На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь-март 2010 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)







over2


over3


over4


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Паломничество

Тысячелетняя традиция

Предыдущая Следующая

 

В Государственном Историческом музее открылась выставка «Тысяча лет русского паломничества». Выставка организована Государственным Историческим музеем, Паломническим центром Московского Патриархата, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

 

Экспозиция отражает важный духовный и историко-культурный феномен русской жизни, неотъемлемый атрибут православного уклада. Паломничество основано на веровании, что молитва имеет более действенную силу в местах, связанных с пребыванием Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов, святых. Христианское паломничество ведет свое происхождение с IV века. Примером для первых паломников послужила святая равноапостольная Елена, мать императора Константина, которая отправилась в те края, где жил и учил Спаситель, и воздвигла там Крест Господень.

На Руси массовое паломничество зародилось в XI веке. Одним из первых русских паломников был игумен Дмитровского монастыря Варлаам. В XII веке паломничество на Руси получило большое распространение. Одно время церковные власти даже пытались его ограничить. Путь странников был далек и долог, связан со многими опасностями. Часто паломники не возвращались домой. Против массового паломничества восставал и первый русский писатель-паломник игумен Даниил. В своих сочинениях он утверждал, что спасение души богоугодными делами возможно и дома. Однако рвение к паломничеству на Руси не ослабевало. Возник особый тип паломников, путешествовавших по отечественным святым местам, в Иерусалим, Константинополь и на Афон. Их стали называть «каликами перехожими», потому что они надевали в дорогу специальную обувь — калиги. Ходили эти паломники обыкновенно «дружинами». Большую роль в древнерусской литературе играли описания «хождений» в Святую Землю.

После взятия Константинополя турки чинили русским паломникам всяческие препятствия. Во второй половине XVI века паломничество на Восток вновь усиливается. В записках об увиденном, помимо описания святынь, архитектуры храмов и особенностей местности, находят отражение и личные наблюдения путешественников. Примерно 75 процентов русских паломников, посещавших Святую Землю, составляли простые крестьяне пожилого возраста, которые, вырастив детей, скопили денег на дорогу, взяли в руки посох и отправились путь, чтобы очистить свою душу приобщением к святыням.

В 1882 году в Российской империи было учреждено Императорское Православное Палестинское общество, целью которого было утверждение Православия и защита его от иноверческой пропаганды, а также содействие православному паломничеству в Святую Землю и попечение о паломниках в Палестине. Общество возникло по инициативе великого князя Сергея Александровича, посетившего в 1881 году Святую Землю вместе с другими великими князьями Павлом Александровичем и Константином Константиновичем. Со временем Палестинское общество превратилось в мощную миссионерскую и благотворительную организацию. В Палестине общество строило храмы, гостиницы для паломников, школы и больницы для местного населения, вело большую научно-исследовательскую работу, занималось книгоизданием, оплачивало паломничества неимущим…

Важнейшим направлением русского паломничества во все времена было посещение Святой Земли. Топографические и предметные реалии Святой Земли и их символы присутствуют в повседневном церковном быту, в богослужебных текстах, в архитектуре храмов. Горячее желание увидеть своими глазами то, что давно отложилось в сердце, прикоснуться к земле, по которой ходили новозаветные святые, помолиться в храмах и местах, где проходила земная жизнь Господа Иисуса Христа, сделало Палестину главным объектом паломничества русских православных людей. По пути в Святую Землю паломники посещали Константинополь столицу некогда могущественной Византийской империи, из которой на Русь пришло христианство.

Особым местом притяжения для русских паломников была Святая Гора Афон. Насельники древних афонских монастырей оказали сильное влияние на становление монашеской жизни в России. Издревле на Святой Горе подвизались и русские монахи. Одной из самых населенных на Афоне была русская Свято-Пантелеимонова обитель, с которой связаны многие важные церковные события.

От путешествия в Царьград святой равноапостольной княгини Ольги в 955 году и ее крещения в Святой Софии до поездок русских ученых и писателей в XIX веке и образования Императорского Православного Палестинского общества - таковы основные вехи дореволюционной истории русского паломничества.

Раздел выставки, посвященный паломничеству в Святую Землю, в Константинополь и на Афон, построен в соответствии с хронологией земной жизни Господа Иисуса Христа и событий византийской церковной истории. Это позволяет наглядно представить паломничество как важнейшее средство получения духовного опыта, связать воедино укорененные в православном сознании символические изображения с конкретными видами святых мест и паломническими реликвиями.

Значительная часть выставки связана с путешествиями по святым местам нашего Отечества. Представлены экспонаты, напоминающие о посещении главных русских святых обителей. Это — Киево-Печерская и Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Соловецкий монастырь, Александро-Свирская Троицкая обитель, Нилова пустынь, Саров, Дивеево, Валаам, Коневец…

Предметный ряд выставки представлен разнообразными экспонатами. Это — иконы, картины, офорты, литографии, фотографии, рукописные книги, путеводители, карты, письма. Среди экспонатов — перламутровая коробочка с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы. Эту коробочку Н.В. Гоголь в 1848 году привез из своего путешествия в Святую Землю. На выставке можно увидеть и рисунки поэта П.А. Вяземского, сделанные им годом позже в Константинополе. В экспозиции представлены реликвии, которые верующие привозили из Соловецкого монастыря, Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лавры, Ниловой пустыни, а также предметы обихода паломников.

На выставке демонстрируется около 600 экспонатов, большинство которых покинули музейные фонды впервые. Экспонаты предоставили: Государственный Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный музей истории религии, Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии, Московский музей-усадьба «Останкино», Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» и Тульский музей изобразительных искусств.

На открытии выставки присутствовали представители Поместных Православных Церквей, деятели культуры, представители православной общественности города Москвы.

К собравшимся обратился секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, руководитель Паломнического Центра Русской Православной Церкви епископ Егорьевский Марк. Он зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором отмечается, что «православное паломничество вновь становится мощным средством духовного обновления россиян». Сам факт открытия выставки «Тысяча лет русского православного паломничества» в стенах Государственного Исторического музея Предстоятель Русской Православной Церкви он расценивает как свидетельство непрерывности духовных традиций в нашем обществе.

Выставка продлится до 28 февраля 2010 года.

 

А.С. Бочков

Фото автора

 


Источник:      Журнал "Русский инок" январь-март 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Преподобный Серафим Саровский: Средства для стяжания Духа Божия
Епископ Зарайский Меркурий, В.М. Вальков: Стать украшением первопрестольного града
Игумения Евдокия (Левшук): Он хотел помочь каждому человеку
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Как говорили о Боге, вере, о Библии люди ученые
А.С. Бочков: Афон: факты и цифры
Архимандрит Макарий (Веретенников): Божий храм
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Пример аскетического подвига
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
А.С. Бочков: Тысячелетняя традиция
А.С. Титова: Под чудесным покровом
О.В. Шангина: На родине Александра Невского
Митрополит Николай (Ярушевич): В Зеленецкой Свято-Троицкой обители
Известно ли вам?
Обращение к читателям и слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь-март 2010 г.
стр. 49
01.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011