На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Метлик Игорь Витальевич /Доктор педагогических наук, Зав. лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО
Метлик Игорь Витальевич
Доктор педагогических наук
Зав. лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО

Работы этого автора

Аннотация
В статье рассматриваются методологические аспекты развития воспитания школьников в современных социокультурных условиях Российской Федерации. Обосновано и представлено содержание ценностного ядра гражданского воспитания детей в общеобразовательной школе.
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Ценностное ядро гражданского воспитания школьников


В числе задач общественного воспитания детей в современной Российской Федерации важное место занимает задача воспитания сознательного и ответственного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, но ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе. Школа как институт воспитания и социализации может предоставить педагогические средства, технологии, методы воспитания гражданина, однако определение его ценностных основ происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры, морали. Любое воспитание должно опираться на определённые ценности, задающие его цели и содержание. В части гражданского воспитании их называют по-разному: общероссийские, базовые общенациональные или просто национальные (в понимании нации как гражданского сообщества, а не народа, этноса), фактически — общие гражданские ценности.

Под ценностью в философии понимается идеальный образ, в котором фиксируются значимые, долженствующие, желаемые для человека, группы людей свойства явления или предмета. Ценность — масштаб, критерий оценки, на основе которого оценивается действительность, выделяются и отбираются значимые, желаемые, долженствующие свойства. «Вопрос о ценностях — это вопрос о том, что мы делаем, к чему стремимся, как должны себя вести. Поэтому он ставится человеком и для человека; это вопрос о компасе, которым мы должны руководствоваться, отыскивая свой путь в жизни» [1, с. 326]. Цитата немецкого физика и философа актуализирует вопрос: каким образом должен быть выставлен тот коллективный «компас», по которому наше общество во всём многообразии составляющих его этнических, религиозных, идеологических групп с различными представлениями о жизни согласится отправить всех своих детей в школе в путь к высокому званию «гражданин России»?

Гражданское воспитание направлено на всех школьников вне зависимости от мировоззренческих, культурных, этнических, религиозных и любых иных особенностей и различий их семей. Фактически это обязательный, инвариантный компонент воспитания детей в школе. Поэтому на определение его ценностных основ оказывают влияние разные социальные группы, выражающие различные идеологии, мировоззренческие доктрины (философские, религиозные), политические и социальные концепции. Ценностные основы гражданского воспитания формулируют ученые разных областей знания, богословы, деятели культуры, политики, включая руководителей государства. Последнее вполне закономерно, поскольку гражданское воспитание является в определенном смысле «государственным заказом» школе. От его качества зависит правовая и политическая культура населения, социальная стабильность, отношение граждан к государству.

В 1999 г. В.В. Путин в статье «Россия на рубеже тысячелетий» [2] назвал ряд «исконных, традиционных ценностей россиян», которые «видятся вполне отчетливо»: патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность. Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. [3] озвучил такой перечень: справедливость; свобода (личная, предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, самостоятельность и независимость Российского государства); жизнь человека, его благосостояние и достоинство; межнациональный мир; единство разнообразных культур; защита малых народов; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм. Уточнив, что это «… очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». В 2011 г. «Свод российских ценностей» от лица ряда политиков и церковных деятелей предложил председатель Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: справедливость, свобода, солидарность, соборность, самоограничение и жертвенность, патриотизм, благо человека, любовь и верность, забота о младших и старших [4]. Были и другие подобные предложения.

Отметим, что уже три приведённых перечня различаются и по численности, и по составу. Не говоря уже о трактовках, понимании одних и тех же слов. Интересно, что Патриарх Кирилл сразу предложил скорректировать «Свод российских ценностей» [5]. Добавить — мир (межнациональный и межрелигиозный), трудолюбие, достоинство (человека, нации). Вместо «соборности» как «слишком христианского» и специфически церковного понятия включить «единство». То есть даже среди последователей одного мировоззрения по этому вопросу могут быть разные представления.

