На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Трифена (Омарова)
насельница Одесского Михаило-Архангельского женского монастыря

Работы этого автора

Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Просвещение

«НА ГЛИНСКИХ ЧТЕНИЯХ Я ОТДЫХАЮ ДУШОЙ»

Предыдущая Следующая

 

Международный образовательный форум «Глинские чтения» собирает педагогов, которые трудятся в учебных заведениях различного профиля. Большой интерес к работе этого форума проявляют и работники образования из числа монашествующих. Одна из давних участниц Глинских чтений — монахиня Трифена (Омарова), насельница Одесского Михаило-Архангельского женского монастыря. Во время чтений, состоявшихся в феврале нынешнего года, с ней побеседовал наш корреспондент.

 

Матушка Трифена, последний раз Вы давали интервью нашему журналу в конце июля 2007 года. Что изменилось с тех пор в Вашей жизни, в жизни Вашего монастыря?

— В монастыре жизнь меняется каждый день, каждый час, каждое мгновение. Монастырь — это живой организм, в котором не должно быть застоя. Каждый насельник монашеской обители живет индивидуальной духовной жизнью и в то же время одной жизнью с жизнью всего монастыря. Но монастырь существует не в безвоздушном пространстве. На его жизни отражается положение в епархии, в стране. Вносят свои коррективы и политические события.

Монах — это молитвенник за весь мир; монашеская жизнь — это, если можно так выразиться, процентное отчисление от жизни всего мира. Кто будет вымаливать мир, если не монахи? Каждый день мир нарабатывает изрядную гору грехов. И если эту гору вовремя не расчистить, в чем помогает молитва, мир просто может перевернуться.

Преподобный Серафим Саровский рассказывал, что к нему приходили тысячи людей, каявшихся в своих грехах. Я чувствую, говорил преподобный, что просто изнемогаю. Но я молюсь, продолжал он, и приходит благодать Божия, которая разметает эту гору грехов, и я уже могу снова принимать людей и помогать им.

То же самое происходит в монастыре и в наше время, хотя, конечно, прямо скажем, монашество сегодня слабое. Но все равно мир стоит молитвами монахов. Тайна монашества полностью откроется только на Страшном Суде. Потому что монашество нельзя описать, его нельзя пересказать друг другу. Монашеская наука передается тайно — от наставника к ученику. Мы пережили времена семидесятилетнего «вавилонского пленения». Советская власть нещадно выжигала религиозную жизнь. И сегодня многое приходится нарабатывать заново. Ведь если на земле горел костер, трава на этом месте вырастет не скоро. Но мы верим, что Дух Святый все управит. Господь хочет, чтобы мы сделали шаг навстречу Ему, а Он поведет нас дальше.

Самый тяжелый труд на земле — молитва. Поэтому настоящих молитвенников в мире очень мало. Но мир стоит молитвами монахов.

 

Прошлый год был очень сложным для Украины, для Украинской Православной Церкви. Как прошлогодние события сказались на жизни Вашего монастыря?

— На Украине сегодня четыре православных юрисдикции. А когда идет разделение в духовной жизни, это отражается на состоянии всего общества. В нашей стране нестабильная обстановка. Все это мы, конечно, глубоко переживаем. Правящий архиерей нашей епархии — митрополит Агафангел призвал нас слезно молиться перед прославленной Касперовской иконой Божией Матери. Каждую пятницу у этой иконы читаются акафисты.

Светские власти Украины хотят создать единую церковь. В июне прошлого года стоял вопрос об отделении Украинской Церкви от Русской. Милостию Божией угроза автокефалии миновала. Но обстановка продолжает оставаться сложной.

Это нас не удивляет. Естественное состояние монаха — быть на передовой. Читая гражданскую историю, историю Церкви, мы видим, что все время шла борьба между добром и злом, борьба за каждого человека, за его душу и сердце. Монаха не зря называют воином. В монастыре просто так жить нельзя. Это не место для тихой жизни. Даже если кто-то и захочет так жить, ничего у него не получится.

Сейчас во многих монастырях обстановка сложная. Наблюдается большая текучесть. Это потому, что нравственное и тем более духовное состояние народа, скажем так, оставляет желать лучшего. Время сейчас переломное. Идет процесс воссоздания монашеской жизни. Так что эти трудности не должны нас удивлять. Они естественны. Изучая предыдущую историю страны, это понимаешь. Монастырь — ступенька к раю, но не сам рай. В обитель приходят люди из мира со всеми присущими им особенностями. Отсюда неизбежны проблемы.

 

Матушка Трифена, Вас приводит на Глинские чтения профессиональный интерес?

— И профессиональный тоже. Я ведь инспектор-воспитатель регентского отделения Одесской Духовной Семинарии. Девушки, которые на нем учатся, живут при нашем монастыре. Обитель — это училище благочестия. Помимо профессиональных навыков, наши воспитанницы получают хорошую духовно-нравственную подготовку.

До революции в Михаило-Архангельском монастыре, основанном 150 лет назад, существовало епархиальное училище для девочек-сирот из семей священнослужителей. Воспитанницам давали образование в объеме гимназии и преподавали духовно-нравственные дисциплины. Кроме того, их обучали всем женским ремеслам. Они выходили хорошо образованными и подготовленными к самостоятельной жизни. Это были достойные невесты для будущих священников. Игумения снабжала их приданым. Некоторые воспитанницы оставались в монастыре. Сегодня, кроме регентского, в Одесской Духовной Семинарии существует и золотошвейное отделение. Девушки, которые на нем учатся, также живут при нашем монастыре. Так что мы в какой-то степени продолжаем дореволюционные традиции обители.

Воспитанницы регентского отделения Духовной Семинарии в течение трех лет учебы поют в храмах Одессы и Одесской области. Это очень хорошая практика. Даже если потом они поступают в светские учебные заведения, у них остается прочная духовно-нравственная основа. В свободное время многие из выпускниц продолжают петь в церковных хорах.

На регентском отделении состоялось уже семь выпусков. После окончания учебы девушки поддерживают связи между собой, переписываются, перезваниваются. Каждый год у нас в монастыре проходят дни встречи выпускниц отделения. Все они нашли достойное место в жизни. Некоторые вышли замуж за семинаристов. Одна выпускница поступила в монастырь, стала инокиней.

 

Занимается ли Ваш монастырь социальным служением?

— Мы стараемся помочь людям по мере возможности. Сестры посещают женскую колонию, ведут просветительскую работу среди заключенных. Несколько раз в неделю кормим обедами пациентов психиатрической больницы и бедствующих горожан.

Наша матушка игумения — человек высокообразованный и очень деятельный, она является депутатом городского совета Одессы. Матушка игумения — журналист, она написала много книг, есть у нее и фундаментальные публикации.

На территории нашего монастыря три года функционирует музей «Православная Одесса». Я провожу экскурсии в этом музее. В нем собраны старинные иконы, богослужебные книги, портреты правящих архиереев епархии с момента основания Одессы, колокола закрытых монастырей. Матушка игумения десять лет занималась собиранием этих ценностей. В музее три зала. Один посвящен дореволюционной истории православной Одессы, другой — послереволюционному периоду, третий — современной Одессе.

 

Как относятся в городе к Вашему монастырю?

— Хорошо относятся. Одесса — специфический город, город многонациональный и многоконфессиональный. Но все горожане мирно уживаются. Ничего плохого от города мы не видим. Наоборот, нам помогают. Когда у владыки Агафангела был юбилей, нам предоставили для празднования оперный театр. Мы там все присутствовали. Бывают, конечно, и печальные явления. Приезжал в Одессу бывший митрополит Филарет (Денисенко). У его сторонников в Одессе есть один храм — при инфекционной больнице. Диалога с ними у нас не получилось. Филаретовцы нагнетали обстановку, допускали выпады в адрес нашей Церкви. На спокойный разговор они не идут. Слава Богу, в Одессе филаретовцев мало.

 

Каково Ваше впечатление от нынешних Глинских чтений?

— Глинские чтения всегда приносят мне большую радость. Жаль, что нельзя побывать на заседаниях всех секций. Атмосфера на чтениях родная, домашняя, благожелательная. Так, наверное, жили христиане в первые века нашей эры. На Глинских чтениях я отдыхаю душой. Участники чтений и на сей раз выступили с очень содержательными докладами. Радует, что возникло целое движение православных педагогов. Глинские чтения — это форум, на который собираются истинные подвижники. Мы, русские, держим сейчас знамя Православия и спасаем весь мир.

 

Беседовал В.М. Вальков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ МОНАСТЫРЕЙ
Новости
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ»
Святитель Иоанн (Максимович): ПРЕОБРАЖАЕТСЯ ДУХ ЧЕЛОВЕКА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
Монахиня Трифена (Омарова), В.М. Вальков: «НА ГЛИНСКИХ ЧТЕНИЯХ Я ОТДЫХАЮ ДУШОЙ»
А.С. Бочков: СНОВА ЗВОНЯТ ДАНИЛОВСКИЕ КОЛОКОЛА
Игумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
НАКАЗАНИЕ ЗА ЛОЖЬ
ДИВНЫЕ ЗВОНЫ ОТЦА МИХЕЯ
Игумения Парфения: ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ О БЛАЖЕНСТВАХ
Известно ли вам?
НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ СВЯТЫНИ
ОБРАЩЕНИЕ «НАРОДНОГО РАДИО»


Публикация:
Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.
стр. 29
05.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011