На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: январь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иннокентий (Яковлев)
Игумен
Секретарь Владимирского Епархиального управления, настоятель Свято-Александровского монастыря города Суздаля

Работы этого автора

Сидоров Андрей Александрович
Клирик Владимирской епархии, преподаватель Владимирской Духовной Семинарии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Церковная археология

Вестник небесного милосердия

Предыдущая Следующая

 

Святитель Арсений, архиепископ Суздальский, родился в Греции в первой половине XVI века. В городе Элассоне Фессалийском он был поставлен архиепископом. В 1587 году владыка Арсений прибыл по благословению Константинопольского патриарха во Львов, где два года преподавал уроки в училище Львовского братства.

Когда благочестивый царь Федор Иванович пожелал возвести митрополию всея Руси на высоту патриаршества, в Москву прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Среди лиц, сопровождавших патриарха, был и архиепископ Арсений. С того времени святитель Арсений остался в Москве при Архангельском соборе Кремля, где совершал поминовения «по царским родителям» и именовался «архангельским».

В начале XVII века в Россию вторглись польско-литовские завоеватели, началось страшное бедствие, названное в истории Смутным временем. Когда поляки захватили Москву и взяли Кремль, архиепископ Арсений попал в плен. Его заточили в темнице, где он томился полтора года. От тяготы плена, голода и лишений Святитель жестоко разболелся. Однажды в глухую полночь темничная келья архипастыря Божия вдруг осветилась необыкновенным светом, и он увидел Преподобного Сергия Радонежского. «Арсений, сказал святителю чудотворец, — ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость, и завтра же Москва будет в руках России, и Россия будет спасена». После видения Преподобный Сергий даровал страдальцу исцеление от тяжкого недуга.

Так архиепископ Арсений Элассонский стал вестником небесного милосердия к России.

22 октября 1612 года русским войскам удалось легко овладеть Китай-городом. Через три дня великий заступник земли Русской Преподобный Сергий снова явился святителю Арсению и сказал ему: «Встань и иди в сретение православному воинству: молитвами Пресвятой Богородицы Господь очистил царствующий град от врагов». На следующее утро Кремль был освобожден от поляков.

В первый воскресный день после освобождения русская рать, предводимая князем Пожарским, и жители Москвы совершили крестный ход к Лобному месту. Впереди шло духовенство с чудотворной Казанской иконой Богоматери, хоругвями и крестами. Возглавлял духовенство архимандрит Троице-Сергиевой Лавры преподобный Дионисий. Навстречу крестному ходу из Флоровских ворот Кремля вышло духовенство во главе со святителем Арсением. Святитель держал в руках чудотворную Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, которую он сохранил от поруганий поляков, находясь в плену. Народ, потрясенный встречей двух чудотворных икон, со слезами молился Небесной Заступнице. Тысячи верующих стремились приложиться к стоявшим у Лобного места иконам Богоматери. Затем в Успенском соборе Кремля было совершено благодарственное молебствие Пресвятой Богородице об избавлении царствующего града от врагов.

Известно, что 2 мая 1613 года архиепископ Арсений с московским духовенством встречал царя Михаила Федоровича Романова и его мать инокиню Марфу и сопровождал их в Архангельский собор на поклонение царским гробницам.

В том же году святитель Арсений был возведен на Суздальскую кафедру. Как архипастырь он был преданным своему долгу до самоотвержения, редким любителем благолепия Божиих храмов и щедрым благотворителем. При жизни святитель Арсений пользовался всеобщим почитанием. Московские цари оказывали ему свое благоволение и покровительство. Народ видел в Святителе невинного страдальца в смутную годину и усердного молитвенника.

Блаженный архипастырь перенес из столицы в Суздаль честные мощи своего предшественника по Суздальской кафедре святителя Герасима, преставившегося в Москве в 1612 году, и положил их в кафедральном Богородице-Рождественском соборе под спудом.

По повелению патриарха Филарета святитель Арсений проверял свидетельства об исцелениях и чудесах, которые во множестве совершались от чудотворной Казанской иконы Богоматери, находившейся в Воскресенском храме города Суздаля. Этот чудотворный образ был написан преподобным Иоакимом, затворником Николо-Шартомского монастыря, по воле Самой Царицы Небесной.

Святитель Арсений Суздальский преставился в глубокой старости. Погребен он был в Богородице-Рождественском соборе Суздальского кремля у западного левого столпа. Надпись над гробницей святого архипастыря сообщала: «На сем месте погребен Преосвященный Арсений, архиепископ Суздальский, 1625 года апреля 29 дня».

По блаженной кончине архиерея Божия народ стал почитать его как святого.

В 1668 году кирпичный свод над гробницей святителя Арсения провалился. С благословения Святейшего патриарха Иоасафа II честные мощи архиепископа были освидетельствованы, переложены в новый гроб и оставлены на прежнем месте. Тогда же был написан иконописный образ Святителя, и над гробом его устроена деревянная сень.

В течение веков память святого владыки Арсения в Суздале благоговейно почиталась, во многих храмах имелись его иконы.

В настоящее время честные мощи архиепископа Суздальского Арсения почивают в Богородице-Рождественском соборе под спудом.

У блаженного святителя просят помощи и ходатайства за больных детей и за страждущих тяжкими недугами.

Из сборника «Суздальские святые»

 

Раскопки в Суздальском Кремле

Обретение мощей святителя Арсения Элассонского произошло в процессе исследования места его захоронения в Богородице-Рождественском соборе города Суздаля, проводившегося по инициативе Священноначалия Православной Церкви Эллады и с благословения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II представительной комиссией в составе клириков Владимирской епархии, администрации и научных сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника, известного московского археолога, профессора С.А. Беляева. В течение всего времени работ сестры суздальского Свято-Покровского женского монастыря непрерывно читали Псалтирь.

...В соответствии с историческими свидетельствами Преосвященный Арсений, архиепископ Суздальский, был погребен в Богородице-Рождественском соборе Суздальского Кремля, у южной стороны северо-западного столба, в 1625 году. В 1668 году архиепископ Суздальский Стефан доносил патриарху Московскому Иоасафу II, что марта 8 дня на фобе архиепископа Арсения кирпичный свод обвалился, «и люди гроб его видят, и подле гробницы стоять нельзя». В ответ на это доношение патриарх снесся со Святейшими Вселенскими патриархами Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским, после чего Преосвященному Стефану и архимандриту Московского Чудова монастыря Иоакиму было поручено досмотреть мощи.

По результатам досмотра был составлен следующий отчет: «Мощи Арсения архиепископа досматривали, и те мощи в новый гроб преложили и поставили на прежнем месте». В том же 1668 году архиепископ Стефан устроил над гробом святителя Арсения деревянную гробницу и приказал написать его образ, ныне, к великому сожалению, не сохранившийся.

Автор исторического обозрения «О богоспасаемом граде Суждале» соборный ключарь Анания Федоров указывает на сделанной им схеме место расположения данного захоронения с южной стороны северо-западного столба в соборе Рождества Богородицы.

В указанном месте пол (предположительно, устроенный в 1895 году) покрыт плитами чугунного литья размером 70x70 сантиметров. Ширина столба составляет три плиты. После молебна и краткого совещания члены комиссии принимают решение первоначальный шурф осуществить в средней части предположительного места захоронения. В обозначенном месте были подняты две средние плиты — 70x140 сантиметров, затем вскрыта находящаяся под ними цементная известковая стяжка толщиной 5 сантиметров.

Под стяжкой оказался слой грунта толщиной 25 сантиметров, заполненный осколками кирпича и печными образцами обожженной красной глины без рисунка.

На глубине 30 сантиметров открылись фрагменты более древнего покрытия, предположительно XVIII века, замощенного кирпичной плиткой в виде правильных ромбов и их фрагментов, что свидетельствовало о том, что здесь он перебирался. На уровне пола, в 80 сантиметрах от тела столба, параллельно ему, вдоль всего раскопа обнаружена кладка шириной в половину больше-мерного кирпича, на известковом растворе. Пространство между столбом и кладкой засыпано песком.

Появилась необходимость расширить раскоп еще на две плиты в западную сторону; таким образом, его общие размеры составили 150x150 сантиметров. Далее пришлось углублять раскоп с внешней стороны кладки. Извлеченный из раскопа грунт представлял собой массу темной земли, заполненную битым большемерным кирпичом, кусками белого необработанного камня неправильной формы, осколками ромбических плит пола.

На метровой глубине при зачистке северной стенки раскопа был обнаружен массив из белого камня. На нем открылся фрагмент доски из полуистлевшего дерева, оказавшийся при расчистке боковой стенкой гроба. За фрагментом дерева просматривались костные останки желто-охристого цвета — таким образом, удалось обнаружить захоронение, расположенное строго параллельно телу столба и лежащее на основании его фундамента. По всей вероятности, найденные останки принадлежали святителю Арсению Элассонскому

После краткого перерыва начались работы по извлечению первоначально обнаруженной кирпичной кладки на известковом растворе, а также оставшегося за ней песка и грунта. В результате проведенных работ захоронение, упирающееся изголовьем в западную часть раскопа и уходящее под восточную часть, было полностью раскрыто. Ясно просматривались торцевая и обе боковые части гроба, верхняя крышка которого лежала на его основании. Поднятые фрагменты верхней крышки представляли собой дерево с явно выраженной волокнистой структурой толщиной 3 сантиметра темно-коричневого цвета. Под ними открылись присыпанные грунтом костные останки с фрагментами облегающей их ткани.

При расчистке костных останков открылся хорошо сохранившийся череп яркого желто-охристого цвета, лежащий в правильном захоронительном положении, по центральной оси гроба, с остатками ткани, идущей от изголовья к основанию (предположительно, монашеский куколь).

Костные останки грудной клети находились на своем месте; поверх них открылся покровец и, возможно, фрагменты скрижалей архиерейской мантии с изображениями святых, на которых можно прочесть вышитые надписания греческими буквами. Обнаруженная ткань вызвала неподдельный интерес специалистов музея-заповедника. Позднее, когда фрагменты ткани были тщательно расчищены и укреплены сотрудниками реставрационных мастерских Московского Кремля, они заняли достойное место среди экспонатов «Золотой кладовой» — центральной экспозиции выставочного комплекса суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря.

Тем временем тщательная расчистка честных мощей продолжалась. Правильное анатомическое положение останков ниже грудной клетки было нарушено -это позволило предположить, что они были перезахоронены, что подтверждалось историческими данными. Средняя продольная ось гроба проходила строго параллельно столбу и располагалась на расстоянии 50 сантиметров от него.

После расчистки останков члены комиссии, воздав хвалу Богу, дивному во святых Своих, приняли решение приостановить работы до дальнейших суждений Священноначалия.

К завершению первого дня работ в Суздаль прибыл Высокопреосвященнейший архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Облачившись в мантию и малый омофор, Владыка, в присутствии членов комиссии, сотрудников музея и участвовавших в раскопках рабочих совершил молебен святителю Арсению. И здесь Всеблагой Господь явил чудо, подтверждающее подлинность святых мощей яснее и четче любых археологических и антропометрических свидетельств...

...Неисповедимыми путями Божиими среди первых богомольцев, получивших возможность молитвенно припасть к новообретенной святыне, оказалась мать с младенцем, парализованным от рождения. Ребенка, немого и глухого, давно терзала какая-то внутренняя боль, мешавшая заснуть и забыться и ему самому, и страдающим родителям. По словам матери, после того, как Владимирский Святитель приложил младенца к мощам, девочка, не спавшая до этого несколько суток, тихо заснула...

На следующий день работы возобновились, их возглавил сотрудник Института археологии РАН профессор С.А. Беляев. Было принято решение расширить раскоп на размер двух плит покрытия пола к востоку. Таким образом, общая площадь раскопа составила 2,1x1,5 метров. При выемке грунта в этой части раскопа открылась часть кирпичного свода длиной около 30 сантиметров, явно обрушенного и опирающегося своим основанием на белокаменный массив, на котором покоилась дубовая колода с останками. При углублении раскопа удалось установить размеры белокаменной плиты, служащей основанием для фрагментов кирпичного свода и на которой покоилась колода — в плане 210x70x60 сантиметров. Она состоит из трех частей, сложенных как единое целое.

Кирпич, из которого сделана временная стенка, встретившаяся при начале раскопа и ограждающая место захоронения, и кирпич, из которого сделаны останки свода, идентичен. Таким образом, открылась картина, свидетельствующая о наличии устроенного места захоронения в виде склепа из болынемерного кирпича, опирающегося на большой массив белого камня, от которого остались только западная и восточная стенки в виде фрагментов.

По материалам исследовательских работ, сопровождавшихся тщательной фотофиксацией, был направлен отчет в Отдел внешних церковных связей и в Московскую Патриархию. Было поставлено в известность Священноначалие Православной Церкви Эллады. Мощи, облаченные в архиерейскую мантию святителя Евлогия, были благоговейно изъяты из раскопа, перенесены в алтарную часть и положены пред престолом. Ныне они покоятся в специально изготовленной раке, являясь одной из главных святынь Богородице-Рождественского собора Суздальского кремля и предметом поклонения многочисленных богомольцев.

 

Игумен Иннокентий (Яковлев),

секретарь Владимирского Епархиального управления,

настоятель Свято-Александровского монастыря города Суздаля

 

Андрей Александрович Сидоров,

клирик Владимирской епархии,

преподаватель Владимирской Духовной Семинарии.

Из журнала «Свет невечерний»

 


Источник:      Журнал "Пастырь" январь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Вальков В.М.: В честь тринадцатого Патриарха
События церковной жизни
Поздравления
События церковной жизни
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Рождественское послание
Скурат К.Е.: Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Кокухин Николай: Дары библейских волхвов
Д.Смирнов: Исполнен духа благочестия и любви христианской
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: Сила и слава священства
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Святой праведный Алексий Мечев: Слово в Неделю пред Просвещением
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин): «Я живу служением Церкви...»
Митрофорный протоиерей Иоанн Прускалев: Твердо стоять на ступеньке Православия
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: На пути в «страны индийские»
Андреевский Иван Михайлович: К батюшке Серафиму
Протоиерей Николай Крикунов: Благодать и свобода
Протоиерей Сергий Четвериков: Средства преодоления искушений
Трофимов Александр: Возвращение в отчий дом
Игумен Иннокентий (Яковлев), Андрей Александрович Сидоров: Вестник небесного милосердия
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Недоуменные вопросы и ответы на них
Святитель Игнатий (Брянчанинов): Совет душе
Викторина


Публикация:
Журнал "Пастырь" январь 2008 г.
стр. 68
01.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011