Ценностные основы гражданского воспитания должны быть результатом широкого и главное — свободного, добровольного согласия относительно понимания современной российской гражданственности. При этом за гражданским воспитанием детей в современном российском полимировоззренческом и поликультурном обществе не может (не должно) стоять определённое мировоззрение, конкретная идеология, как бы кому-то не хотелось упростить проблему и заявить такую «общенациональную» идеологию. Именно поэтому так максимально кратко формулируют российские гражданские ценности авторы приведённых цитат. Мы уже имели опыт жизни при одной обязательной идеологии, поэтому в Конституции появилась статья 13 о гарантии идеологического многообразия и запрете установления государственной или обязательной идеологии. В последний период СССР огромная энергия государственной машины идеологического воспитания всё больше «вылетала в трубу» по мере того как размывалось насильно достигнутое и поддерживаемое идейное единство общества. Поэтому не случайно, что в цитированной статье В.В. Путина его самый краткий перечень предваряет принципиальная оговорка о неэффективности силовых методов и государственной идеологии для укрепления гражданского согласия: «… мне не кажется удачным термин "государственная идеология", к созданию которой призывают иные политики, публицисты, ученые. Он вызывает вполне определенные ассоциации с недавним прошлым. Там, где есть государственная идеология… там, строго говоря, практически не остается места для интеллектуальной и духовной свободы, идейного плюрализма, свободы печати. А значит, и для политической свободы. Я против восстановления в России государственной, официальной идеологии в любой форме. В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным».

Коммунистическая доктрина в принципе отвергала самобытность народов, значимость религий, мировоззренческое, идеологическое, культурное многообразие как норму общественной жизни. В современной демократической Российской Федерации всё это признаётся и уважается законом и государством. Вопрос только в том, каким именно образом в этой ситуации должны формироваться ценностные основы воспитания российской гражданской идентичности — не посягая на существующие мировоззренческие, религиозные, этнические идентичности, но в согласии, в соответствии с ними.

Сделать это оказывается не просто. Самый вроде бы очевидный способ: «взять самое лучшее» от всех идентичностей. Но он неприемлем, поскольку заведомо уничижителен для представителя любого народа в России, любой религии, которые в таком случае оказываются как бы «неполноценными». Более обоснованным кажется «взять общее», вычленить ряд общих российских гражданских ценностей путём теоретического анализа, осмысления российской и мировой истории и культуры, общественного сознания. Но и здесь возникают препятствия объективного и субъективного порядка.

Кто и как будет определять это «общее» и структурировать его? Методология определения и формулирования «общего» с необходимостью оказывается обусловленной не только мировоззренческими предпочтениями автора (авторов), но и их личным жизненным опытом, знаниями, культурой. Мы видели, что даже единомышленники по мировоззренческим вопросам формулируют разные перечни. Но главная, объективная трудность заключается в том, что ценности в указанном философском понимании существуют не сами по себе, в отдельности, а только в определённом контексте, определённым образом установленной смысловой связи друг с другом. Иначе это не ценности, а просто слова с неопределённым, не строгим толкованием: добро, истина, красота, семья, природа и т. д. Чтобы набор таких слов стал набором ценностей необходим некоторый принцип, устанавливающий их взаимное соотношение и понимание — над всеми этими словами по отдельности. В мировоззрении конкретного типа эту роль выполняют высшие ценности, мировоззренческие и ценностные аксиомы (догматы, ведущие идеи), принимаемые без доказательств, на веру. В нашем случае принцип «наделения» набора слов качеством набора ценностей должен быть иным, но без такого принципа любое сочетание «хороших слов» можно поставить под сомнение.

Тем не менее, в русле именно такого подхода «взять общее» разрабатываются многие материалы, предназначенные для использования в сфере образования. Например, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6] базовыми национальными ценностями называются: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество (раздел 1.4). Тот же подход реализован в материалах Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования. В разделе 1.2. Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования, включенной в Примерную основную образовательную программу начального общего образования [7], со ссылкой на эту концепцию представлен подобный же, только более широкий перечень.

Уже было сказано о различиях даже кратких перечней. А при их детализации, расширении, спорных и сомнительных моментов возникает всё больше. Например, вряд ли религиозная часть россиян согласится с тем, чтобы ценность природы раскрывалась их детям в начальной школе, прежде всего, через понятие «эволюция», как это дано в указанной программе для начальной школы. И дело не только в различиях атеистического и теистического мировоззренческих типов, но и просто в любых предпочтениях авторов и ещё в неопределённости трактовок, поскольку и понятие «эволюция» можно подать в разной трактовке, в том числе в квазирелигиозном и даже креационистском ключе. В итоге необходимой определённости, строгости формулировок, обязательной для образовательного материала такого уровня и таких задач, достигнуть при подходе «взять общее», по нашему мнению — невозможно.

Решение лежит в иной плоскости. Подход «взять общее» может быть уместным в формате заявления политического или религиозного деятеля как публичное обозначение позиции, значимой для укрепления единства общества. Но он не годится для материалов, должных стандартизировать педагогическую практику, гражданское воспитание детей в школе как часть этой практики, как целенаправленный педагогический процесс, реализуемый во всём многообразии учебно-воспитательной деятельности — от разработки содержания и преподавания основных гуманитарных дисциплин до внешкольной воспитательной работы. Педагогическая практика требует, во-первых, большей детализации, конкретики. То, что уместно в политической или общественной декларации, недостаточно для программного воспитательного документа, тем более, образовательного стандарта. И, во-вторых, соблюдения требований научности, объективных и корректно обоснованных, понятных всем «пользователям» методологических оснований выборки и классификаций.

Конечно, в определённом смысле речь идёт о некоей формальности. Заявить один исчерпывающе точный перечень общих гражданских ценностей россиян строго «по науке» невозможно. Но и в этом случае лучше, если содержательные основы общего, обязательного для всех детей в нашей стране воспитания будут выводиться не из личного опыта даже уважаемых граждан, ученых, специалистов. По нашему мнению, единственным таким источником может служить законодательство Российской Федерации, прежде всего — Конституция и в ней глава 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Конституцию тоже писали конкретные люди, её текст отражает их личные предпочтения и жизненный опыт, особенности времени её создания. Но этот текст является легитимным и поэтому может быть содержательной основой любой социальной практики, направленной на всех граждан в нашей стране без различия их мировоззренческих и культурных особенностей. Такой социальной практикой и является общественное воспитание в своей инвариантной части — общегосударственное, общенациональное гражданское воспитание детей в общеобразовательной школе.

Опыт такого подхода к определению ценностных основ гражданского воспитания имеется в педагогической литературе. Так, М.Б. Зыков [8] перечисляет ценности, закрепленные в качестве общих для всех россиян в Конституции РФ. Автор даёт перечень последовательно по тексту Конституции: преамбулы, а затем всех глав и статей. Перечень получается очень большой. Целесообразно привести его к форме, более соответствующей формату материалов по стандартизации содержания образования и не заимствовать все формулировки подряд, а провести определённую их проработку со следующих позиций:

- объединения частных и дублирующих формулировок в целях сокращения перечня до адекватного объема;

- перекомпоновки, другой структуризации перечня: не последовательно по тексту Конституции (там реализована своя, юридическая логика), а по другому, более педагогически значимому признаку, например по условным уровням или линиям отношения человека к миру;

- коррекции перечня по ряду критериев. Так, имеется ряд норм Конституции (небольшое число), формулировки которых отражают влияние либеральной идеологии, доминировавшей в нашем обществе в начале 1990-х гг. (Конституция принималась в разгар либеральных рыночных реформ). Некоторые нормы давно «не работают», например, «самоопределение народов» (гарантия политического самоопределения народов в смысле этносов). Есть просто устаревшие (гарантия обязательного основного, до 9 класса, общего образования). Формулировки типа «ведение достойной жизни», «свободное человеческое развитие» и т. п. могут быть наполнены смыслом только в рамках конкретной мировоззренческой традиции, культуры. «Признание человека высшей ценностью» относится к деятельности государства: власть должна видеть в качестве приоритета в своей деятельности человека, людей, их права и свободы, жизнь и благополучие в сравнении с экономическими, политическими и любыми другими интересами и ценностями. Однако у нас эта фраза зачастую неверно понимается и трактуется как декларация философского антропоцентризма (гуманизма как философской идеологии) или индивидуалистического либерализма, что противоречит статьи 13 Конституции. «Участие в конкурентной борьбе», «поддержка конкурентной борьбы» — частные и узкие формулы даже в экономике, экономических отношениях, тем более они не могут быть расширены на все сферы жизни общества. Принцип «свободы совести» многими религиозными людьми воспринимается как «свобода от совести», адекватным смысловым аналогом может быть: свобода мировоззренческого самоопределения, выбора, в том числе выбора отношения к религии и религиозной принадлежности. Ключевая формулировка Конституции: «многонациональный народ Российской Федерации» сейчас всё более вступает в противоречие со ставшей более употребляемой терминологией, согласно которой нация трактуется как гражданско-политическое сообщество, соответственно народ — синоним этноса, этнического сообщества. Во многих государственных документах используется именно эта терминология: национальные проекты, национальные программы, имея в виду российские, общегосударственные.

