На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь-март 2010 г. К оглавлению
Автор публикации:
Титова А.С.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)











over2


over3


over4


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Обители XXI века

Под чудесным покровом

Предыдущая Следующая

 

К 200-летию екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря

 

Пресвятая Богородица, взяв Россию под Свой покров, даровала землям нашим на охранение Свои чудотворные иконы. Почаевская и Смоленская ограждают землю Русскую с запада, Казанская с востока. Иверская оберегает южные земли, а в центре России сияет лучами благодати Владимирская. Северные же пределы хранит и благословляет Тихвинский образ Божией Матери. Немало русских монастырей освящено в честь икон Пресвятой Богородицы. Один из них, екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь, где пребывает чтимая Тихвинская икона, празднует в 2010 году свое 200-летие.

 

Пожелала здесь быти

 

Яко солнце пресветлое возсия на воздусе...

Из Акафиста Тихвинской иконе Божией Матери

Было это в 1383 году. В славный город Константинополь прибыли новгородские купцы. Русь к тому времени уже была просвещена светом христианского учения, а Новгород считался одним из богатейших и крупнейших русских городов, поэтому новгородцев в столице Византийской империи приняли ласково, их удостоил аудиенции сам Константинопольский патриарх. Ведя неторопливую беседу, он задал гостям вопрос, немало их удививший: «Не доходила ли до вас молва о некоей чудотворной иконе Царицы Небесной, пропавшей из Константинопольского храма неведомо куда?» Тогда купцы рассказали, что слышали о чудесном явлении образа Царицы Небесной в дивном свете на Ладожском озере рыбакам и о многих чудесных происшествиях, связанных с ним. В описанной гостями иконе патриарх узнал святыню, защиту и отраду всего Константинополя, долгие годы охранявшую Царь-город от врагов, Влахернскую икону Божией Матери. «За нашу гордость, братоненавидение и неправды она совсем оставила нас», — сказал он. После этой беседы патриарх проводил гостей в храм и показал им киот, в котором прежде находился образ Владычицы.

Купцы, вернувшись на Родину, рассказали об услышанном, после чего явленную в Тихвине икону, которая пребывала в построенном для нее деревянном храме Успения Божией Матери, поместили на то же место, какое занимал исчезнувший образ во Влахернской церкви: у первого правого столба при входе. За время, пока не был построен каменный храм, деревянная церковь неоднократно полностью сгорала, но икона оставалась невредимой. В 1560 году по указу царя Иоанна Грозного на месте пребывания образа был устроен Тихвинский мужской общежительный монастырь.

Со дня своего явления Тихвинская икона не переставала быть источником Божией благодати. Множество людей, имевших пламенную веру в помощь и заступничество Пресвятой Богородицы, получали от нее исцеление: слепые прозревали, бесноватые избавлялись от нечистых духов, расслабленные начинали ходить. Предание сохранило даже случай воскресения умершего мальчика Иоанна, сына казанского князя Симеона. Избавление от болезней и бед получали не только те, кто прикладывался к иконе, но и те, кто обращался к ней лишь мысленно, издалека.

Одним из главных чудес, совершившихся от этого образа, было спасение от верной гибели монастыря с укрывшимися в нем монахами и мирянами во время нападения шведов. Часть осажденных защищала стены обители от яростных атак врага, а другая часть пребывала в храме в молитве. Божия Матерь явилась благочестивой женщине Марии и велела передать, что нужно обойти монастырь с образом Пресвятой Богородицы. Исполняя это повеление, насельники обители пронесли икону вдоль ее стен. И внезапно пришедшие в смятение шведы отступили, хотя им ничто не угрожало.

В память о чудесном явлении Тихвинского образа Божией Матери и Ее милостивом заступничестве был установлен праздник, который совершается Церковью ежегодно 26 июня (9 июля по новому стилю).

 

Праздник дивной встречи

 

Приведутся Царю девы в след Ея...

Пс. 44, 15

Многие храмы на Руси имели прославленные чудесами списки с явленной Тихвинской иконы. Был такой образ и в екатеринбургской церкви в честь Успения Божией Матери. Именно эта церковь впоследствии стала первым храмом Ново-Тихвинского женского монастыря. После его основания игумения обители Таисия получила в дар от архимандрита Тихвинского мужского монастыря точную копию знаменитой чудотворной иконы. Кроме Тихвинского образа, первой настоятельнице передали в дар монастырю 25 частиц святых мощей из новгородского Софийского собора. Святыни переносились в Екатеринбург с особой торжественностью. В одном из городов на пути следования иконы, в Перми, у мощей был совершен водосвятный молебен, и под общий колокольный звон всех пермских церквей святыни с благоговением были препровождены из города. Говорят, что раньше на Руси церкви старались строить на расстоянии колокольного удара — новый звук рождался там, где затихал другой. Так подхватывались и передавались от храма к храму, от села к селу то благовест, то перезвон; так Русская земля одевалась колокольным звоном.

Чудное было это зрелище — торжественный ход со святынями. Плыла по полям и лесам икона Богородицы с Предвечным Младенцем на руке, будто Сама Хозяйка милостиво осматривала Свои владения. Во всех церквах, встречавшихся на пути, также с колокольным звоном благоговейно встречали и провожали святыни.

В Екатеринбург прибыли как раз в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери 26 июня 1811 года. Чтимый образ Пресвятой Богородицы и частицы мощей угодников Божи-их крестным ходом, в присутствии всего екатеринбургского духовенства и православного народа, были внесены в обитель. С тех пор каждый год на праздник Тихвинской иконе в монастыре стал совершаться крестный ход.

 

Монастырь

 

Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя.

Пс. 83, 5

До начала XX века Ново-Тихвинская обитель была крупнейшей в Екатеринбургской епархии. Перед революцией в ней проживало около тысячи насельниц. Поступающие в монастырь получали образование, обучались ремеслам. На территории обители было воздвигнуто шесть храмов, корпуса для проживания сестер и помещения, в которых разместились многочисленные мастерские. В 1917 году в монастыре насчитывалось 18 мастерских, среди которых: золотошвейная, иконописная, фотографическая, прядильная. К престольному празднику, в день чествования чудотворной иконы, в монастыре устраивались так называемые Тихвинские ярмарки, которые славились далеко за пределами Урала. Действовали при обители больница и детский приют, епархиальное училище и хлебопекарня. Монастырь охотно посещали богомольцы, в том числе из царской фамилии. В 1905 году в обители отслужил Божественную литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Кто знает, чем бы была сегодня для России эта цветущая некогда обитель, сколько добрых дел было бы совершено в ней во славу Божию? Но настало тяжкое время, время испытания веры. В 20-е годы ХХ века обитель была закрыта.

 

Исповедницы

 

Темже бо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще.

Евр. 13, 13

Для Ново-Тихвинской обители, как и для всех православных российских монастырей, начался период исповедничества. В 20-е годы в зданиях монастыря разместились военные учреждения. Говорят, что к стенам обители еще долго после этого ходили молиться женщины в черном. Но, покинув обитель, сестры и в безбожном мире продолжали вести монашескую жизнь, хранить данные ими обеты. Только теперь монашескими келлиями стали комнаты в коммунальных квартирах и частных домах. Волны арестов следовали одна за другой. Многие сестры выбрали путь исповедничества: за преданность вере их арестовывали, отправляли в ссылки, лагеря и тюрьмы. Тайное духовное окормление сестер продолжала игумения Магдалина (Досманова), долгие годы бывшая настоятельницей обители. Матушку Магдалину арестовывали несколько раз, держали в тюрьме по два и по три месяца. Возвращаясь к сестрам, матушка не прекращала духовно их наставлять и поддерживать. Игумения Магдалина почиталась как духоносная старица, незадолго до смерти она приняла постриг в великую схиму. Матушка в точности предсказала судьбу нескольким сестрам, предсказала она и грядущее восстановление обители.

 

Возрождение

 

Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

Мф. 28, 20

В 1994 году Священный Синод решил восстановить в Екатеринбурге Ново-Тихвинский женский монастырь. Сейчас здесь 150 сестер, среди них семь схимонахинь, 52 монахини, 50 инокинь, остальные послушницы и трудницы. Сюда приводит осознанное стремление вести жизнь добродетельную, направленную на очищение сердца. Жизнь в монастыре — это каждодневный сознательный труд над своей душой: послушание, чтение творений святых отцов и, конечно, главное делание — молитва.

В обители постепенно возрождаются былые традиции: создан хор, работают иконописная и швейная мастерские. Сестры пишут иконы святых угодников Божиих и православных праздников, уже есть немалый опыт написания икон для иконостасов. Развивается и швейная мастерская, где шьют богослужебную одежду для священнослужителей, крестильные и венчальные наборы. Вышитые сестрами иконы, плащаницы, богослужебные облачения украшают собой немало церквей России и даже зарубежья. В монастыре возрождаются традиции исконного богослужебного пения. Сестры изучают знаменный распев. Его звукоряд построен особым образом, он исключает чувственность, настраивает человека на углубленную молитву. В древних русских монастырях было именно знаменное пение — одноголосное, истинно духовное, молитвенное. Кроме того, сестры предпринимают попытки исполнять песнопения и в византийской традиции, для чего изучают древние нотные знаки — невмы.

Обитель по силам старается помогать в возрождении других святынь Уральской земли. В Екатеринбурге восстановлена часовня в городском дендропарке и храм во имя Всех святых, начата реставрация собора в честь святого князя Александра Невского и еще двух монастырских храмов. В селе Меркушино Верхотурского уезда, на месте обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского, в 1997 году основано подворье монастыря. Сегодня здесь уже восстановлен из руин стройный архитектурный комплекс из двух храмов, обустроен просторный странноприимный дом. Продолжая традиции благотворительности, обитель окормляет приют для девочек и бесплатную столовую.

 

Звон над городом

 

Радуйся, Радосте наша

Из Акафиста Пресвятой Богородице

Прежний список Тихвинской иконы в советское время бесследно исчез. Но в 2008 году сестры возрожденного монастыря написали новый образ. Эта икона была торжественно освящена в Тихвине, а в Екатеринбурге ее пронесли крестным ходом через весь город — до Ново-Тихвинской обители. Сестры и прихожане встречали святыню с зажженными свечами. От святых врат до летнего храма под открытым небом икону пронесли по ковру из живых цветов.

День 9 июля (по новому стилю) в обители вновь отмечается светло и торжественно. По старинной традиции в день чествования Тихвинской иконы Божией Матери празднуются крупные даты в истории монастыря. Так, в 2010 году к этому дню будет приурочено празднование 200-летия обители. Сегодня Тихвинские дни подобны дореволюционным торжествам. Служба в летнем храме, 120-метровая дорога из живых цветов, угощение и подарки для всех гостей, песнопения в исполнении воспитанниц приюта... Венец праздника, как и в старину, — торжественный крестный ход с Тихвинской иконой, с цветами и пением. Впереди величественной процессии идут сестры обители, которых с каждым годом становится все больше. За ними — духовенство во главе с Высокопреосвященнейшим Викентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским. Священники несут главную монастырскую святыню Тихвинский образ Божией Матери. Весь путь иконы сестры осыпают цветами. Летят по воздуху лепестки роз, полевых ромашек, гиацинтов, пионов — город словно одевается в яркий праздничный наряд. И над цветущим Екатеринбургом, над его улицами и домами возносится ввысь вдохновенная песнь — молитва Пресвятой Богородице, милосердной Заступнице и верной Помощнице христиан: «О, Владычице Марие, присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве Отечество наше и вся христианы...»

 

А.С. Титова

 


Источник:      Журнал "Русский инок" январь-март 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Преподобный Серафим Саровский: Средства для стяжания Духа Божия
Епископ Зарайский Меркурий, В.М. Вальков: Стать украшением первопрестольного града
Игумения Евдокия (Левшук): Он хотел помочь каждому человеку
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Как говорили о Боге, вере, о Библии люди ученые
А.С. Бочков: Афон: факты и цифры
Архимандрит Макарий (Веретенников): Божий храм
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Пример аскетического подвига
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
А.С. Бочков: Тысячелетняя традиция
А.С. Титова: Под чудесным покровом
О.В. Шангина: На родине Александра Невского
Митрополит Николай (Ярушевич): В Зеленецкой Свято-Троицкой обители
Известно ли вам?
Обращение к читателям и слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь-март 2010 г.
стр. 55
01.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011