту православной веры.

 

— Расскажите, пожалуйста, каким образом возникла гимназия?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Инициаторами создания гимназии выступили родители, дети которых достигли школьного возраста. Им не хотелось отдавать детей в обычную школу, поэтому они объединили свои усилия и создали свою школу при церковном приходе. Инициативная группа обратилась к администрации города, чтобы легализовать ее существование. В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на базе этой школы была образована гимназия имени Преподобного Сергия Радонежского.

Учредителями гимназии выступили Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия и Администрация Сергиево-Посадского района.

 

– Какая связь гимназии с монастырем? Как монастырь оказывает влияние на образование и воспитание детей?

 

Иеромонах Модест:

— Директором гимназии является насельник Лавры — монах Амфилохий (Воронков). В гимназии трудятся несколько монахов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: иеромонах Никодим (Шматько), иеродиакон Афанасий (Гелич), я. Иеромонах Никодим является духовником гимназии. Что касается учащихся, то многие из них ходят молиться в Лавру, то есть сами соприкасаются с благодатной монашеской жизнью. Монах вносит особую атмосферу. Когда я сам учился в Духовной Семинарии, то всегда чувствовал разницу, когда светский человек преподает Закон Божий и когда монашествующий. Монах пребывает вне мира, это оказывает определенное влияние на того, с кем он беседует.

 

— Кто преподает в гимназии?

 

А.Ю. Шурыгин:

— В гимназии преподавание осуществляют профессиональные учителя, имеющие стаж работы в обычной светской школе. При собеседовании они выразили желание заниматься самообразованием в плане постижения духовных богословских дисциплин. В прошлом году у нас проходили курсы по основам Православия для учителей, раз в неделю, занятия проводил духовник гимназии отец Никодим.

 

— Сотрудничаете ли вы с другими православными гимназиями?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Да, сейчас идет процесс создания методических объединений учителей православных гимназий, в частности, преподавателей русского языка и литературы. В этом направлении мы сотрудничаем с православной школой «Образ» (поселок Малаховка), православной гимназией имени преподобного Андрея Рублева (город Электросталь), Варницкой православной гимназией и другими.

 

— Сколько выпусков было в гимназии? Куда поступают выпускники гимназии?

 

А.Ю. Шурыгин:

— В гимназии было пять выпусков одиннадцатиклассников. Наши выпускники поступают в самые разные вузы Москвы (педагогические, медицинские, в Академию МВД, Академию бюджета и казначейства при Правительстве РФ, Тимирязевскую академию и другие), в Духовные Семинарии, в филиалы московских вузов, которые располагаются в Сергиевом Посаде. Мы не ставим задачу ограничить выбор выпускников, не готовим целенаправленно в определенные учебные заведения, у них есть возможность сделать выбор самим.

 

— Как осуществляется образовательный процесс в гимназии? Есть ли какая-то специализация?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Учебный план включает в себя, во-первых, все предметы государственного образовательного стандарта, как в обычной школе. Во-вторых, углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: русского языка и литературы, истории, иностранных языков. В-третьих, наличие предметов гимназического компонента: Закон Божий — интегрированный курс, состоящий из различных богословских дисциплин: история Церкви, литургика, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, основное богословие, сектоведение, история религий; церковнославянский язык и целая система курсов по выбору: «Православное краеведение», «Династия Романовых в истории России», «Дискуссионные проблемы в истории России», «Культура устной и письменной речи», «Моя родословная» и другие.

 

– Как Вы объясняете учащимся, зачем необходимо изучение церковнославянского языка?

 

Иеромонах Модест:

— Церковнославянский язык — это богослужебный язык. Учащиеся православной гимназии должны его знать, чтобы понимать, о чем молятся в церкви, услышать и воспринять содержание богослужения, поскольку вся догматика, все вероучение заключено в Церкви. Изучение церковнославянского языка имеет практическое применение, потому что гимназисты ходят в церковь. На уроках церковнославянского языка дети учатся проникать в смысловую глубину богослужебных текстов, ощущать емкость церковнославянской лексики. Например, в акафисте Божией Матери есть такое прилагательное, относящееся к Богородице, – Благосеннолиственная. Если переводить на русский язык, нужно перечислить несколько понятий, а в церковнославянском языке одного слова достаточно для выражения красоты Ее естества. (Дерево благосеннолиственное — полное жизненных соков и обильное плодами. См.: Святитель Феофан Затворник. «Созерцание и размышление. Согласие внутреннего с внешним»).

 

– Что для Вас является основным в преподавании курса Закона Божиего?

 

Иеромонах Модест:

— Мы стремимся к тому, чтобы уроки Закона Божиего были для ребят не сухой дисциплиной, а раскрывали им опыт православной жизни человека. Преподаватель старается найти отклик в сердце учащихся на тот теоретический материал, который им преподносит, делится своим жизненным опытом. Как Господь говорил, Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Учитель роняет семя в сердце ребенка с надеждой, что оно прорастет благодатию Божией. Поэтому одного теоретического материала на уроках будет недостаточно. Должна присутствовать и воспитательная часть. Например, можно сказать ребятам, что мы изучаем с вами заповеди, а вы самого малого не делаете — не здороваетесь с учителями, а это пятая заповедь о почитании родителей и старших. Мы стараемся, чтобы все, что мы изучаем, запечатлелось в сердце и памяти учащихся и чтобы они по мере сил это исполняли в своей жизни.

 

– А случалось ли, чтобы ребята задавали какие-то сложные, неразрешимые вопросы?

 

Иеромонах Модест:

— Такие вопросы не возникают у человека верующего, потому что православная вера разрешает все антиномии, кажущиеся противоречия. На самом деле нет этих противоречий. И слово Божие об этом свидетельствует. Просто мы с ребятами учимся рассуждению.

 

– Как сказывается на гимназистах общение с насельниками Троице-Сергиевой Лавры?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Благотворно, конечно, сказывается. Сам факт того, что учредителем гимназии является Лавра, ко многому обязывает. В ребятах появляется некая внутренняя сосредоточенность.

 

— Расскажите, пожалуйста, о внешкольной работе. Совершаете ли вы паломнические поездки?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Да, паломнические поездки совершаются, и дети их очень любят. За это направление деятельности отвечает отец Афанасий. Совместно с руководителем нашего паломнического кружка они устраивают поездки, прежде всего к подмосковным святыням. В начале года была серьезная экскурсия в Псков и Великий Новгород, посетили Спасо-Преображенский Хутынский монастырь. Мы побывали в Киеве, в Киево-Печерской Лавре, посетили святыни Санкт-Петербурга.

 

— Как влияют поездки на обычную жизнь в гимназии?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Такие совместные паломнические поездки сплачивают людей. Мы узнаем друг друга в неформальной обстановке, атмосфера путешествия располагает к общению. Учителя узнают о проблемах, о которых раньше и не слышали. Потом, уже в гимназии, замечаешь изменения в отношениях между учителем и учеником — они становятся более доверительными. Ребята подчас раскрываются в поездках, проявляется их талант в чем-либо, особые склонности, которые в обычной школьной жизни мало приметны. Безусловно, учитывая таким образом приобретенный опыт, можно улучшить школьную жизнь.

 

— Как в гимназии проводятся церковные праздники?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Наши дети — прихожане самых разных храмов города и даже района. Поэтому в церковные праздники они посещают с родителями приходские храмы или Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Накануне классный руководитель проводит занятие, на котором дети вспоминают смысл, содержание праздника.

В нашей гимназии проводятся семейные праздники. Каждый класс выбирает себе какой-нибудь праздник и готовится к нему. Как правило, это литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и подвигам святого. Мы стараемся выбирать празднования таких событий или святых, о которых не так много знаем. Например, 4 класс готовил композицию, посвященную преподобному Стефану Махрищскому, ученику Преподобного Сергия.

 

— Как вы обучаете детей церковному пению?

 

А.Ю. Шурыгин:

— У нас есть гимназический хор, который поет за богослужением в домовом храме гимназии. Ребята знакомятся с церковными напевами, учатся петь тропари, кондаки, стихиры. Но у нас также есть хор, который поёт детские, школьные песни. И довольно успешно. Не раз он занимал призовые места на различных фестивалях. Недавно мы создали и третий хор — фольклорный. Репертуар его понятен уже по названию.

 

— Знакомите ли вы гимназистов с церковным искусством? Есть ли контакты с иконописной школой Московской Духовной Академии?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Да, мы совершаем экскурсии в иконописную школу. Дети с большим интересом наблюдают, смотрят, как создаются иконы. В нашей гимназии действует изостудия, одним из направлений которой является церковная тематика. Проводятся выставки работ гимназистов. Не надо забывать, что родители некоторых наших гимназистов являются иконописцами, закончившими иконописную школу при Московской Духовной Академии. Да и нынешний директор гимназии монах Амфилохий до своего назначения в гимназию долгие годы трудился в иконописной мастерской Лавры, был заведующим её позолотной и левкасной мастерской.

Недавно у нас открылся кружок деревянного зодчества, где ребята создают миниатюры храмов. Сейчас ребята выполняют деревянные миниатюры по образцам храмов в Кижах.

 

— А как в гимназии проводится летний отдых?

 

А.Ю. Шурыгин:

— Этим летом наши гимназисты впервые выезжали в Абхазию, в город Новый Афон, где силами гимназии и мэрии Сергиева Посада был организован детский православный лагерь отдыха. Детям очень понравилось необыкновенное сочетание рукотворного с нерукотворным: древние святыни Абхазии — монастырь, пещера Симона Кананита, Иверская часовня Божией Матери — и удивительная красота естественной природы — моря и гор.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
ОБРАЗ, ПРОЯВИВШИЙСЯ НА СТЕКЛЕ
ВСТРЕЧА С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ
Святитель Григорий Двоеслов: РЕЧЬ К НАРОДУ О ПРИЧИНАХ СМЕРТНОСТИ
Иеромонах Порфирий (Левашов): НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ЖЕНЩИН
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Святитель Иоанн (Максимович): ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков: СЮДА МОЖНО ПРИЙТИ С ЛЮБЫМ ВОПРОСОМ
Шурыгин А.Ю., иеромонах Модест (Панченко): «В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»
А.С. Алексеев: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Непридуманные рассказы
Вопросы читателям
Маргарита Ольховская: НЕ ИЩИТЕ ПОСЛУШАНИЕ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ
Игумен Виссарион (Остапенко): Ангел Божий, мой хранитель...


Публикация:
Журнал "Русский инок" май 2008 г.
стр. 52
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011