На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Варвара (Знаменская) /Настоятельница подворья Свято-Успенского Вышенского монастыря на Быковой горе
Варвара (Знаменская)
Настоятельница подворья Свято-Успенского Вышенского монастыря на Быковой горе

Работы этого автора

Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

«СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»

Предыдущая Следующая

 

Свято-Успенский Вышенский женский монастырь расположен в Шацком районе Рязанской области. Он стоит на правом берегу реки Выши в окружении лесов и благодатной тишины. Первое упоминание о Вышенской обители относится к 1625 году. До революции это был мужской монастырь. Небывалый расцвет обитель получила в XIXвеке. При настоятеле игумене Тихоне многократно возросло число братии, был возведен пятиглавый Казанский собор, в который поместили чтимую Казанскую Вышенскую икону Божией Матери. К чудотворному образу стекались многочисленные богомольцы, с иконой совершались крестные ходы. При настоятеле архимандрите Аркадии (Честонове) был выстроен величественный Христорождественский собор. Архимандрит Аркадий уделял большое внимание образованию братии, благотворительной и просветительской деятельности в округе монастыря и в Шацком районе. Особую известность обитель получила во время пребывания в ней святителя Феофана Затворника (+ 1894), в 1866 году навсегда переселившегося в Вышенскую пустынь.

В 1990 году принято решение о возрождении Вышенского монастыря, но уже как женского, а не мужского. Настоятельницей Свято-Успенского Вышенского монастыря с момента возобновления в нем монашеской жизни назначена игумения Нонна (Знаменская).

В 2002 году мощи святителя Феофана Затворника крестным ходом были торжественно перенесены из Сергиевского храма села Эммануиловка Шацкого района в Свято-Успенский Вышенский монастырь. Перенесение святых мощей святителя Феофана по благословению Святейшего Патриарха Алексия II празднуется 29 июня.

По благословению матушки, игумении Нонны, мы побеседовали о жизни обители с настоятельницей подворья Свято-Успенского Вышенского монастыря на Быковой горе монахиней Варварой (Знаменской).

 

— Матушка, скажите, пожалуйста, когда и в каком состоянии был передан монастырь и что было сделано за эти годы?

— Свято-Успенский Вышенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1990 году. Поскольку вся обитель была занята психиатрической больницей, нам выделили место на Быковой Горе.

Быкова Гора — бывшее имение Нарышкиных — расположено в нескольких километрах от монастыря. Многие годы оно находилось в запустении, его никто не занимал. Нам оформили это имение в аренду. И все сестры жили там, пока не освободили некоторую часть монастыря. Теперь несколько сестер вместе с настоятельницей матушкой Нонной живут в стенах обители. К настоящему времени монастырю переданы Успенская церковь и два собора — Казанский и Христорождественский, а также корпус, в котором проживал в затворе святитель Феофан. Восстановлены Успенская церковь и Казанский собор. Сейчас ведется работа по реставрации келий святителя Феофана Затворника — двухэтажного корпуса.

 

Быкова Гора по-прежнему находится в ведении Вышенской обители?

— Быкову Гору мы оформили как подворье монастыря. Теперь у нас там все сельское хозяйство: скотина, сенокос, огороды, куры. На Быковой Горе довольно много зданий, половину одного дома мы обустроили для того, чтобы принимать паломников. Монастырь стоит недалеко от трассы «Москва-Челябинск». Паломники из Украины, Белоруссии, южной части России проезжают в Дивеево мимо нас, и почти все останавливаются. В особенности летом у нас много паломников, в зимнее время их меньше, и так практически до Пасхи.

 

Но в этом, может быть, есть что-то хорошее, жизнь в монастыре становится потише.

— Да нет, мы хотим, чтобы люди к нам приезжали. Мы всех примем и с удовольствием расскажем о монастыре и его святынях. Некоторые паломники, возвращаясь домой из Дивеева, заезжают к нам уже в одиннадцатом часу вечера, а то и позже, и просят ночлега и ужина. Мы на все это идем. Сестры с радостью примут, накормят, разместят, только бы люди приезжали к святителю Феофану.

Совсем не так давно святителя Феофана Затворника еще не знали. Мы прибыли сюда в 1990 году. Люди, посещавшие монастырь в начале 1990-х годов, порой ничего не слышали о святителе Феофане. А сейчас едут к нему, чтобы помолиться у его святых мощей. Люди знают его житие, читали его письма, аскетические творения.

В прошлом году к нам приезжала игумения одного женского монастыря из Австралии. Когда мы ее спросили о том, что ее привело в Вышу из такой далекой страны и не посетила ли она обитель проездом, матушка ответила: «Я приехала в Россию именно к святителю Феофану. Он направил меня на путь духовной жизни. Я его глубоко почитаю, считаю своим духовным отцом, и поэтому приехала к нему». Матушка пробыла в обители два или три дня.

Недавно приходил один молодой человек и рассказал следующее. В его жизни наступил момент, когда он захотел узнать о православной вере. Обратился к одному батюшке. Тот показал ему свою библиотеку и говорит: «Бери и читай». Молодой человек достал с полки книгу святителя Феофана «Путь ко спасению». И началось постепенное проникновение в Православие. Теперь он ездит по святым обителям, приезжает и к святителю Феофану.

Принято думать, что святитель Феофан не был чудотворцем, что он не исцелял больных. На самом деле он исцелял. Только все это было скромно и негласно. Об этом мало кто знал. Исцеления идут и сейчас. Есть одна женщина, она работала в библиотеке, а сейчас трудится в краеведческом музее. Она просила нас привезти в библиотеку духовные брошюры для детского чтения. Вместе с книгами ей привезли и маслица от святителя Феофана. У нее была экзема на руках. Она помазала их маслом. Через некоторое время болезнь прошла.

Другая женщина ждала ребенка, плод неправильно лежал, ее готовили к операции. Она была невоцерковленной, но ее убедили класть на живот платочек, смазанный маслом от святителя Феофана. Спустя две недели она пошла на прием к врачу. К великому ее удивлению, ей сказали, что плод перевернулся. Она благополучно родила мальчика. У нас в обители его и крестили. Так незаметно святитель Феофан помогает людям. Кто-то приезжает поклониться его мощам, кому-то привозят масло от лампады над мощами, кто-то кладет под раку записочки с просьбой о помощи в каком-нибудь деле или уже пишет слова благодарности святителю Феофану.

Это я говорила о его духовной силе и помощи людям, приезжающим к его святым мощам. А сколько людей руководствуются его учением на пути ко спасению души!

 

Как вы ощущаете близость святителя Феофана Затворника?

— Мы не ищем никаких чудес. Мы просто молимся ему в течение дня. После вечерних молитв читаем акафист святителю Феофану. И на все испрашиваем его благословение, день начался — надо благословиться, в конце дня — надо благословиться. А если не благословишься — все комом идет во весь день, ничего не успеваешь. А если благословишься — все идет ровненько, своим чередом. Например, был такой случай. Одной сестре надо было неожиданно отъехать, а послушания все розданы, значит, одно из них будет не выполнено — некому было мыть посуду. Идем и просим: «Святителю отче Феофане, помоги: что нам делать?» Тут же приезжает какая-то женщина и говорит: «Я у вас поживу недельку». И как только паломница уехала, возвратилась сестра. Другой случай. Некому было готовить — все на других послушаниях. Просим Матерь Божию и святителя Феофана о помощи. Приходит паломница, которая может работать поваром и помочь сестрам. Вот и смотрите: чудо это или нет? А никаких больших чудес нам не надо. Матерь Божия, Заступница наша, и святитель Феофан во всем управляют всей жизнью монастыря.

 

Беседовала Н.А. Свердлова

(Окончание следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ МОНАСТЫРЕЙ
Новости
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ»
Святитель Иоанн (Максимович): ПРЕОБРАЖАЕТСЯ ДУХ ЧЕЛОВЕКА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
Монахиня Трифена (Омарова), В.М. Вальков: «НА ГЛИНСКИХ ЧТЕНИЯХ Я ОТДЫХАЮ ДУШОЙ»
А.С. Бочков: СНОВА ЗВОНЯТ ДАНИЛОВСКИЕ КОЛОКОЛА
Игумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
НАКАЗАНИЕ ЗА ЛОЖЬ
ДИВНЫЕ ЗВОНЫ ОТЦА МИХЕЯ
Игумения Парфения: ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ О БЛАЖЕНСТВАХ
Известно ли вам?
НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ СВЯТЫНИ
ОБРАЩЕНИЕ «НАРОДНОГО РАДИО»


Публикация:
Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.
стр. 51
05.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011