На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

Часть II.
Учение глинских старцев о спасении

 

4. О молитве

В деле спасения и духовного совершенствования особое место занимает молитва. Игумен Иассон учит: «Молитва для всякого человека есть источник жизни, без нее человек не может привлечь к себе благоволение Божие и иметь успех в своих трудах и духовных подвигах»146.

Согласно с учением святых отцов, молитва является Божественной заповедью. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) так объясняет это положение. «Еще в Ветхом Завете Бог взывал к человеку: «Призови мя в день скорби твоея» (Пс. 49,15)».

Пришедший на землю воплотившийся Единородный Сын Божий подтвердил эту ветхозаветную заповедь, дав надежду на исполнение просимого всякому молящемуся: «Просите, и дастся вам: ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7)147.

По мысли отца Иоанна, Бог ведает нужды всех своих творений и не нуждается в молитвах людей, но молитва прежде всего нужна самому человеку и является для него величайшим благом. Ведь «только через молитву могут люди, существа тварные и ограниченные, общаться с Богом — всемогущим Создателем мира»148.

Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), разъясняя, почему молитва — дело великой Божией благости, пишет: «Ничего нет отраднее для души, обуреваемой страстями, как изливать благодарные свои чувства пред Творцом Всяческих. В душе отрада есть великое благо. И та душа только чувствует в себе оную, которая, из пламенной любви к Богу, усердно молится Ему”149.

По образному выражению отца Иоанна, молитва является насущной потребностью человеческого духа, молитва — это пища души. В своем письме старец указывает: “Только молитвой можно напитать свою душу”150. Молитва не только укрепляет, но и освящает все духовные силы человека. Старец приводит слова преп. Нила Синайского: «Как хлеб служит пищею телу, так духовная молитва есть пища ума»151.

Отец Иоанн пишет, что молитва есть беседа с Богом,152 и раскрывает великую силу молитвы: «Нет большего утешения для христианина, как ощущать близость Небесного Отца и беседовать с Ним в своей молитве. В молитве христианин раскрывает всю свою душу пред Богом: благодарит Его за все, что Он дает ему, прославляет Его благословенное имя и воздыхает к Нему, прося Его помощи в своих нуждах и печалях. Присутствуя в храме Божием за богослужением, христианин сердцем ощущает Его присутствие, согласно Его обещанию: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 20).

Молитва имеет великую силу: она вливает в нас новую духовную жизнь, утешает в скорбях, поддерживает и подкрепляет в унынии и отчаянии. Когда верующий человек раскрывает свое сердце в молитве пред Богом и изольет пред Ним все, что его тревожит и беспокоит, и в эту молитву вложит всю свою веру в то, что Бог слышит каждый вздох нашей души, что Он всемогущ и любвеобилен—какой мир и тишина водворяются в такой душе, и из глубины ее хочется сказать: “Да будет во всем, Господи, воля твоя”. Как утешительна такая молитва»153.

По мысли отца Иоанна, с пришествием Христа на землю молитва приобрела новый смысл, значение и силу. Ради Его высочайших заслуг Бог Отец подает блага всем просящим у Него. В своем письме батюшка писал: «С Богом уже здесь, на земле, жить легко... Вот и Вы в своей семье старайтесь молиться и за деток, и за родных, живых и умерших, и Господь поможет и им, и Вас утешит»154.

И поистине, когда Дух Святой, благой Утешитель, коснется человеческого сердца, тогда от него восходит к престолу Всевышнего истинная молитва155. Отец Иоанн указывает на естественные причины, побуждающие к молитве каждого верующего человека. Это болезни, скорби, всевозможные нужды и искушения. “Молитва нужна христианину, так как ею он испрашивает все необходимое у Бога”156.

Приводя слова святителя Иоанна Златоуста: «Молитва есть занятие для человека, общее с Ангелами, ею мы вступаем в их общество, делаемся соучастниками их жизни, достоинства, благородства и разумения»157, отец Иоанн заключает: «Совершенная молитва в своем идеальном проявлении подобна ангельской. Чтобы достичь такой молитвенной высоты, христианин должен приложить к этому все силы души». Далее старец дает определение: "Молитва есть всецелое обращение ума и сердца человека к Богу»158.

