На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

Часть II.
Учение глинских старцев о спасении

 

5. О страхе Божием

Святые апостолы в основу спасения человека ставили страх Божий: «Со страхом жития вашего время жительствуйте (1 Петр. 1,17)».

К стяжанию этого великого спасительного дара призывали и Глинские старцы.

Страх Божий, по мысли отца Илиодора (Голованицкого), может удерживать душу от многих греховных поползновений. Проникнув в сердце человеческое, страх Божий пробуждает его от сна греховного, наставляет на путь нравственного совершенствования, вселяет в него стремление жить по заповедям Господним, дабы избежать вечных мук и приобрести спасение. Исходя из этого, монахине, спрашивавшей, как помочь сестре, уклонившейся от спасительного пути, о. Илиодор отвечает: «Напоминай... ей о Страшном суде Божием, о воздаянии праведным и наказании за грехи тех, кои не хранят заповедей Божиих и не слушают Слова Божия, указывающего истинный путь»211.

Иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: “Где обитает страх Божий, там всякая душевная чистота, оттуда бежит всякий порок и всякое преступление”212.

«Страх Божий, — наставляет схиархимандрит Серафим (Романцов), — выжжет всю самонадеянность, гордость, смирит и сделает трепещущим словес Божиих. Потому Господь и говорит: “На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих”213.

По мысли отца Иоанна (Маслова), путь усвоения человеком дара страха Божия должен состоять в том, чтобы человек постоянно осознавал свою греховность перед Богом и стремился бы к исполнению Его святой воли. Причем, «на низшей ступени развития добродетель страха Божия основывается на осознании неотвратимости праведного суда Божия, на чувстве страха, боязни будущих вечных страданий за грехи. Далее рабский страх человека перед Богом и его праведным Судом постепенно преобразуется в возвышенное чувство благоговения пред Ним, в чувство искреннего и сердечного беспрекословного влечения к Богу. В такой душе уже не боязнь наказаний заставляет человека уклоняться от греха, но желание быть в единении с Богом. Так человек переходит на высшую ступень добродетели страха Божия — сыновнего страха. <...> Но и на этой ступени христианин не должен останавливаться. Сыновний страх пред Богом по мере духовного преуспеяния должен перерасти в любовь к Богу и ближнему, ибо только «страх Господень... на стезях любления поставляет» (Сир. 1, 13). Таким образом, духовное совершенствование человека и утверждение его в добродетели страха Божия составляют единый и неразрывный процесс, единый путь шествования к Богу.214 Каждый христианин может тогда только удержаться на высоте нравственного совершенства, когда он будет постоянно иметь в себе страх Божий, без которого теряет свою духовность, отходит от своего Творца, становится плотяным. Так, старец Илиодор, объясняя одной инокине причину ее охлаждения к монашеской жизни, пишет, что она «не согрела духа своего в любовь Божию и не стяжала смертной памяти, о которой сказано: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь»215.

Схиархимандрит Иоанн указывает средства приобретения и усвоения дара страха Божия. Прежде всего, “страху Божию благодать научает”216.

Страх Божий рождается от размышления о свойствах Божиих, Его всемогуществе, вездеприсутствии, всеведении, величии.

Утверждается в сердце человека страх Божий познанием правды Божией, воздающей каждому по делам его, и от размышлений о страшных карах Божиих, постигших грешников.217

По мысли отца Иоанна, особенно сильным и благодатным средством стяжания страха Господня является слышание Слова Божия, поскольку от этого рождается истинная вера в Бога; приобретается страх Божий и другими благодатными средствами, например, молитвой, постом, покаянием, причащением святых Христовых Таин.218

Далее отец Иоанн рассматривает спасительные свойства страха Божия. Страх Божий — сильнейшее оружие в борьбе с грехом. «Страх Божий, как страж, хранит душу от зла и научает добру», «страх Божий очищает от грехов»219.

Удерживая человека от греха, страх Божий научает человека добродетельной жизни. “Страх Божий более всего способствует покаянию”220.

Иными словами, «Страх Божий есть начало спасения, потому что, проникнув в сердце человеческое, он пробуждает его от сна греховного, наставляет его на путь обращения, вселяет в него стремление очиститься от страстей и жить по заповедям Господним, дабы избежать вечных мук и приобрести спасение»221.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог