На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: май-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Панин А.Н.
Заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Умозрение в красках

«ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»

Предыдущая Следующая

 

В 2009 году исполняется 180 лет со дня обретения чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою»

 

Русские люди называли свою землю Святой Русью. И любила Святая Русь паломничать. Часто совершали паломничество целыми семьями, пешком проходили многие десятки верст, вели с собой калек, слепых, прокаженных, мало заботясь об удобствах и более думая о возможности припасть к святыням.

На XIX век пришлось невиданное паломничество в подмосковную Николаевскую Берлюковскую пустынь. Тысячи и тысячи людей шли в эту обитель для сердечных воздыханий, за исцелением от душевных и телесных недугов. Шли и получали желаемое по вере своей и молитвам.

В 1829 году в Николаевской Берлюковской пустыни была обретена великая святыня — чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою».

Событие это произвело на современников неизгладимое впечатление. Обретение иконы, о существовании которой в обители никто даже не подозревал, совершившееся при этом исцеление слепой женщины и все последующие чудеса по молитвам у ново-обретенного образа свидетельствовали о неизреченном милосердии Божием. Да и само место обретения святыни было символически указующим:

«В той храмине, где приуготовлялась ветхозаветная Пасха для общей трапезы или вечери учеников Христовых, в том месте готовился Спаситель на предание. В подобном же месте, где готовилась пища в общую трапезу братии, — в хлебопекарне — Господь прославил чудотворением Свой Образ».

Так написал в своем сочинении «Взгляд на Николаевскую Берлюковскую пустынь» неизвестный монах, принадлежавший к братии этого монастыря.

О том, какое событие отображено на обретенной иконе, говорит само ее название. Мы видим кроткого, незлобивого Спасителя посреди свирепых воинов, связующих Его. А один из учеников Христа предает Его. Любовь и предательство! Господь любил апостола Иуду как брата Своего, но был им предан. В сочинении «Взгляд на Николаевскую Берлюковскую пустынь» неизвестный монах пишет:

«Посмотри, сколько сделал Христос, чтобы склонить его на Свою сторону и спасти его: научил его всякому любомудрию и делами и словами, сделал способным совершать многие чудеса, устрашать угрозою геенны, вразумлял обетованием Царства, постоянно обличал тайные его помышления, но, обличая, не выставлял на вид всем, омыл ноги его вместе с прочими учениками, сделал участником Своей вечери и трапезы, не опустил ничего — ни малого, не великого; но он добровольно остался неисправимым».

Собственно, над Иудой исполнились слова Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк. 11, 23) и: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

Иуда с вооруженной стражей пришел в Гефсиманский сад, где молился Господь, для того, чтобы взять Его: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф. 26, 48). Спаситель знал, что готовит ему Иуда: «И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равен! И поцеловал Его» (Мф. 26, 49). Господь мог бы уничтожить его одним своим словом: «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26, 50).

«...Коль безупречна Божественная Любовь, которая самого ожесточенного врага называет еще другом!» — восклицает неизвестный монах в своем сочинении «Взгляд на Николаевскую Берлюковскую пустынь». По словам этого автора, Иисус как бы вопрошает Иуду:

«Друг мой, Иудо, зачем ты здесь? Почто решился на таковой бесчеловечный поступок? Почто возненавидел Меня тогда, когда Я совокупил тебя с ликом избранных учеников Моих? Почто разлучился со Мною, когда Я готовил тебе вечное со Мною Царство?»

Коварный ученик приступил к Учителю Истины, чтобы поцеловать Его. И вот Господь впервые открыто называет Иуду предателем: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48).

«Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?» (Ин. 18, 4). «Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я» (Ин. 18, 5). С этого момента начинаются страсти Господни.

Обретение чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою» произошло в Николаевской Берлюковской пустыни 24 мая 1829 года, когда ее настоятелем был иеромонах Антоний (в миру — Алексей Иванович Ерофеев). Отец Антоний в момент обретения чудотворного образа Спасителя тяжело болел и находился на излечении в Москве. Поэтому управление было возложено на казначея иеромонаха Геннадия.

В Центральном государственном историческом архиве хранится «Сказание об основании Николаевской Берлюковой пустыни и о существовании оной до сего времени», написанное в монастыре в 1854 году по благословению его настоятеля архимандрита Венедикта (1829 — 1855) послушником Николаевской Берлюковской пустыни Василием Розановым. Приводим текст сказания с сохранением орфографии и стилистики автора и с небольшим сокращением:

«В то время, как строитель Антоний находился для излечения в Москве, а управление вверено было казначею иеромонаху Геннадию, Всевышнему угодно было прославить место селения Своего особым Своим непосредственным посещением; Он очудотворил Икону Свою во имя лобзания Христа Спасителя Иудою предателем в саду Гевсиманском; прославление последовало следующим образом.

В 15 верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной; но молитвы ея к Богу и вера в Промысл так были сильны и пламенны, что она после столь продолжительной болезни удостоилась испытать на себе явно и непосредственно помощь Божию и исцелиться от слепоты своей, подобно слепцу Евангельскому, прозревшему от прикосновения перстов Спасителя.

Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного мужа, который спрашивал ее: «Хочешь ли быть здоровою и прозреть?», и на ответ ея, что «она всегда усердно молит Бога, и что, знать, за грехи Господь лишил ея видения дневнаго света», неизвестный тот, показав Икону Христа Спасителя, ту самую, как она по прозрении уверяла, которая исцелила ея, сказал: «Отслужи молебен перед сею Иконою, и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось. Проснувшись, слепая рассказала виденное домашним, но где найти виденную Икону, никто не знал, а у явившагося она о сем не спросила. Подумали, подумали, да и положили, что если есть на это воля Божия, то Он Сам покажет им и Икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины почли делом невозможным. На другую ночь тот же самый явился опять женщине и уже с негодованием спросил: «Что же ты не исполняешь своего обещания?» Я бы с радостию исполнила, отвечала слепая, но не знаю, где отыскать таковую Икону; а ты мне об этом ничего не сказал. Иди в Берлюковскую пустынь, сказал явившийся, там найдешь эту Икону, отслужи перед нею молебен, и прозришь. Поутру женщина опять рассказала свое явление, и просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде в пустынь просили монахов отыскать Икону по описанию слепой; но сколько ни искали в церкви, таковой Иконы не оказалось; а потому и отслужили молебен пред местною Иконою Спасителя. Слепая возвратилась домой таковою же, отчаявшись в своем исцелении. Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открыто ей, что виденная ею Икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную и исполнить свое обещание. Немедленно слепую опять привезли в монастырь; по словам ея, монахи тотчас отыскали в хлебне Икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоявшую в углу без всякаго призрения; отерли, обмыли и, разсмотрев писание, спросили слепую: «Эту действительно ты видела Икону?» Да, эта самая, отвечала слепая, я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял кверху веревки; а спереди Иуда окаянный лез Его целовать. Ну так, сказал иеромонах, объятый благоговейным ужасом; только лики-то очень темны, и трудно разсмотреть их: молись же с усердием, я сейчас начну молебен, и освящу воду. По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы, покрывавшие ея сомкнутыя ресницы, отпали, веки разошлись, и, слепая двадцать лет, она прозрела. Неописанной была радость исцелевшей; в святом интузиазме она схватила стоявшую Икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теплейшими слезами, и, не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим то на свои глаза, то на Икону и снова начинала лобызать и плакать.

Это происшествие, или, справедливее сказать, видимое явление Премилосерднаго Бога в Иконе Его, для оказания помощи страждущему человечеству, подобно деланию бурного ветра разнеслось по окрестностям; на другой же день многочисленная толпа народа наводнила монастырь: все просили молебнов чудотворной Иконе Спасителя, что в хлебне, или, как говорили простодушныя старушки, Спасу Милостивому. С раннего утра начинали петь молебны, оканчивали не ближе ночи; некоторые, потеряв терпение взойти в хлебню дверми, лезли в окна.

Таковое безчисленное стечение народа, небывалое в монастыре до сего времени, повергло в недоумение управлявшаго монастырем казначея Геннадия; он не знал, как поступить: оставить Икону в хлебне не было возможности, а вынести ее в церковь без дозволения начальства он не осмеливался. А потому, через несколько времени после перваго прославления, вечером, взяв Икону, он отправился в Москву к преосвященнейшему Митрополиту Филарету; дабы, показав ему оную, донести лично о случившемся и просить благословения о назначении Чудотворной Иконе приличествующаго места. Архипастырь разрешил вынести Икону в церковь с подобающим торжеством, то есть сделать в хлебню крестный ход и поставить Икону в доступном для всех молящихся месте. В десятое Воскресение после Пасхи было совершено это торжественное перенесение; Икона поставлена в теплом Троицком соборе в приделе Святителя Николая Чудотворца в столпе, где стоит и до сего времени».

Имя исцелившейся женщины обнаружено в двух документах. Так, один из них указывает: «В 1829 году в 15 верстах от обители в Казенном селе Кудинове женщина Татиана Иванова страдала глазною болезнию...», а второй дополняет полные сведения о ее биографии: «...была бывшая крестьянка, а ныне солдатка Татиана Иванова Кузнецова...». Имя исцелившейся женщины приводят описатели пустыни иеромонах Нил (Сафонов) и Л.И. Денисов. Вот таким чудесным образом 24 мая 1829 года произошло обретение святыни в Николаевской Берлюковской пустыни — чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» — и исцеление по молитвам перед нею слепой женщины Татьяны Ивановны Кузнецовой.

Вскоре после обретения образа в Московской Духовной Консистории было заведено дело: «О Чудотворной Иконе Спасителя. Началось июня 14 дня 1829 года». В нем собраны документы, в которых освящаются все события, происходившие в монастыре сразу после обретения образа. Внимательное изучение этих документов позволило автору установить в точности многие детали хода событий. Во-первых, обретение образа случилось в день, когда в монастыре не было не только настоятеля строителя Антония, но и управляющего казначея Геннадия. «В небытность мою по монастырской надобности в пустыни случилось следующее происшествие...», — говорится в рапорте казначея Геннадия, датированном 14 июня 1829 года.

16 июня 1829 года крестным ходом под звон всех колоколов совершено было торжественное перенесение обретенной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» из монастырской хлебни в Троицкий храм. Состоялось это торжественное перенесение образа с благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). «С разрешения Владыки... совершено было перенесение Иконы из пекарни в Троицкий Собор, где и поставлена она в столбе на место для нее устроенное в приделе Святителя и Чудотворца Николая», — пишет иеромонах Нил (Сафонов).

В память об этом событии установлено было местное празднование. «В десятое воскресение по Пасхе в пустыни ежегодно совершается празднование в память перенесения чудотворной Иконы Христа Спасителя из хлебопекарни в Троицкий собор. Накануне и в самый день празднования в пустыни бывает преимущественное стечение богомольцев, вызываемое благочестивым желанием поклониться чудотворному образу», — сообщает Л.И. Денисов.

17 июня 1829 года из Московской Духовной Консистории в монастырь был направлен указ Его Императорского Величества за № 3654 «О поставлении Иконы Спасителя в церкви Берлюковой пустыни впредь для лучшего усмотрения», который подтверждал резолюцию митрополита Филарета (Дроздова) о перенесении образа Спасителя в церковь. Следующий указ Его Императорского Величества от 17 июля 1829 года за № 4409 на имя казначея Геннадия с братией «О том, чтобы назвать по имени получившаго исцеление от Иконы Спасителя и того, от кого имеет удостоверение» предписывал строго следить о новых исцелениях от чудотворного образа.

 

А.Н. Панин,

заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»,

директор церковно-исторического монастырского музея

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ МОНАСТЫРЕЙ
Новости
Поздравления
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ»
Святитель Иоанн (Максимович): ПРЕОБРАЖАЕТСЯ ДУХ ЧЕЛОВЕКА
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
Монахиня Трифена (Омарова), В.М. Вальков: «НА ГЛИНСКИХ ЧТЕНИЯХ Я ОТДЫХАЮ ДУШОЙ»
А.С. Бочков: СНОВА ЗВОНЯТ ДАНИЛОВСКИЕ КОЛОКОЛА
Игумен Феофилакт (Безукладников), В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ
Монахиня Варвара (Знаменская), Н.А. Свердлова: «СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ФЕОФАНЕ, ПОМОГИ...»
А.С. Бочков: НОВЫЙ АФОН
А.Н. Панин: «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВОЮ И ПРОЗРЕТЬ?»
НАКАЗАНИЕ ЗА ЛОЖЬ
ДИВНЫЕ ЗВОНЫ ОТЦА МИХЕЯ
Игумения Парфения: ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ О БЛАЖЕНСТВАХ
Известно ли вам?
НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ СВЯТЫНИ
ОБРАЩЕНИЕ «НАРОДНОГО РАДИО»


Публикация:
Журнал "Русский инок" май-июнь 2009 г.
стр. 63
05.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011