По мысли отца Иоанна, молитва является важнейшим средством спасения человека, ибо через нее христианин не только приходит к Богу, но и навечно соединяется с Ним159. Христианин посредством молитвы получает возможность опытно познать радость общения души с горним миром, радость новой благодатной жизни во Христе. В своих письмах старец призывает и уверяет: «Бодрствуй и молись — и эти две добродетели принесут тебе большую радость, и притом не земную, а небесную»160.

Батюшка учил, что молитва — это путь к Богу, она просвещает душу молящегося, а ум озаряет истиной боговедения. Все существо христианина, освященное Божественной благодатью, «приобретает духовную цельность, собранность, спасительную устремленность к вечной жизни»161.

Молитва является сильным оружием в борьбе христианина с духами злобы.

Молитва, произносимая со смирением сердца, по мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), дает человеку распознать все искушения, наносимые диаволом, и помогает молящемуся одержать победу над этими искушениями.162 Старец учил, что молитва «носит в себе духовную силу, которая разрушает все козни врага.»163 Также и схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) объяснял, что молитва “приводит ум в состояние противиться страстям и отгоняет от души врагов”164. Он призывал: “Прогони врага усердной молитвой”165.

Схиархимандрит Иоанн учил, что “силой молитвы христианин легко врачует свои духовные язвы” и что “молитва необходима для сокрушения греха, который делает человека духовно мертвым”166.

Иеродиакон Серапион также писал, что “молитва, истекающая из глубины сердца, есть пластырь, врачующий язвы греховные, и орудие, которым побеждаются враги плотские и бесплотные”167.

По мысли отца Иоанна, совершенно невозможно дать исчерпывающий ответ о значении молитвы в деле созидания в душе человека Царства Небесного168. Но она всегда является показателем уровня духовной жизни христианина. Если у него есть желание молиться, значит, есть и стремление к жизни святой, а если нет, то нет и стремления к нравственному обновлению.

Вот почему в своих наставлениях, письмах, проповедях отец Иоанн так часто говорил о пагубных последствиях нерадения о молитве. «Мы забываем о повседневной молитвенной пище для души. А это, в свою очередь, делает нас неспособными к восприятию Божественной истины»169.

Согласно учению святых отцов, отец Иоанн предупреждал свою паству о том, что «сердце наше никогда праздным быть не может. Если только мы его не заполним молитвой и добрыми делами, то диавол заполнит его своими скверными мыслями и пожеланиями, от которых душа наша станет не храмом Духа Святого, а вертепом разбойников»170.

В своих письмах он учит: «Самое опасное для нас — беспечность и нерадение, которые убивают душу и не дают ей вознестись горе к Престолу Всевышнего. Поэтому мы и не получаем той духовной пищи, которая дается только посредством молитвенного общения с Богом. Ведь сказано: «Несть мира в костех моих от лица грех моих». Вот отсюда происходят все нестроения и тяжести, духовные и телесные. Исходя из этого, нам всем надо прежде всего усугубить молитвенный подвиг, и тогда мы сможем ощутить в душе мир Христов, а это, в свою очередь, будет способствовать облегчению всех трудностей, скорбей и печалей». В другом письме батюшка призывает: «Будем почаще прибегать к молитвенному общению со Спасителем и Его Пречистой Матерью»171.

Схиархимандрит Серафим (Романцов) учит: “Если мы будем относиться к великому молитвенному деланию нерадиво и без страха Божия, то такое делание находится в опасном положении, оно  не на правильном пути”172.

Старец учил, что нужно знать, в чем заключается богоугодная молитва и каковы ее признаки. По мысли отца Иоанна, истинная молитва может и не иметь своего внешнего проявления. Главное — «должно быть живое ощущение присутствия Божия и глубокое сердечное чувство, потому что Бог смотрит на сердце человека»173.

В одном из писем старец писал: «Господь часто и один вздох молитвенный принимает вместо великих подвигов»174. Истинная молитва всегда сопровождается чувством глубочайшего смирения и благоговения пред Богом.

В своем письме отец Иоанн пишет, что только смирение и молитва позволяют человеку освободиться от тиранства диавола и распознать его злой умысел. «Дай Бог, чтобы Христово смирение и молитва постоянно пребывали в нашем сердце, только в таком состоянии мы будем способны распознать внушения злого духа и подвизаться против него»175.