Ниже представлены результаты выборки конституционных положений с учётом указанных позиций (условные названия уровней или содержательных линий гражданских ценностей выделены курсивом):

- человек (отношение к себе):

  1. Своя жизнь и здоровье.
  2. Личная свобода и неприкосновенность.
  3. Свобода мысли, убеждений, слова, вероисповедания.
  4. Достоинство личности.
  5. Честь и доброе имя.
  6. Вера в добро и справедливость.
  7. Трудолюбие.
  8. Родной язык.

- человек и семья:

  1. Родители, забота о них.
  2. Семья. 
  3. Дом, жилище.
  4. Отцовство и материнство.
  5. Свои дети, забота о них.
  6. Память предков.

- человек и природа:

  1. Сохранение природы, окружающей среды.
  2. Бережливость в использовании природных богатств.

- человек и другие люди в обществе:

  1. Жизнь любого человека.
  2. Свобода и личная неприкосновенность любого человека.
  3. Свобода мысли, слова, убеждений, вероисповедания любого человека.
  4. Достоинство личности любого человека.
  5. Честь и доброе имя любого человека.
  6. Неприкосновенность дома, жилища любого человека.
  7. Неприятие унижения человеческого достоинства людей, жестокости.
  8. Защита, поддержка нуждающихся в этом, пожилых, инвалидов.
  9. Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
  10. Неприкосновенность чужой собственности.

- человек и его народ, другие народы:

  1. Уважение Отечества, предков.
  2. Историческое и культурное наследие, его сохранение.
  3. Равноправие народов.
  4. Общая историческая судьба народов России.

- человек и Россия как страна, государство; сограждане:

  1. Благополучие и процветание России.
  2. Ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями.
  3. Любовь к Родине (малой родине, региону, Российской Федерации, исторической России).
  4. Защита Отечества.
  5. Воинская или альтернативная служба по закону для граждан.
  6. Власть народа в государстве, стране.
  7. Суверенная государственность России.
  8. Государственное единство Российской Федерации.
  9. Гражданский мир в обществе.
  10. Уважение Конституции, законов как выражения воли народа.
  11. Равенство граждан в правах доступа к государственной службе.
  12. Обязательность уплаты законных налогов, сборов.
  13. Равноправие всех граждан на всей территории Российской Федерации.
  14. Свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.
  15. Свобода передвижения, выбора места пребывания, жительства.
  16. Свобода творчества, не нарушающая прав и свобод других.
  17. Свобода информации, не нарушающая прав и свобод других.
  18. Обязательность общего среднего образования детей.
  19. Защита своих прав, интересов всеми законными способами.
  20. Равенство всех перед законом и судом.
  21. Свободное участие в правосудии по закону.
  22. Презумпция невиновности.
  23. Свободный доступ каждого человека к культурным ценностям.
  24. Свобода законной экономической деятельности.
  25. Признание всех видов законной собственности.
  26. Охрана труда людей.
  27. Достойная минимальная оплата труда любому работнику.
  28. Свобода общественных объединений граждан.
  29. Свобода мирных собраний, шествий.
  30. Идеологическое многообразие в обществе. Отсутствие обязательной или государственной идеологии.
  31. Светский характер государства: отделение религиозных объединений от государства, равенство их перед законом, отсутствие государственной или обязательной религии.
  32. Признание политического многообразия в обществе.

- человек и мировое сообщество, другие народы, страны, государства:

  1. Свободный выезд за пределы РФ и возвращение обратно.
  2. Российский народ — часть мирового сообщества.

Как видно, это не иерархия, не система ценностей, характерная для целостной картины мира, мировоззрения, идеологии определённого типа (религиозного или нерелигиозного). Это совокупность ценностей, которая в данном перечне структурирована по содержательным линиям: отношения человека к себе, семье, природе, другим людям и т. д. примерно в логике развития личности, процесса социализации. Логическая взаимосвязь и понятийное взаимоотношение ценностей здесь обеспечиваются не высшей ценностью (таковой нет), а суммой всего законодательства Российской Федерации, где каждое из перечисленных понятий так или иначе конкретизируется, раскрывается с учётом других в федеральных законах, других федеральных нормативных актах, документах. Таким образом, здесь это не просто слова, фразы. Они «привязаны» к конкретному базовому тексту — Основному закону Российской Федерации и в целом корпусу законодательства, которое всё основано на Конституции, что даёт возможность трактовки, объяснения содержания каждого из выделенных понятий как ценности.

Эти ценности представляют собой общенациональные, основные российские гражданские ценности. Они были приняты вместе с Конституцией всенародным голосованием (референдумом) и потому они являются легитимными в качестве основы всеобщего, обязательного общественного воспитания в стране. Воспитание детей на основе этой совокупности ценностей должно обеспечивать социальное, гражданское единство, сотрудничество людей в конкретном — российском обществе, в конкретном государстве — Российской Федерации, в конкретный же современный исторический период.

Гражданские ценности не составляют определенного мировоззрения, духовно-нравственной традиции. Они не задают ценностные основания жизни, развития и самореализации человека во всей полноте, это не смысложизненные ценности. Смысл жизни человека, смысл истории народа, человечества и другие подобные мировоззренческие вопросы они не затрагивают. От гражданского воспитания и нельзя требовать этого. Оно должно задавать общие нормы межличностных и социальных отношений, отношений человека к согражданам, основным социальным институтам, обществу, государству, обеспечивающих конструктивное взаимопонимание и сотрудничество представителей разных народов, религий, идеологий в современном российском обществе. Например, о семье — только те нормы, которые наиболее значимы для существования, безопасности не только данной конкретной семьи, но и окружающих, других семей вне зависимости от их мировоззренческой и культурной идентификации, для общества в целом, государства. Поэтому они и закрепляются в праве, законом.

Совокупность гражданских ценностей в обществе и государстве определяется как глобально-историческими процессами, так и в значительной мере историей и культурой данного общества. В ней есть относительно устойчивое ядро (приведённый перечень — ценностное ядро гражданского воспитания школьников в современной России) и ценности, разделяемые меньшим числом людей, граждан в обществе. Например: целомудрие или соборность, что можно выделить как ценности русской православной культуры, но спорные или неприемлемые для атеистов. Или толерантность, демократия в их либеральной трактовке — ценности для многих, но не принимаемые также многими другими гражданами России среди религиозных людей, сторонников монархического типа государственного правления или коммунистов. Состав гражданских ценностей может меняться с изменениями общества, общественного сознания (как правило, эволюционно, кроме периодов революционных потрясений, социальных переворотов). Так, сейчас произошло очевидное вытеснение на периферию общественного сознания ряда либеральных ценностей, более авторитетных в 1980-е годы, с другой стороны — восстановление, например, позиции патриотизма как общезначимой гражданской ценности.

Гражданское воспитание детей в школе как будущих членов нашего общества, граждан России, составляет основную по масштабу воспитательную задачу и практику в средней школе. Поэтому столь важно иметь корректные трактовки гражданских ценностей в законодательстве. Например, сейчас у нас нет полноценного определения в законодательстве семьи. Это просто группа индивидов, она не определена как особая человеческая и социокультурная общность, обеспечивающая человеческое воспроизводство народа, общества. Определение семьи фактически как домохозяйства (в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», а в Семейном кодексе определения семьи вообще нет) отрицательно сказывается на возможностях воспитания у детей и молодёжи семейных ценностей, в том числе деятельности школы по формированию этого компонента российской гражданской идентичности.

Представленное в статье ценностное ядро гражданского воспитания школьников может показаться удалённым от конкретных, «живых» традиций, от культуры и ценностей русского и других народов России, слишком абстрактным и «законническим». Однако это не так. Все общие гражданские ценности транслируются и осваиваются не только в общероссийском контексте, но и на материале региона, города, деревни, школы, приобретая конкретное социокультурное наполнение. Кроме того, в российской школе развивается духовно-нравственное воспитание (проблема соотношения общего гражданского и вариативного духовно-нравственного воспитания в школе требует отдельного рассмотрения)  на основе нравственных ценностей традиционных российских религий, которое, при своей правильной организации, способно вносить существенный вклад в воспитание гражданского самосознания школьников и одновременно обогащать гражданское воспитание бесценным духовным опытом народов России.

 

Литература

 

Гейзенберг Ф. Философия и физика. — М., 1984.

Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий. // НГ 30.12.1999.

Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года.

В Церкви разработали Свод вечных российских ценностей. / Интерфакс-Религия 25.01.2011.

Патриарх Кирилл предложил внести понятие «мир» в Свод вечных российских ценностей, недавно предложенный Церковью. / Интерфакс-религия 08.02.2011.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Зыков М.Б. Конституция Российской Федерации и воспитание школьников // Воспитание школьников. — 2004. — № 10. — С. 14–19.


Источник:      Воспитание школьников, 2011 г., №8


Духовно-нравственное воспитание
Основы Православной культуры

Публикация:
Воспитание школьников, 2011 г., №8
стр. 3
17.11.2011

Также у этого автора:
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011