На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

НОВЫЙ АФОН

Предыдущая Следующая

 

Мысль об устроении православного монастыря в Абхазии возникла в русских правительственных кругах сразу после ее вхождения в состав России в 1810 году. Было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Его деятельность ознаменована строительством в некогда православной Абхазии православных храмов, открытием православных школ, основанием православного монастыря. Русское правительство и обратилось за помощью в этом святом деле к Свято-Троице-Сергиевой Лавре. 18 июля 1872 года был подписан указ об основании при Пицундском храме мужского монастыря с миссионерскими целями и о назначении содержания монастырю в размере 1200 рублей в год. Святитель Иннокентий назначил настоятелем нового монастыря архимандрита Свято-Троице-Сергиевой Лавры Феофила, избравшего из монахов Лавры для монастырских должностей во вновь открываемой обители иеромонаха, иеродиакона и пять послушников. Эта монашествующая братия прибыла в Пицунду в 1873 году и ревностно занялась великим делом устроения святой обители. Однако скудные средства, отпущенные на содержание монастыря, не позволили продолжить строительство.

В это время русские иноки Святой Горы Афон стали хлопотать о переселении в Россию. Они постоянно испытывали притеснения со стороны греческого духовенства, стремившегося к господству на Востоке и на Афонской Горе. 1874 год был тяжелым для русской братии Пантелеимонова монастыря. Судебный процесс с греками был в полном разгаре. Протатом (правительством Афона) было решено, чтобы Пантелеймонов монастырь больше не назывался русским, чтобы игуменом в нем всегда был грек и русская братия ему во всем всегда подчинялась. Игумену было предоставлено право самому определять численность братии и выдворять из монастыря неугодных монахов. Так открыто формулировалось определение протата. А тайно велись приготовления для полного удаления русских из Пантелеимонова монастыря и перемещения иноков силами турок в Малую Азию в один из заброшенных монастырей. Более того, в результате происков греков газеты Стамбула обсуждали возможность высылки русских иноков в дебри экваториальной Африки. Игумен Пантелеимонова монастыря отец Макарий и духовник обители отец Иероним обратились к русскому посланнику в Константинополе графу Н.П. Игнатьеву с просьбой об организации переселения русских афонских иноков в русские владения на Кавказе. Для принятия русских монахов с Афона в Россию были созданы благоприятные условия.

26 августа 1875 года афонские делегаты иеромонах Арсений, монахи Иоанн, Агапий и Иерон приехали в Тифлис, затем отправились в Сухумский округ для выбора места. Место это должно было удовлетворять многочисленным условиям, связанным с хозяйственной деятельностью, но главное, с предстоящим духовным подвигом. Место это должно было располагаться подальше от селений.

Особую роль играла безопасность обители во время возможных политических нестроений и военных действий, когда монастырь, не защищенный крепостными стенами, легко мог быть ограблен и разорен.

Выбор посланников Афонского Пантелеимонова монастыря пал на живописное и плодородное место на левом берегу реки Псырцхи в центральной части Абхазии. Здесь, в 25 километрах от города Сухума, на развалинах античной греческой колонии Анакопии, некогда возвышался древний храм святого апостола Симона Кананита. Первые семена христианского вероучения здесь были посеяны святыми апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Апостол Андрей оставил апостола Симона в Абхазии, а сам отправился в землю джакетов. Апостол Симон, ревностный и неутомимый проповедник христианства, мученически пострадал от грузинского царя Адеркия.

Место для монастыря было выбрано 6 сентября 1875 года, а 27 ноября последовало распоряжение об отводе 327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита и башни, оставшейся со времен генуэзцев. Братии были предоставлены права рыбной ловли и переданы в собственность 1000 десятин строевого и такое же количество дровяного леса. Вскоре монастырь получил еще особый земельный участок для и хозяйственных работ. Эти угодья были утверждены за монастырем с наименованием его Ново-Афонским Симоно-Кананитским. По имени обители вся местность была названа Новым Афоном.

23 ноября 1875 года с Афона в Абхазию приехали искусные в строительстве иноки, среди которых особенно выделялся иеромонах Нерон, будущий настоятель обители, обладавший необыкновенными дарованиями инженера и архитектора.

Местность, предназначенная для строительства, была дикой и пустынной, и понадобились громадные труды создателей монастыря, чтобы расчистить непроходимые заросли, выровнять гористую местность, засыпать пропасти — одним словом провести все необходимые подготовительные работы и почти без помощи специалистов воздвигнуть на скалах величественные храмы, жилые здания, хозяйственные постройки, освоить обширные земельные владения для ведения аграрного хозяйства и, в частности, для выращивания новых для Абхазии культур.

В течение зимы 1875-1876 года иноки заготовили материалы, и ранней весной 1876 года были заложены одновременно четыре каменных здания монастыря с храмом и школой для абхазских мальчиков. Благодаря активным усилиям братии к 1 октября 1876 года удалось закончить строительство монастырских зданий и храма.

17 октября 1876 года монастырь был освящен, но 8 апреля 1877 года его внутренняя жизнь прервалась до 1 октября 1878 года в результате военных действий между Россией и Турцией. Монахи покинули обитель и приняли участие в деятельности санитарных отрядов.

Здания нижней части монастыря, включая Покровский храм, во время боев были полностью разорены и сожжены.

В октябре 1878 года работа в обители вновь закипела. Храм был вновь построен за четыре месяца и освящен 3 февраля 1879 года. С особым усердием иноки трудились над восстановлением древней церкви во имя святого апостола Симона Кананита. К реставрации исторического памятника был привлечен известный знаток церковной археологии князь А.И. Гагарин. 10 мая 1882 года состоялось торжественное освящение обновленного храма.

Высочайшее утверждение прав монастыря последовало 8 декабря 1879 года, по окончании военных действий. Обитель должна была соблюдать общежительный устав афонских монастырей. Из афонского Пантелеимонова монастыря в обитель могли переходить только монахи, входившие в русское братство. В случае невозможности дальнейшего пребывания на Афоне братство Пантелеимонова монастыря получало убежище в новой обители. Монастырь не мог испрашивать у правительства пособий или жалованья из казны. Таким образом, обитель получила права юридического лица, что открывало ей свободу созидательной деятельности.

В монастыре шел процесс благоустроения. 6 июля 1883 года был освящен только что построенный придел Покровского храма во имя Архистратига Михаила.

 

А.С. Бочков,

член Русского исторического общества

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ МОНАСТЫРЕЙ
Новости
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ»
Святитель Иоанн (Максимович): ПРЕОБРАЖАЕТСЯ ДУХ ЧЕЛОВЕКА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
Монахиня Трифена (Омарова), В.М. Вальков: «НА ГЛИНСКИХ ЧТЕНИЯХ Я ОТДЫХАЮ ДУШОЙ»
А.С. Бочков: СНОВА ЗВОНЯТ ДАНИЛОВСКИЕ КОЛОКОЛА
Игумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
НАКАЗАНИЕ ЗА ЛОЖЬ
ДИВНЫЕ ЗВОНЫ ОТЦА МИХЕЯ
Игумения Парфения: ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ О БЛАЖЕНСТВАХ
Известно ли вам?
НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ СВЯТЫНИ
ОБРАЩЕНИЕ «НАРОДНОГО РАДИО»


Публикация:
Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.
стр. 57
05.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011