По мысли отца Иоанна, в глубине своего духа молящийся обязан чувствовать свою ничтожность, у него не должно быть ни тени самомнения, иначе все молитвенные занятия бесполезны, тщетны.176 Старец делает вывод: “Молитва без смирения невозможна”177.

Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) учит: «Молитва поставится в грех, если она не будет соответствовать духу смиренномудрия»178.

Отец Иоанн учит, что начинать молитву надо с прославления Творца и благодарности Ему. Поблагодарив Бога, человек может просить о всем, что служит к его душевной и телесной пользе. По мнению отца Иоанна, «не должны быть чужды сердцу молящегося просьбы о телесном здравии, об одежде, пище, покое и прочих житейских благах»179. Но молитвы о материальных благах не всегда исполняются Богом, потому что люди очень часто просят бесполезное и даже душевредное для них. Наиболее совершенной и богоугодной отец Иоанн считал молитву, которая возносится за врагов. В своих письмах он писал: «С нашей стороны, мы должны молиться о ненавидящих нас и стараться всегда покрывать всех любовью»180.

Вот одно из его наставлений: «Надо всегда молиться за тех, кто о нас что-то плохое скажет, поругает».

Как же научиться истинной и богоугодной молитве?

По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), учиться великому искусству молитвы должен каждый христианин. “Подобно тому, как при обучении земным наукам люди посещают школы, так и христианин, чтобы научиться молитве, этой духовной науке, обязан усердно посещать Храм Божий... Благоговейное стояние в храме, внимание ко всему тому, что в нем поется и читается, порождает в душе христианина истинную молитву. Стяжание истинной молитвы в своем сердце требует от христианина большого труда и настойчивости”181.

Старец учил, что не нужно ждать расположения к молитве, а всегда понуждать себя к ней. Молитвенный подвиг связан с напряжением всех сил человека, поэтому отец Иоанн призывает: “В молитве будьте терпеливы и ревностны”182.

В слове перед исповедью старец говорил: «Мы ленимся молиться, а если и молимся, то рассеянно, без надлежащего внимания и часто даже не отдаем себе отчета, пред Кем мы стоим и к Кому обращаемся. Ведь Ангелы предстоят пред Богом со страхом и трепетом, а мы относимся к этому великому делу — беседе с Богом — легкомысленно: устами читаем или слушаем молитву, в то время как ум наш блуждает неизвестно где.

Такая молитва неугодна Богу. Она только оскорбляет Его. Господь приемлет молитву такую, которая исходит из чистого сердца и нерассеянного ума. Поэтому христианин должен употреблять все свои усилия на то, чтобы во время молитвенного правила не дать уму и сердцу рассеиваться и удаляться от Бога, чтобы быть сосредоточенным и устремленным к Небу»183.

По мысли отца Иоанна первостепенными средствами, помогающими стяжать нерассеянную молитву, являются размышления о вездесущии Божием, о Страшном суде, а также испытание молящимся своей совести, поскольку всякий грех, не очищенный покаянием, делает молитву бесплодной. “Молитва бесплодна, если человек не кается”184.

Таким образом, занятие молитвой требует особой внутренней собранности и трезвенности. Нужно, чтобы “словам молитвы внимали и ум, и сердце... Иногда разнообразные мысли, чувства и впечатления настолько тревожат душу, что она бывает совершенно неспособна к молитве. Исходя из этого, каждому христианину в своих молитвенных занятиях надо приучиться собирать свои мысли воедино”185.

В “Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского” отец Иоанн выделяет главные и необходимые условия молитвы. “Главные условия молитвы — ни на кого не гневаться и примириться со всеми”186. “Необходимое условие молитвы — познание своей бедности и упование на милость Божию”187.

Отец Иоанн учил, что по своей духовной сущности молитва - как возношение ума и сердца человека к Богу – предоставляет христианину возможность для постоянного упражнения в ней. Молиться можно всегда и везде: в пути, в часы работы и отдыха, во время бесед и принятия пищи, в уединении и многолюдстве, стоя, сидя, лежа. Для  того, чтобы приобрести постоянную молитвенную настроенность, отец Иоанн советует как можно чаще повторять такие краткие молитвословия, как: “Господи, помилуй”, “Господи, помоги”, “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”188.

Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) учит, что молитва должна быть постоянно на устах и в уме христианина. «Совершать правило молитвенное необходимо должно во всякое время, ибо сказано: «Беспрестанно молитеся»189.

О непрестанной молитве игумен Иассон говорит: «Блажен ум и благословенно сердце, день и ночь дышащие сладчайшими именами Господа Иисуса и Богородицы Марии, животворящиеся ими, как миром благовонным, и облагоухаемые от греховной скверны»190.

Схиархимандрит Серафим (Романцов) писал: «Молитесь, и Господь не оставит тех, кто вопиет Ему день и нощь о своем спасении»191.

«Молитва нам необходима, — говорит схиархимадрит Иоанн (Маслов), — но молимся ли мы постоянно?» О непрестанной молитве отец Иоанн написал отдельный раздел в своих лекциях по Пастырскому богословию. По мысли отца Иоанна, мы «должны следовать заповеди Спасителя, сказавшего: «Непрестанно молитесь». И если кто станет утверждать, что непрестанная молитва есть дело отшельников и подвижников, то в ответ можно привести слова преосвященного Илиодора: «Это то же, если бы кто спрашивал: возможно ли непрестанное дыхание? Молитва есть дыхание души. Следовательно, непрестанная молитва не только возможна, но и необходима»192.

Что же требуется для стяжания непрестанной молитвы? Кроме внимания, по учению отца Иоанна, необходимо еще смирение и сокрушение сердца, а также покаяние.193 Отсутствие этих элементов истинной молитвы есть признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия.194

Батюшка говорил своим духовным чадам: «Чтобы не ушла молитва — укоряй себя: «Все как Ангелы. Я хуже всех». Но при всем этом, главное — помнить, что «истинная и богоугодная молитва — дар Божественной благодати. Поэтому тот, кто желает приобрести эту добродетель, не должен надеяться на свои силы, но просить Господа о ниспослании ему этого дара»195.

Отец Иоанн давал конкретные указания о прохождении молитвенного подвига. Они были строго индивидуальными, но можно выделить и некоторые общие черты. Так, в «Слове перед исповедью» отец Иоанн учит всех: «Да будет отныне у нас усердное и неослабное попечение о своей душе: она у нас одна, и время жизни одно. Пока еще не постиг нас час смертный и суд, будем непрестанно воздыхать из глубины сердец наших, как смиренный мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному»196.

Глинские старцы — делатели умной молитвы Иисусовой — достигли в ней высокого преуспеяния и оставили свои наставления об этом спасительном подвиге.

Игумен Филарет учит: “Понуждай себя к непрестанной молитве Иисусовой: ею прогоняются вражеские помыслы”197.

Схиархимандрит Серафим (Романцов) наставляет: «Советую приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся как можно чаще повторять великие святые слова: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешную”. Имея при этом полное смирение и сокрушение в своих грехах, считая себя ниже и хуже всех, и тогда ты восчувствуешь такую радость на душе, что и описать невозможно. Тебе и болезнь будет казаться уже более выносимой и посильной, и свет Божественной благодати озарит твою душу. И в таком блаженном состоянии ты будешь рада пребывать всю свою жизнь, хотя и многоболезненную и трудную, так как твоя душа соединится с вечным сладчайшим Богом здесь, и в будущей жизни такое блаженное состояние перейдет с тобою в вечность. Терпи, смиряйся о Господе <...>

В умном делании Иисусовой молитвы скрыты тайны Царствия Божия, и эти тайны открываются постепенно только тому, кто находится в непрестанном покаянии <...> Иисусова молитва, как дыхание, необходима всегда»198.

О силе Иисусовой молитвы старец Илиодор писал: «Облекшись в ризу крепости духа и в броню всеоружия Христова на победу врага, мы вместе с тем получили от Бога и силу — противиться ему всегдашним призыванием имени Иисуса в сердце своем»199.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит: «Иисусова молитва, подобно молнии, озаряет и удаляет из души все мрачное и греховное. Но в ней не следует искать услаждения или успокоения. Она является оружием, поражающим невидимые полчища злых духов, а употребляющий это оружие должен поступать так, как воин во время обычной войны, т. е. когда рвутся около него снаряды и смерть грозит ему со всех сторон, то он в это время не думает о спокойствии или сухости, а только бодрствует и стреляет, и тем сам поражает своих врагов. Так должен и христианин в смирении и самоукорении совершать это дело»200.

Старец учил, что Иисусова молитва очень помогает людям, находящимся в болезненном состоянии. Но при этом предупреждал: «Теплотой молитвы, покоем не обнадеживайся. От этого может фантазия, прелесть выйти». «Занимающийся молитвой Иисусовой не должен доверять снам и всякого рода видениям», — предостерегает отец Иоанн.201

По мысли схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), молитва, как и всякий подвиг, должна совершаться по благословению. “Келейное правило, назначенное от духовника или старца, считается выше, чем налагаемое по своей воле, ибо первое ограждено благословением и молитвою того, кто оное определяет, а последнее ничем”202.

Схиархимандрит Иоанн о молитвенном правиле пишет, что без него человек подобен птице без крыльев.203 «Получил Ваше письмо, в котором Вы спрашиваете благословения на молитвенный подвиг за возлюбленную нашу сестру во Христе мать С. Тот подвиг, который Вы хотите взять на себя, очень труден, и Вы можете подорвать и так уж слабое Ваше здоровье. Конечно, молиться о ней надо, но Господь часто и один вздох молитвенный принимает вместо великих подвигов. Вот и Вы, мать, обет не давайте перед Богом делать то или другое, потому что часто мы его не можем исполнить, а от этого будет тяготиться душа, а лучше всего молитесь за нее на всех Ваших молитвенных правилах, а особенно тогда поминайте ее душу, когда приходит слезная молитва. Вот в этот момент и скажите Боженьке, чтобы Он Сам ее вразумил и наставил на путь истинный. Ведь у Бога все готово. Он может мгновенно Своей благодатью переродить человека и подать такой обильный источник слез, что после этого человек больше никогда не пожелает оскорбить Его своими грехами»204.

В то же время отец Иоанн дает убедительное наставление о взаимной молитве. В письме к своим чадам он учит: «Взаимная молитва не имеет никаких преград. Она всегда объединяла и будет объединять последователей Христовых в один прочный союз духовной жизни»205.

Особое внимание уделяет отец Иоанн молитве пастыря. «Благодаря молитве устанавливается незримая, но реальная связь пастыря с народом. Сердце пастыря согревается любовью к пастве, когда он горячо молится о ней. Молитва — это путь к Богу. С молитвы надо начинать подготовку к службе Божией, молитвой ее продолжать и завершать. Высокая молитвенность пастыря является основой его внутренней жизни. Обращаясь сердцем и разумом к Богу, истинный пастырь питает в себе дух молитвы: каждое благоговейное слово обращения к Богу есть молитва — или прошение, или благодарение, или славословие. Имея всегда в мыслях Бога, он не может не молиться»206.

Глинские старцы предупреждали, что молитве препятствуют грехи, страсти человека. Прежде чем принести молитвенный дар Богу, человеку необходимо также примириться с теми, кого он обидел словом или делом.

Особенно противодействуют молитве злые духи. Они всячески стремятся отвлечь человека от молитвы: внушают мысли о неотложных делах, наводят уныние, тоску и т.п.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Всякому приступающему к молитве необходимо приуготовить себя на борьбу с невидимым врагом, потому что никакая другая добродетель так не тревожит врага, как молитва к Богу. Невидимый враг, заметив усердную молитву человека, нередко старается навести на него сильный страх. Если же этим не сможет одолеть христианина, то иными путями старается отвлечь внимание верующего во время молитвы, вселяя в него различные помыслы, наводя леность или болезнь, а иногда и смущение»207.

Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) замечает: “Оставлять без нужды молитву и предаваться бездействеию есть хитрость лукавого, которому хочется, чтобы без молитвенного правила человек впал в уныние и утратил надежду на спасение”208. Старец предостерегает: “Пустые речи, произносимые хулителями священных предметов, враг непременно станет представлять во время молитвы с целью отвлечь ум от Бога”209. Поэтому надо прибегать к всесильной помощи Божией, чтобы выйти победителем в этой борьбе.

По мысли отца Иоанна, искренняя и постоянная молитва необходима каждому человеку: и праведнику, и грешнику. «Даже величайшие грешники не должны оставлять молитву из-за беззаконий своих, — пишет он, — но в покаянной молитве всегда прибегать к Богу, ибо их грехи — это капля воды в сравнении с океаном непостижимой Христовой благодати, которая изобильно подается в молитве каждому человеку и вселяет надежду на утешение в блаженной вечности»210.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог