На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Алексеев А.С.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Предыдущая Следующая

 

(Окончание. Начало см.: «Русский инок», апрель 2008 г.)

 

В историю монастыря вписаны имена двух замечательных русских людей. В 1895 году братья Иннокентий Михайлович и Александр Михайлович Сибиряковы щедро оплатили строительство из кедрового леса красивейшего храма во имя святителя Иннокентия Иркутского с 12 куполами.

Братья Сибиряковы родились в Иркутске в семье крупного золотопромышленника и предпринимателя. Купеческий род Сибиряковых был известен в Иркутске с начала XVIII века. Отец Иннокентия и Александра, Михаил Александрович, был купцом первой гильдии, владельцем золотых приисков, винокуренных заводов, Бодайбинской железной дороги, пароходства. В доме царил строгий православный уклад жизни. Благотворительность и милосердие были семейной традицией.

Старший брат Иннокентия Александр унаследовал капитал в 5 миллионов рублей и вскоре стал владельцем стекольного завода, писчебумажной фабрики, создал акционерное общество буксирного пароходства на Ангаре и Амурское общество пароходства и торговли. Александр Михайлович был меценатом, число его благодеяний впечатляет: 100 тысяч рублей - на строительство Томского университета, 50 тысяч рублей - на учреждение в Иркутске Высшего технического училища, 500 тысяч рублей -на народные школы, на различные образовательные проекты. Особое внимание он уделял изучению и освоению водных путей Сибири. За двадцать лет (1870 — 1890 гг.) А.М. Сибиряков снарядил ряд экспедиций по исследованию устьев рек Печоры, Енисея, Оби, Амура, побережья Карского и Охотского морей. Самую известную экспедицию, финансируемую Сибиряковым совместно с предпринимателем О. Диксоном и королем Швеции Оскаром II, возглавил известный полярный исследователь А. Нордешельд. Экспедиция должна была пройти Северо-Восточным морским путем. Но путь этот удалось пройти только за две навигации. Экспедиционное судно «Вега» не дошло всего 100 миль до Берингова пролива. Сибирякову пришлось отправить к месту вынужденной зимовки спасательную команду. За это он был награжден шведским орденом «Полярная звезда». Александр Михайлович написал несколько книг о будущем Сибири. Фундаментально образованный выпускник Цюрихского университета, Александр Михайлович только по поводу путей сообщения Сибири подготовил более 30 научных статей. Он сам возглавлял две экспедиции, пытаясь пройти водным путем от Норвегии до Енисея.

Младший брат Иннокентий не отставал от старшего. Во время учебы в Петербургском университете он помогал бедным студентам окончить курс обучения и найти достойное место работы. Благотворил Сибиряков-младший и незнакомым бедным людям. Порой к нему обращались за помощью до 400 просителей в день, и все получали поддержку.

Иннокентий Михайлович финансировал обустройство Томского университета и Восточно-Сибирское отделение Российского географического общества. Передал в дар Высшим женским курсам 200 тысяч рублей. Оплачивал издание сочинений классиков и современных ему авторов, издал «Сибирскую библиографию» и «Русскую историческую библиографию», организовал публичную библиотеку в Ачинске, снарядил научно-исследовательскую экспедицию в Якутию. Иннокентий Михайлович внес основной вклад в строительство знаменитого медицинского института П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге. Перед пострижением в монахи Иннокентий Михайлович пожертвовал 420 тысяч рублей на пособия приисковым рабочим в случае увечий и других несчастий.

Получив высшее образование, Иннокентий Михайлович отправился в путешествие по Европе. Монах Климент в статье «Бессребреник нашего времени», опубликованной в 1911 году, писал: «Какой поразительный контраст! Сотни богатых людей едут за границу для удовольствия; привозят домой массу багажа, нахватавшись модных мыслей, начинают сеять у себя, на родине, смуты, безбожие, анархизм или стараются умножить и без того многие капиталы, эксплуатируя чужой труд; Сибиряков, путешествуя по свету, учится христианской философии, открывает суету жизни, видит страдания честных, любящих Бога людей, решается идти навстречу тем, кто обездолен судьбой и, как в этом деле, так и в общении с Богом, в молитве, думает найти утешение скорбящему духу».

После знакомства с Европой Иннокентий Сибиряков всю свою благотворительную деятельность сосредотачивает на Церкви. В это время он поверяет свои мысли бумаге: «Как человек пуст в своей жизни, как ничтожны все его потребности, обусловленные одной наживой: как жадно все человечество в своем стремлении к богатству! Но что оно нам приносит? Одно грустное разочарование. Вот я миллионер, мое «счастье» должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Все мое богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах…»

Иннокентий еще в юности постиг всю обманчивость и неустойчивость земного человеческого счастья. Семейное устроение собственной жизни не привлекало его. Вскоре молодой человек попадает на Петербургское подворье Свято-Андреевского скита. В те годы настоятелем подворья был архимандрит Давид, ставший духовным отцом Сибирякова. Широкая благотворительность продолжается. Большинство благодеяний совершались в тайне, известны лишь немногие, например, пожертвование в 150 тысяч рублей одному из нижегородских монастырей.

Иннокентий Михайлович передал своему духовнику Давиду огромную сумму в 2400 тысяч рублей для завершения работ на подворье и на строительство собора Андрея Первозванного на Афоне — одного из самых больших в православном мире, здесь могут и ныне одновременно молиться более пяти тысяч человек. До этого на Афоне в Андреевском скиту на деньги Сибирякова был построен больничный корпус с храмом Иннокентия Иркутского, несколько келий в разных монастырях, а в Петербурге – ряд благотворительных учреждений. Всю свою жизнь Иннокентий Михайлович старался скрыть свои благодеяния в духе Христовой любви. 1 октября 1896 года в возрасте 35 лет Сибиряков принимает постриг в рясофор и в тот же день направляется на Афон, именно здесь он мог скрыться от славы своих благодеяний в России. В Андреевском скиту Иннокентий Михайлович вел строгую постническую и аскетическую жизнь в уединенной келье в молитвах и чтении творений святых отцов. Это было высшее выражение иноческого призвания, подвиг русского богатыря духа, достойное продолжение монашеской традиции Святой Руси. Биография Иннокентия Михайловича Сибирякова — это рассказ из Древнего патерика, написанный в наше время… Через некоторое время Сибиряков-младший принял постриг в мантию с именем Иоанн, а затем и в великую схиму — опять с именем Иннокентий. На сорок первом году жизни, 6 ноября 1901 года схимонах Иннокентий переселился в горние обители…

Помощь благотворителей помогла быстро обустроить уссурийскую обитель.

В монастыре был принят Валаамский общежительный устав, составленный саровским старцем отцом Назарием. В обители были открыты школа с общежитием, иконописная мастерская, больница с аптекой. Братия вела хозяйство (пчеловодство, скотоводство, садоводство, огородничество), имела типографию, свечной и кирпичный заводы, маслобойню (из семян льна и конопли), занималась обработкой рыбы. Вблизи монастыря был открыт целебный источник качественной минеральной воды с высоким содержанием соды и железа. Хозяйство обители впечатляло посетителей продуманностью организации, использованием последних достижений сельскохозяйственной науки и техники того времени. Монастырь стал не только светочем духовной жизни среди местного населения, но и образцом ведения хозяйства, что вызывало всеобщее уважение.

Обитель славилась гостеприимством и благотворительностью. В монастыре оказывали медицинскую помощь местному населению. Так, например, в мае — июне 1901 года в обители работали медики-окулисты — «летучий глазной отряд» из европейской России, оказавший помощь более чем 500 пациентам.

Насельники, паломники и местные жители могли пользоваться многочисленными изданиями, собранными в монастырской библиотеке, составленной в основном из православной литературы. «В здешней обители никто не только не читает книг светских, но даже в журналах духовных читается не все, но по выбору и указанию, только исключительно то, что касается жизни иноков. Нельзя не пожалеть, что для иноков нет особо — специального чисто монашеского журнала», — свидетельствовал один из паломников в 1901 году.

После основания монастыря в округе за короткий срок сами жители построили 10 церквей, тогда как первоначально ближайший к монастырю сельский храм располагался на расстоянии 80 километров от него. В 1900 году на Дальнем Востоке был основан Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь вблизи г. Николаевска-Уссурийского.

Насельниками Свято-Троицкой Николаевской Шмаковской Южно-Уссурийской обители были в основном отставные военные, привыкшие к лишениям и дисциплине военной жизни. Во время боксерского восстания в Китае, граница с которым проходила невдалеке от монастыря, при обители был организован хорошо вооруженный отряд самообороны из насельников и местных жителей.

В монастыре, самом восточном в Российской империи, монашествующие с утра первыми ежедневно начинали славить Бога в нашем бескрайнем Отечестве. В 1903 году священник Григорий Ваулин опубликовал во Владивостоке брошюру о Свято-Троицком Николаевском монастыре, полную восторженных наблюдений и самых лестных отзывов. Иерей Григорий и его прихожане с детьми регулярно в летнее время приезжали в обитель укрепиться духовно и потрудиться во славу Божию. В последующие годы монастырь становится центром паломничества, вдохновляя посетителей целительной красотой и гармонией монастырской жизни.

Следует помнить громадность расстояний, отделявших обитель от других твердынь православного монашества. Отметим ближайшие (по состоянию на 1910 год) русские православные монастыри.

На юг: Успенский мужской монастырь в Пекине, основанный в 1732 году. В обители четыре храма, один из которых посвящен святителю Иннокентию. Монастырь разрушен во время восстания боксеров в 1900 году, в 1902 году восстановлен. Подворья в Харбине и в Пей-тай-хо и женская община при православной миссии в Пекине.

На северо-запад: Спасский мужской монастырь в Якутске, основанный в 1664 году, и Покровско-Никитская женская община в 83 километрах от Якутска, основанная в 1902 году.

На запад: в Иркутске – Вознесенский Иннокентьевский мужской монастырь, основанный в 1672 году; Князь-Владимирский мужской монастырь, основанный в 1903 году; Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 1663 году в г. Киренске, в 1030 километрах от Иркутска; Троице-Нило-Столобенский мужской монастырь, основанный в 1845 году в семи километрах от Туранских минеральных вод.

На восток: за Тихим океаном — Тихоновский православный монастырь, единственный в Северной Америке, основанный в 1905 году.

Расстояния между этими обителями и Уссурийским монастырем исчисляются в тысячах и тысячах километров…

После 1917 года Свято-Троицкую Николаевскую обитель упразднили, возрождение монастыря началось 22 ноября 1995 года. Пережившая запустение, претерпевшая значительные разрушения, обитель нуждается в нашей помощи…

 

А.С. Алексеев

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
ОБРАЗ, ПРОЯВИВШИЙСЯ НА СТЕКЛЕ
ВСТРЕЧА С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ
Святитель Григорий Двоеслов: РЕЧЬ К НАРОДУ О ПРИЧИНАХ СМЕРТНОСТИ
Иеромонах Порфирий (Левашов): НРАВСТВЕННАЯ СИЛА ЖЕНЩИН
Святитель Московский Филарет: Мысли о духовном
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
Святитель Иоанн (Максимович): ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Архимандрит Алексий (Поликарпов), В.М.Вальков: СЮДА МОЖНО ПРИЙТИ С ЛЮБЫМ ВОПРОСОМ
Шурыгин А.Ю., иеромонах Модест (Панченко): «В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»
А.С. Алексеев: САМЫЙ ВОСТОЧНЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Непридуманные рассказы
Вопросы читателям
Маргарита Ольховская: НЕ ИЩИТЕ ПОСЛУШАНИЕ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ
Игумен Виссарион (Остапенко): Ангел Божий, мой хранитель...


Публикация:
Журнал "Русский инок" май 2008 г.
стр. 61
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011