На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Чаплин Всеволод /Протоиерей, Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества
Чаплин Всеволод
Протоиерей
Председатель Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества

Работы этого автора

Аннотация
Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в выпуске «НГ-Религии» от 3.11.2010 г.
Также по этой теме:
Метлик И.В.: Ценностное ядро гражданского воспитания школьников
В статье рассматриваются методологические аспекты развития воспитания школьников в современных социокультурных условиях Российской Федерации. Обосновано и представлено содержание ценностного ядра гражданского... (Далее)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Выступление на пленарном заседании VI Образовательных чтений ЦФО «Нравственные ценности ― основа образования и воспитания»
29 сентября 2011 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной... (Далее)
Епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий: Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Интервью радиостанции «Благовест»
19 сентября 2011 года перед началом заседания Межведомственного координационного совета по апробации курса «Основы религиозных... (Далее)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Более всего я благодарю Бога за вас…». Слово на церемонии закрытия III Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. ВИДЕО
5 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил... (Далее)
С.В. Медведева: «Национальное духовное возрождение строится на возвращении вечных ценностей». Выступление на XIV Всемирном Русском народном соборе
Выступление С.В. Медведевой на XIV Всемирном Русском народном соборе 25 мая 2010 года... (Далее)
Все публикации по теме...

Не все пути ведут к Богу


Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в выпуске «НГ-Религии» от 3.11.2010 г.


Продолжается обсуждение первых итогов эксперимента по введению в школах «Основ религиозных культур и светской этики». Никаких достоверных данных о том, что этот многомодульный предмет породил религиозные или этнические конфликты, из регионов не поступает. То есть опасения, что православные, мусульмане и атеисты пойдут стенка на стенку, не подтверждаются. Фанаты ЦСКА и «Спартака» в школах дерутся, буддисты с иудеями — нет.

Однако нас продолжают пугать разделением школьников. И обычно те, кто пугает, опять подводят к уже не раз озвученному выводу: выбор между четырьмя «религиозными» модулями, основами мировых религий и светской этикой не нужен. Нужен общий курс, рассказывающий понемногу обо всех религиях, но объединенный неким общим знаменателем — ненавязчивым разговором о том, что все религии суть одно. И все они равно истинны или равно обманчивы. Чтобы, дескать, «не разжигать». И объединять вокруг главной общечеловеческой ценности — сытой и беспроблемной жизни.

Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян прямо так и сказал: «Модули разные, а Бог-то один, к этому надо подводить уроки религии в школе». Заслуженный учитель Евгений Ямбург выразился моднее академика, позаимствовав у ученика термин «разные провайдеры». И заявил об опасности подачи в школе религии как средства поиска идентичности и различения «свой — чужой».

Уважаемый историк и не менее уважаемый педагог имеют полное право на свое мнение. Которое, кстати, в 60-80-е годы прошлого века доминировало в западных элитах. Тогда многие вообще верили в скорое объединение всех религий вокруг утилитарных ценностей. Однако тогдашние мечты потерпели крах. Ни экуменический проект, обещавший «видимое единство» христиан в ХХ веке, ни различные «парламенты религий» не достигли успеха и выдохлись.

Кто-то может считать иначе. Но предлагать эту идейную установку в школах как обязательную –— значит нарушать права человека. В том числе право верующих родителей на то, чтобы образование их детей соответствовало их мировоззрению. Все прекрасно знают, что Православие и ислам — две наиболее распространенные в России религии — не считают, что к Богу ведут все пути. Один ведет, а остальные уводят. О Боге можно мыслить правильно, а можно неверно. Православные и мусульмане верят, что Бог открыл им Себя именно таким, каков Он есть на самом деле. И то, что последователи двух религий представляют Бога по-разному, не помешало им научиться жить в мире и одновременно не заставило их прийти к единому мнению.

Для верующего человека главное — не «идентичность», не поиск врагов и даже не бесконфликтное бытоустройство, а достижение вечной жизни, которую он связывает именно с единственной, истинной для него верой. Вот почему учение о том, что все религии ведут к одному Богу, а перегородки между ними не доходят до неба, для большинства верующих не является нейтральным. Оно — лишь одно из конкурирующих мировоззрений. А значит, стать в школе «общим знаменателем» не может, как не может и навязываться в качестве обязательного.

Кстати, «общий курс» — «Христианство, религия и философия» — в 1997 году пытались ввести в Норвегии. Атеисты подали в Страсбургский суд и выиграли дело. Для них христианства в курсе было слишком много. Многие же христиане были недовольны присутствием в курсе идей, несовместимых с их верой. Еще раз подтвердилась жизненность практики, к которой Европа пришла через нелегкий многовековой опыт: в обществе, где есть люди разных мировоззрений, школа должна предоставить пространство для каждого из них. Конфликтность порождается именно попыткой установить монополию — религиозную или секуляристскую.

А минимум знаний о разных религиях нужен. И для этого вполне подходят курсы истории и обществознания. Которые не помешают юному человеку считать, что только его религия истинна, а остальные ложны. Или что все они ведут к некому «богу», который вроде бы есть у тебя в душе, но обычно спит или, по крайней мере, дремлет, все тебе прощая и ничего от тебя не требуя.



Источник:      НГ-Религии


Основы Православной культуры
Личная позиция

Публикация:
НГ-Религии
4.11.2010

Также у этого автора:
Протоиерей Всеволод Чаплин: Богословское видение прав человека, политические традиции и реалии
9-11 декабря 2011 года в Евангелической академии Бад Болля (Германия) состоялась международная конференция «Христианское понимание прав человека: сложные вопросы», организованная... (Далее)
Протоиерей Всеволод Чаплин: Выступление на встрече членов Общественной палаты РФ с Президентом России
20 января 2011 года в подмосковной резиденции Президента России «Горки-9» прошла встреча главы российского государства с членами Общественной палаты РФ. На встрече выступил... (Далее)
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Православие напоминает людям, что жить достойно важнее, чем жить богато»: к дискуссии с В. Познером
Статья Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, опубликованная в «НГ-Религии» 1 сентября... (Далее)
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Кто войдёт в Царствие Небесное?». Выступление в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов
29 декабря 2009 года протоиерей Всеволод Чаплин выступил в Политехническом музее в рамках программы Православных молодёжных... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011