На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 6 (июнь)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ИНОКУ, ВОПРОШАЮЩЕМУ ОБ ОТЧАЯНИ 

Как избежать отчаяния? Надо помнить проявленное Господом Богом над величайшими грешниками беспредельное милосердие, и надеяться, что это Его милосердие всегда готово проявиться и над всяким из нас, несмотря ни на какие грехи наши, лишь бы мы прибегали к Нему с истинным покаянием и мольбою о помиловании нас. Св. Тихон Задонский говорит: «Сколько бы грехов не было у кого и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще более; потому что как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна». «Не будем никогда отчаиваться, – поучает св. Иоанн Златоуст, – ибо нет ни одного столь сильного оружия у диавола, как отчаяние. Поэтому мы не так радуем его, когда грешим, как когда отчаиваемся. Что сделал диавол с Иудою? Иуда раскаялся: согреших говорит, продав кровь невинную (Мф. 27, 4). Услышав эти слова, диавол понял, что Иуда вступает на путь к лучшему и идет к спасению, и – устрашился такой перемены. Человеколюбив Господь: когда хотел Иуда предать Его, Он плакал об нем и многократно вразумлял его; не гораздо ли более примет его кающегося? Когда он был неисправим, и тогда влек и звал его к Себе; не гораздо ли более привлечешь к Себе исправившегося и познавшего свой грех? Для этого Он пришел и на распятие. Что же диавол сделал? Смутил Иуду, омрачил чрезмерною печалью, гнал, преследовал, пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил возможности покаяться. А что спасся бы и Иуда если бы остался жив, это видно из примера распинателей. Если Господь спас вознесших Его на крест и на самом кресте умолял Отца и просил им прощения в грехе, то явно, что Он со всем благоволением принял бы и предателя, если б этот принес надлежащее покаяние, но он не в состоянии был воспользоваться сим врачевством, быв поглощен чрезмерной скорбью. Сего и Павел опасаясь, понуждает коринфян исхитить того человека из челюстей диавола (2 Кор. 2, 7). И зачем говорить о том, что было у коринфян? Петр трижды отрекся от Господа, после участия в таинствах, но со слезами загладил все. Павел был гонитель, богохульник и обидчик, гнал не только Распятого, но и всех последователей Его; но – раскаялся, и стал апостолом. Бог требует от нас только малого повода, и дарует нам отпущение многих грехов» (Из 1 беседы о покаянии). Этот же святитель, в толковании своем на послание к коринфянам дает прекрасный совет против отчаяния. «Если, – говорит он, – по небрежению низвергнемся в глубину зол: и тогда не будем отчаиваться, дабы не впасть в совершенное нерадение и тяжкую сонливость. Никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых. Это их грех, потому что нечестивый, пришедши в глубину зол, нерадит. Отчаяние рождается не от множества грехов, но от произвола нечестивых. Если впадешь и во все пороки, то скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения. Аще, – говорит Он, – будут грехи ваша, яко багряное, яко снег убелю. Не будем же отчаиваться: ибо не так тягостно пасть, как падши лежать, и не так горестно быть раненым, как израненному не желать врачевания».

Всем нам, последователям Христовым, а особенно отчаивающимся в своем спасении, надо помнить, что и к св. апостолам по временам приражалось отчаяние, но они оказывались способными преодолевать его, как увидим из следующего: «мы отвсюду притесняемы, но не стеснены: мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся: мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4, 8, 9). Следовательно, зная, что грех отчаяния – грех самый тяжкий из грехов, потому что он неминуемо приводит человека к полной погибели, как бы кто ни был грешен, никогда не отчаивайся в своем спасении, но немедленно прибегай к Господу с покаянием. Тяжки твои греховные раны, но Господь Иисус Христос силен исцелить грехи всего мира. Бесчисленны твои пороки, но бесконечно и милосердие Божие к кающимся грешникам. Всякий грех, в котором человек искренно кается, не повторяет его и заглаждает добрыми делами, – прощается ему. Только грех неверия, нераскаянности и ожесточения не отпускается, потому что неверующие, нераскаянные и ожесточенные грешники не приносят покаяния. Всяк грех и хула, говорит Господь, отпустится человекам: а яже на Духа хула, не отпустится (Мф. 22, 31). Под хулою на Св. Духа осуждается упорное неверие, нераскаянность и отчаяние. Этим страшным грехам подвергли себя не только заурядные люди, но и люди большого ума и таланта, в том числе и яснополянский граф Л. Толстой. Сохрани нас Бог, братие, от такого рва душепагубного, сохрани также после какого-либо греха опустить нам руки: совсем отдаться нашему врагу и сказать: «ну уж все равно за одно погибать!» Ничего нет ужаснее этого, ничего отвратительнее, подумайте сколько в подобной распущенности заключается мерзостей! Тут и безверие, и бессердечие, и ожесточение, и самая грубая неблагодарность к Богу, и развращенность сердца. Все нечистое и порочное, как в зеркале, отражается в душе такого человека. Стоит ли он названия христианина? Заслуживает ли прощения? Увы, вне царствия Божия, говорит слово Божие, псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Апок. 22, 15); а тем более скажем от себя, люди отчаянные, не верующие в милосердие Божие и жестоковыйные. Убоимся же грозного суда Божия и, как бы тяжело ни согрешили, положив начало исправлению, станем оплакивать свои грехи, но плач растворим надеждою помилования (Катихизич. поучения Дьяченко, стр. 768–769).

В прологе, в слове «О согрешающих и нехотящих каятися», между прочим, читаем следующее: «Многие из согрешающих часто говорят: «будучи исполнен греховного смрада, как я могу приблизиться к Господу? И как могу умолить Его, лютыми одержим грехами?» О, брат, зачем такая безнадежность?! Приди к Богу, и получишь великое дерзновение... Ибо не столько сам ты себе желаешь спасения, сколько хощет его тебе Бог. Не говори же: что мне теперь делать? Погиб я! Ты имеешь Врача, Который силен излечивать всякую болезнь и всегда готов исцелить тебя от твоего недуга, лишь бы только ты открыл Ему и исповедал пред Ним твои прегрешения. Покаяние делает чистым кающегося. Хорошее дело – не грешить; но благо и то, чтобы, согрешивши, покаяться, как больному избавиться от болезни и стать здоровым. Не то зло, что упадешь; но то худо, когда, павши, не встанешь, а будешь лежать. Скажешь: «я смертно согрешил?» Но, скажи: кто же и без греха на земле?.. Помни, что сказано: глаголи ты прежде беззакония твоя, да оправдишися (Ис. 43, 26). Плачь пока есть время на покаяние, чтобы не пропустить времени и не дожить до того, когда его уже не будет. Будем делать доброе, пока можем. Не столько отец любит сына, сколько Бог любит кающегося. Человеколюбие Божие настолько велико, что Он ни одного из кающихся не отвращается, и желающий спасения во всякое время может его найти или улучить. Так и разбойник не временем спасся, снискав себе сокровище царства небесного, но только верою и тем, что осудил себя по делам своим (Пролог в поучениях свящ. В. Гурьева).

А вот и еще достойный замечания пример. Один инок, выйдя из кельи, впал в смертный грех. Когда он возвратился в келью, диавол и стал внушать ему: «Зачем идешь в келью? ведь тебе уж прощения не будет: ступай в мир». Поняв, что враг хочет ввести его в грех отчаяния и окончательно погубить, инок сказал: «Откуда это вы пришли ко мне, лукавые помыслы, и зачем смущаете меня? Неужели я не вижу, что вы хотите, чтобы я совсем отчаялся и погиб? Нет, этого не будет!» И с этими словами вошел в келью и предался безмолвию, как и прежде. Что же случилось? Старцу соседу его – Бог открыл, что инок пал и вместе победил. Тогда старец пришел к согрешившему и, по расспросе, узнав от него о его падении, равно как и о том, как он боролся с помыслами – воскликнул: «воистину, брате, рассуждение твое сокрушило всю силу вражию» (Патерик). В заключение привожу еще более разительный один из многих пример, – пример, служащий доказательством того, что Господь не только прощает великих, но кающихся грешников, но даже наравне с праведниками не лишает их особенных даров Своей благости. Преподобный Давид был сначала разбойник и сделал столько зла, «яко ин никтоже». Однажды, размышляя о своем прошлом, он пришел в ужас и тут же решился раскаяться и посвятить все остальные дни жизни своей на служение Богу. Оставив своих сообщников, он пришел в монастырь и просил игумена принять его в число братии. Думая, что по преклонным своим летам Давид не вынесет монашеских подвигов, игумен отказал ему в просьбе. Огорченный этим Давид воскликнул: «да знаешь ли ты, отче, кто я такой? Я – атаман разбойников. Если ты не примешь меня, я снова примусь за свои дела, приведу сюда, в монастырь, своих товарищей, разорю его и никого из вас не оставлю в живых». Услышав такие страшные слова, игумен более не медлил отказом ему, Давиду, и постриг его в монашество. Тогда «нача Давид подвизатися воздержанием, удержавати себя смирением. И всех преуспе (превзошел), иже в монастыре, седмьдесят черноризцев». Однажды, когда Давид сидел в своей кельи, ему предстал ангел и сказал: «Давиде, Господь простил тебе грехи твои, и отныне ты будешь творить чудеса». И действительно Давид после этого совершил силою Божиею великие чудесные дела на пользу ближних (Пролог сент. 6 и 18; «Катихизич. поучение», Дьяченко).

 

Инок-благожелатель


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения