На главную страницу
       
 
Русский инок 2006 г. № 6 (июнь)

К предыдущей К оглавлению К следующей

ПОДВИГ СЛУЖЕНИЯ МИРУ

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Псково-Печерского монастыря 

"МЫ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВАШУ ЛЮБОВЬ К РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ"

Доклад на Александро-Невских чтениях о патриотическом служении монахов Псково-Печерского монастыря в годы Великой Отечественной войны 

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

В монастыре в течение 1941 года произошли перемены: архимандрит Парфений ушел на покой по старости, хотя всё ещё продолжал нести послушание эконома. Это был прекрасный хозяйственник и человек большой души. Любимым выражением отца Парфения было: «Слава Богу за всё!». До ухода отца Парфения игумен Павел только помогал ему, но затем все неприятности, связанные с оккупацией, тяжелейшим бременем легли на плечи одного отца Павла, бывшего уже также в преклонных летах.

Настоятель игумен Павел (в миру Петр Михайлович Горшков) родился в Петербурге в 1867 году в семье купца II гильдии. Окончил 4 класса начальной школы. В 1884 году поступил послушником в Сергиеву пустынь под Петербургом. В 1888 году принял пострижение в мантию, после этого подвигом добрым подвизался тридцать лет в этой же пустыне. В 1919 году служил полковым священником в северо-западной армии, которой командовал генерал Родзянко, и духовно окормлял раненых в Нарвском госпитале. Далее Промыслом Божиим он направлен на послушание в Эстонию – священником в Юрьев, затем духовником в Пюхтицкий женский монастырь, потом опять на приходы – в Тапе и Муствее, а с 1937 года занимал должность благочинного и помощника настоятеля в Псково-Печерском монастыре. По натуре отец Павел был очень деятельным и сострадательным к людям. В первый же год Великой Отечественной войны он стал настоятелем.

Эти годы (1941 – 1945) были такими же трудными для обители, как и период гражданской войны. Вступая в этот период, братия особую надежду возлагали на Небесную Игумению – Пресвятую Богородицу. Жизнь состояла из ежедневной молитвы и труда по сохранению монастыря. Яркой иллюстрацией этого является документ, текст которого мы приводим ниже полностью:

«Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Владыке Александру Митрополиту Таллинскому. №177  20.IХ.41/отпр. Сим почтительно после долгого молчания приветствую Вас со всею о Христе Братиею с милостию Божиею – после тревожных переживаний мысленно перед Вами просим святит. Благословения и св. молитв. Владыко Святый! За Ваши св. молитвы Владычица нас спасла здравых и невредимых кроме о. И. Алексия Смирнова на Мустищеве. Целы и невредимы также все храмы Божии и всё в них, а также и ризница и все в ней находящееся за тремя печатями: Советской, монастырской, немецкой. Богослужения всегда происходили. Мы поражены заботою о нас нашей Небесной Игуменьи, что даже взятые ключи от Ризницы Советскими властями 21 окт. прошлого 1940 г. нам возвращены Печер. город. Управою 13.VIII, которые нашел сын председателя Уездной печ. Управы в замке Алатскиви близ Пейпуса. В ризницу мы до сих пор не ходили, считаем это за лучшее... к тому же у нас нет описи, которая имеется единственно у г. Вага, который её проверял, была у о. Иг. Агафона, но и её товарищи взяли, пострадал лишь немного хозяйственный инвентарь, т.е. мы принудительно должны были очень дешево продать лошадь, 4-х коров, сено, солому, сбруи и земледельческие орудия. Из настоятельского дома увезена вся обстановка. Храмы обложения не имели, но за братское помещение платили очень дорого и всего уплачено более 4.000 руб. Милостию Божиею сделали необходимый ремонт... У Михайловского Собора с южной стороны сделаны деревянные ступни и заготовлены 200 досок 2-х дюймовок, для пола Успенского Собора. О. Павел был командирован во Псков с нашими продуктами для голодающих 9.VIII. и для Богослужения – по просьбе верующих»*. (*Письмо, исх. № 177 от 20.09.1941. Копия. Архив Псково-Печерского монастыря).

В военный период игумен Павел не только совершал богослужения и проповедовал, трудился по хозяйству монастыря, но самое главное – помогал военнопленным и престарелым. Обратимся к документам и воспоминаниям очевидцев.

«Вх.№112.  19.VIII. 41 г. Отец Павел! Умоляю Вас, посетите богадельню, окажите милосердие несчастным никому не нужным людям. Ведь подумайте, от голода один выбросился из окна, вчера умер, а другие просят отравить их. Очень надеюсь, что Вы не откажите в моей просьбе. София Дмитриевна Петрова из г. Пскова. Богадельня в Завеличье».

На этот крик о помощи игумен Павел после богослужения с церковного амвона делает воззвание к народу о помощи больным, престарелым и военнопленным. Прихожане монастыря откликнулись на призыв игумена Павла. Продукты собраны. И мы читаем далее:

«№139   23.VIII.41 г. Удостоверение в том, что из Печерскаго монастыря во г. Псков голодающим посылаются сто одиннадцать (111) пудов на 4-х подводах а именно: хлеба 12-ть мешков – 25 пуд., 7 мешков мука ржаной – 25 пудов, 1 мешок муки белой 1 пуд., крупы 3 мешка – 3 пуда, сухарей 5 меш. – 6 пуд., 4 мешка и корзина овощей – 8 пуд., 12-ть меш. Картофеля – 43 пуд., 197 яиц, 5 кило мяса. Помощник Настоятеля Иеромонах Павел Горшков.

P.S. осталось в монастыре 3-й мешка картофеля, п.ч. не поместилось на 4 подводы. Всего из Св. Печерской обители послано 153 пуда в Псков голодающим, а именно: 8.VIII – 42 пуд., сопровождал о. Павел, и 23.VIII – 111 пудов сопровождали Широкова Анастасия Ильинична и Быстрика Наталья Афанасьевна. Подводчики бесплатные: Курносов Николай Васильевич».

Оказанная помощь дошла до адресатов. Это подтверждают благодарственные письма:

«Вх. №119 от 26. VIII.41 г. Больные военнопленные и персонал госпиталя лагерного пункта № 134 в г. Пскове выносят глубокую благодарность за присланные продукты – муку, яйца и другое пожертвованное Вами для русских раненных военнопленных. По поручению больных подписывается врач Арко А., кладовщик Арко Р. Врач – подпись; Кладовщик – подпись. 24. VIII. 41».

Продолжаем чтение благодарственных писем:

«Вход. №119. 26.VIII.41. Дорогой отец Павел. Администрация больницы и больные преклоняются пред Вашей добротой и благодарят за оказанную нам помощь. Через Ваших посланцев примите наш поклон и передайте всем молящимся монастыря Печерского благодарность Псковичей. Разрешите надеяться, что этот дар будет не последним со стороны молящихся. Смотритель больницы Софийский. 25.VIII. 41».

«Вход. 120 oт 27.VIII.41. Глубокоуважаемый Отец Павел! Больные и старики Псковскаго Дома Инвлидов приносят Вам и всем прихожанам, откликнувшихся на Ваше обращение, глубокую благодарность за оказанную помощь выразившуюся в присылке продуктов, которые обеспечили инвалидов на несколько дней. Мы позволяем себе выразить надежду, что Вы, Глубокоуважаемый Отец Павел, и впредь не оставите нас своим попечением. По уполномочию Инвалидов за Зав. Домом подпись Секретарь Кондратьев г. Псков. 24 августа 1941 г.»

Помощь продуктами питания для нуждающихся обитель оказывала и позднее. Это подтверждается многочисленными документами.

Иногда Печорская комендатура не давала разрешения на доставку съестных припасов бедным и больным: «№224   16.XII.41r. Г. Коменданту Города Печор. Почтительно прошу дать разрешение на поездку в город Псков 17 сего декабря и обратно 22 декабря для доставки бедным больным хлеба, капусты, картофеля и других съестных припасов. Ответственное лицо Широкова Анастасия И., Балбуков А., Андреева Клавдия, Москвина А. и возчики Милованов Михаил, Махорин Виктор, Федоров Василий, Плешатов В. и Фенагин Михаил. Наместник Печерскаго монастыря Иеромонах Павел Горшков. Не разрешено».

Приведенные документы – это только малая часть той социальной работы, которую проводил Псково-Печерский монастырь в годы оккупации.

Чтобы дополнить картину служения игумена Павла, приведем свидетельства знавших его очевидцев. Георгий Александрович Печников, житель города Печоры, рассказывает: «Мне известен случай в 1943 году, когда один из монахов прятал в монастыре партизана Ринусова. Позднее он погиб, но до настоящего времени жива его родственница Ринусова Елена Алексеевна (в действительности – Викторовна), которая может это подтвердить». (Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. Вып. 26–27, 2002, с. 184).

Елена Викторовна Ринусова, жительница города Печоры, дополняет: «Я родилась и выросла в городе Печоры. Достаточно хорошо помню Горшкова Петра Михайловича (отца Павла)... Монастырь занимался благотворительной работой, причем большая заслуга в этом и самого Горшкова П.М. Так, через прихожан, монастырь собирал продовольствие (а деревни вокруг города не были разорены, и люди жили достаточно хорошо и могли выделить что-то из продуктов) и передавал его в больницы, лагеря. (*Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. Вып. 26–27, 2002, с. 185).

Вспоминает Нина Борисовна Рауман (г. Рига), уроженка с. Лавры Печорского района: «...я жила до войны и в период оккупации в г. Печоры в семье дяди Ермихова Николая Семеновича, который был близок с о. Павлом, тот часто заходил к дяде домой. Это был очень добрый и отзывчивый человек, по мере возможности стремившийся помогать людям. Я вспоминаю такой случай: дядя во второй половине 1941 г. ездил по личным делам в Боровичи (это где-то за Псковом) а там был лагерь советских военнопленных. Дядя приехал и рассказал о. П. Горшкову, в каких нечеловеческих условиях живут военнопленные, и сказал ему, что пленным надо как-нибудь помочь. О. Павел сразу же поддержал дядю, заявив: «Ты, Николай, действуй, я тебе буду всячески помогать». Через жителей близлежащих деревень удалось собрать значительное количество продуктов (сало, хлеб, овощи и др.) и отвезти их в указанный лагерь. Большую помощь в сборе продуктов оказал сам о. Павел Горшков и другие работники монастыря, которые собирали продовольствие через прихожан. (Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. Вып. 26–27, 2002, с. 185–186).

Игумен Павел (Горшков) в своих проповедях пытался поддержать слабых и немощных духом, не допустить их до отчаяния, и это видно из воспоминаний Г. А. Печникова: «Я сам лично был однажды в церкви на его проповеди и хочу сказать, что его проповедь была патриотичной. Он говорил, что для нашего народа настали трудные времена, что надо все вытерпеть, что обязательно настанут лучшие дни и т.п.». (Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. Вып. 26–27, 2002, с. 185.)

На праздник Успения 1943 года в Псково-Печерском монастыре проходило архипастырское совещание, итоговым документом которого было обращение к пастве. Главной мыслью этого обращения являются слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его» (Мф. 6, 33).

На территории Псковской и частично Ленинградской областей в период с 1941 по 1944 год по благословению экзарха митрополита Сергия осуществляла свою миссионерскую деятельность Псковская миссия, состоящая из группы священников во главе с протоиереем Кириллом Зайц из Риги.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей книге «Православие в Эстонии» пишет: «Необходимость Псковской миссии была очевидной. К началу Великой Отечественной войны на всей территории Псковской области действовали только два храма – в Пскове и Гдове. Верующие встречали миссионеров с исключительным воодушевлением. Повсеместно открывались новые и, где возможно, восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и святому причастию приступали тысячи людей, крестили детей, создавали катехизические курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий. Миссия издавала информационный бюллетень. Деятельность Псковской миссии полностью осуществлялась на добровольные пожертвования верующих, но священнослужители жалования не получали. За три года существования миссии было создано до 200 приходов, которые окормлялись 175 пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов в основном осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Поскольку территория Псковской епархии перед войной находилась в ведении митрополита Ленинградского, экзарх митрополит Сергий не распространял на неё свою архипастырскую власть, и в храмах, пока оккупационное начальство не запретило, возносилось имя митрополита Ленинградского Алексия (Симанского)». (Патриарх Алексий II. Православие в Эстонии. М.,1999, с. 411 – 412).

Вернемся к монастырской жизни в эти годы. Игумен Павел посетил сто деревень и сто школ и произносил там проповеди. Он вспоминал: «Мне было до слез больно, я боялся и считал, что детей без Бога оставить нельзя». (Псково-Печерский листок №202 1998, с. 4). Время, занятое молитвой, трудами по управлению обителью, переживаниями за Родину летело для игумена Павла незаметно. Наступил 1944 год. Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) вместе со своим помощником казначеем архимандритом Нафанаилом (Поспеловым) восстановили точную хронологию событий весны 1944 года.

25 февраля 1944 года в монастырь поступило распоряжение гебитскомиссара Бекинга об упаковке наиболее ценных предметов ризницы для их последующей эвакуации. Монахи очень настороженно отнеслись к этому распоряжению. Почти пятьсот лет сокровища хранились в ризнице, их не выносили из стен монастыря, несмотря ни на какие войны и осады крепости. Поэтому никто не торопился выполнить приказ. Возможно, он так и остался бы невыполненным, если бы не воздушный налет 6 марта 1944 года. Одна из бомб упала напротив Успенского собора, на середину железной лестницы, «сделав воронку в аршин глубиной». Она чуть не попала в ризницу. От воронки бомбы до хранилища монастырских сокровищ оставалось всего лишь несколько метров. После этого начались работы по упаковке ценностей. 17 марта 1944 года в монастырь прибыл референт окружного комиссара Шиффер, зачитал игумену Павлу с братией две бумаги и заставил расписаться, что они ознакомились с содержанием и обязуются выполнить приказ. Это были распоряжения об эвакуации ризницы. 18 марта 1944 года представитель немецкого командования Берг отправил четыре ящика с драгоценными предметами в Ригу». (ГАЛО ф. Р–1776, оп. 1, д. 174, л. 10).

Игумен Павел (Горшков) очень переживал за судьбу ризницы и обращался в разные инстанции с просьбой дать гарантии в том, что после изменения обстоятельств военного времени к лучшему она будет возвращена в монастырь. В одном из писем мы читаем о его внутреннем состоянии после вывоза немцами монастырской ризницы: «Не нахожу себе места и покоя ни днём, ни ночью. В ушах всё время одни и те же слова: пять столетий хранила братия сокровища, а ты, Павел Горшков, позволил увезти их из монастыря». (Дело по реабилитации игумена Павла Горшкова. Архив Псково-Печерского монастыря).

(Продолжение следует)


К предыдущей К оглавлению К следующей

К оглавлению

К оглавлению


 
      Пусто165  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения