На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ
Меркурий (Иванов)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

Работы этого автора

Аннотация
19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий дал интервью радиостанции «Благовест» Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
Также по этой теме:
Метлик И.В.: Ценностное ядро гражданского воспитания школьников
В статье рассматриваются методологические аспекты развития воспитания школьников в современных социокультурных условиях Российской Федерации. Обосновано и представлено содержание ценностного ядра гражданского... (Далее)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Выступление на пленарном заседании VI Образовательных чтений ЦФО «Нравственные ценности ― основа образования и воспитания»
29 сентября 2011 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной... (Далее)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Более всего я благодарю Бога за вас…». Слово на церемонии закрытия III Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. ВИДЕО
5 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил... (Далее)
Протоиерей Всеволод Чаплин: Не все пути ведут к Богу
Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в выпуске «НГ-Религии» от 3.11.2010 г.... (Далее)
С.В. Медведева: «Национальное духовное возрождение строится на возвращении вечных ценностей». Выступление на XIV Всемирном Русском народном соборе
Выступление С.В. Медведевой на XIV Всемирном Русском народном соборе 25 мая 2010 года... (Далее)
Все публикации по теме...

Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интервью радиостанции «Благовест»


19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий дал интервью радиостанции «Благовест» Йошкар-Олинской и Марийской епархии.


Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий

— Владыка, какова цель Вашего визита в Марийскую епархию?

— Первая и основная цель — принять участие в работе Межведомственного координационного совета, который сегодня собирается здесь, в Марий Эл. Это очень важный и ответственный этап в работе этого органа при Министерстве образования Российской Федерации, потому что мы сегодня подводим итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Я понимаю, что мнение членов Межведомственного координационного совета не будет решающим и определяющим, но оно будет одним из основных, от него будет зависеть судьба этого предмета, который вот уже в течении нескольких лет в качестве экспериментального, или апробационного, курса преподается в школах Российской Федерации в 21 регионе.

— Как Вы можете оценить итоги апробации Основ православной культуры на примере тех регионов, где уже проводится эксперимент по внедрению этого предмета? Какие положительные и отрицательные моменты Вы можете отметить?

— Я не стал бы давать однозначную оценку, положительную или отрицательную, но отметил бы, что введение этого курса в светской школе создало очень благоприятные условия для взаимообогащающего, на мой взгляд, сотрудничества представителей педагогического сообщества и традиционных религиозных конфессий в России. Мы по-новому посмотрели друг на друга. И, в конце концов, самое главное, что было отмечено при введении этого апробационного курса, это то, что учащиеся, дети наши, должны знать основу своей религиозной культуры. Именно традиционной религиозной культуры.

Многие вопросы встают о том, какие религиозные культуры традиционны для России? Они были определены так — это Православное христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Это четыре основополагающих религиозных конфессии, которые исторически создают религиозный фундамент Российского государства. Есть, конечно, и другие, но и отношение к ним другое, потому что они не сыграли столь значительной и важной роли в становлении российской государственности. Предмет у нас культурологический и нацелен на то, чтобы воспитать гражданина нашего Отечества, поэтому за основу были взяты эти четыре традиционные конфессии.

В отношении курса светской этики и мировых религий, я говорю честно, у многих есть сомнения, и у меня в том числе, стоит ли вообще этот предмет преподавать, особенно в 4-5 классах. Члены Межведомственного координационного совета сошлись в едином мнении, что это самые слабые учебники, которые были написаны. Один из недостатков, что не все родители могли разобраться в том, по какому модулю будут заниматься их дети. С одной стороны, хотелось изучить религиозную культуру, но была боязнь того, что детей будут заставлять молиться и исполнять религиозные обряды. С другой стороны, детей хотелось сделать более образованными, вежливыми, поэтому перепутали этику и этикет. Некоторые хотели дать сразу все, и получилась каша в голове — не зная своего и того, что рядом, начали смотреть на многообразие религий в мире, а для ребенка 4-5 класса это неудобоприемлемый предмет.

Хочу еще раз подчеркнуть, что это предмет культурологический. Он не нацелен на то, чтобы ребенка сделать верующим человеком, хотя, конечно, говорим о религиозных истинах, религиозной культуре. Скажу как православный христианин: вера — это дар Божий, и она каждому человеку дается Богом в силу того восприятия, которое человек имеет по отношению к своему Творцу. Способен человек видеть Бога, чувствовать Его — вот отсюда и происходит это духовное становление.

Некоторые Преосвященные владыки и батюшки упрекают меня в том, что когда я говорю «культурологический предмет», то я как епископ Церкви не ставлю перед собой задачу сделать человека верующим. У меня лично такая задача есть, но только не для этого предмета. Этот предмет у нас сегодня преподают люди с высшим педагогическим образованием, знающие, опытные педагоги, которые прошли определенную подготовку, но я не думаю, что эти люди в состоянии преподавать этот предмет таким образом, чтобы после него люди пошли в церковь, или мечеть, или синагогу. Это светские люди, и они должны познакомить с культурой религии. Причем познакомить детей таким образом, чтобы они уважали свою традиционную культуру, чтобы они ценили это достояние, чтобы они благоговейно относились к тому наследию, которое им досталось от их предков. Вот это самая основная и самая важная задача.

Ну и, конечно, вторая и подобная ей — это воспитание гражданина своего Отечества, любящего свою Родину, свою традицию. Научить людей вере никто из педагогов сейчас не может. Это разные задачи, подходы к этому могут быть диаметрально противоположными. Один человек будет преподавать с предвзятым отношением к религии, предубеждением, и, конечно, он не сможет сделать человека верующим, посеять в сердце ребенка зерна веры. Другой человек может очень рьяно взяться за научение детей религии, будучи сам неофитом, не зная того, что такое вера, что такое Церковь, если говорить, в частности, о Православии.

Поэтому то, что предлагает Министерство образования, — некий базис, спокойный, уравновешивающий все подходы к преподаванию данного предмета, — на мой взгляд, убедительно. Если мы научим детей любить свою Родину, если мы научим детей уважать своих родителей, ценить и уважительно относится к тем, кто находится рядом с тобой, то я думаю, что это верный путь к тому, чтобы человек стал жить чище, светлее, а это, в свою очередь, даст человеку возможность задуматься и о жизни вечной, и о Боге, и открыть для себя те истины вечные, которые нужны. Поэтому я думаю, что у этого предмета есть будущее, и нам есть над чем поработать, и к этому совместному соработничеству мы всех призываем.

— Владыка, как Вы оцениваете результаты апробации предмета ОПК в нашей республике?

— Я очень благодарен и правительству республики, и министерству образования, и Высокопреосвященному владыке Иоанну в совокупности с духовенством, которые приложили много сил для того, чтобы апробация этого курса прошла успешно и спокойно. И плоды взаимного соработничества, я думаю, всем видны и очень похвальны.


Источник:      ОРОиК МП


Основы Православной культуры
Московский Патриархат

Публикация:
ОРОиК МП
20.09.2011

Также у этого автора:
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Выступление на пленарном заседании VI Образовательных чтений ЦФО «Нравственные ценности ― основа образования и воспитания»
29 сентября 2011 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма». Выступление на I Съезде учителей православной культуры Смоленщины
В докладе епископа Зарайского Меркурия на первом... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Нужно объединить наши усилия в деле просвещения»
(Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Только с верой жизнь обретает смысл». Интервью журналу «Православная беседа»
В журнале «Православная беседа» (№ 1, 2010. С. 18–25) опубликовано интервью с епископом Зарайским Меркурием: «Только с верой жизнь обретает смысл»... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий, В.М. Вальков: Стать украшением первопрестольного града
(Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Монастырь - остров спасения»
Интервью епископа Зарайского Меркурия интернет-изданию «Татьянин день»... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Нам очень дорог Форт Росс»
Интервью епископа Зарайского Меркурия Агентству религиозной информации «Благовест-инфо»... (Далее)
Епископ Зарайский Меркурий: «Историческая память поможет нам сохранить единство»
Интервью епископа Зарайского Меркурия журналу «Российская Федерация сегодня»... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011