На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь-март 2010 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)







over2


over3


over4


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел: Вера и знание

Как говорили о Боге, вере, о Библии люди ученые

Предыдущая Следующая

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

(Окончание. Начало см.: «Русский инок», январь-февраль — май-июнь 2009 г. )

 

И.П. Павлов (1849 — 1936),

один из авторитетнейших ученых России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей российской физиологической школы.

Имя Павлова выставляют на щит атеисты, необоснованно считая его своим единомышленником, очевидно, за его выводы о рефлексах мозга.

Многие знают достоверно, что Павлов был глубоко верующим человеком.

В своей речи «Естествознание и мозг» он сказал: «Говоря все это, я хотел бы предупредить недоразумение в отношении ко мне. Я не отрицаю психологию как познание внутреннего мира человека. Тем менее я склонен отрицать что-нибудь из глубочайших влечений человеческого духа» (см.: «Правда», 1950, 173).

В сборнике «Наука и религия» (1957, с. 157) о Павлове сказано: «Он постоянно говорил: «Не третируйте человека, как собаку».

В журнале «Новый мир» (1968, 3) помещена большая статья Валентины Ходасевич «Таким я знала Горького».

«Алексей Максимович посетил Павлова в его лаборатории. Вернувшись домой, он взволнованно сказал: «Знаете ли, я был сегодня у Ивана Петровича Павлова видел там чудеса! Но кончилась наша встреча весьма странно — не знаю, как и быть. Видите ли, великий старик, очевидно, обиделся и разозлился на меня».

Не помню точно рассказа Алексея Максимовича, но помню его растерянный и удрученный вид. А суть в следующем: потрясенный виденным, Горький сказал Павлову, что он преклоняется перед его разумом и знаниями, но не может увязать это с тем, что, как говорят, «Иван Петрович — религиозный человек, верует в Господа Бога и бывает в церкви». Павлов гневно ответил: «Да, верую!» На что Алексей Максимович заметил, что если и существуют всемогущие боги, то один из них, безусловно, в данное время стоит перед ним в образе великого ученого Ивана Петровича Павлова, и таковому богу он тоже готов поклониться, и он низко поклонился.

Едва дослушав, Павлов как-то взвизгнул, сжал кулаки, затопал ногами, уничтожающе глядя на Алексея Максимовича, который от неожиданности растерялся, просил Павлова успокоиться и, откланявшись, ушел. Павлов его не задержал».

Очень ценное сообщение о вере великого ученого И.П. Павлова. Спасибо автору статьи!

 

Блез (Власий) Паскаль (1623 —1662),

выдающийся французский математик, физик, литератор и философ.

О религиозности Паскаля красноречивее всего могут говорить его сочинение «Мысли о религии» и так называемый «Амулет Паскаля» — коротенькая записка, найденная после его смерти замятой в подкладке куртки (камзола). Ее опубликовали под несколько неподходящим названием «Мистический амулет».

Вот краткие штрихи из этого «Амулета»:

«Год благодати 1654.

Понедельник 25 ноября. День св. Климента, папы и мученика, и других. Огонь… Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, не философов и ученых…

Достоверность, достоверность. Чувство. Радость. Мир. Бог Иисуса Христа, Бога моего и Бога вашего… Забвение мира и всего, кроме Бога. Отец праведный, мир не познал Тебя, но я Тебя сознал... Да не разлучусь я с Ним вовеки. Это есть казнь вечная, да познают они Тебя, единого истинного Бога… Иисус Христос. Иисус Христос. Да не разлучусь я с Ним никогда. Да не забуду слов Твоих. Аминь».

«Амулет» Паскаля — как бы программа религиозно-философской системы, целый круг мыслей, с необычайной быстротой

пронесшихся перед сознанием Паскаля… Может быть, его «Мысли о религии» — наброски, предназначенные для осуществления именно этого плана.

Подробный перевод этого «Амулета» и пояснения к нему можно прочитать в книге отца Павла Флоренского «Столп и утверждение истины» (C. 577). Современные неверы вынуждены признать Паскаля, Ньютона и др. верующими (см.: «Наука и религия», 1961, 8).

 

Луи Пастер (1822 — 1895),

выдающийся французский ученый, микробиолог и химик.

«Настанет день, когда будут смеяться над глупостью вашей современной материалистической философии. Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

«Я молюсь во время работ своих в лаборатории». (Цит. по: Протоиерей П. Светлов. «Христианское вероучение в апологетическом изложении». С. 9). «Я много занимался изучением природы; поэтому я верую, как бретонский крестьянин. Если бы можно было мне заниматься и исследовать еще более, то я уверовал бы простою детскою верою крестьянки из Бретани» (Цит. по: Протоиерей П. Светлов. «Религия и наука». Изд. Сойкина. С. 29).

 

Н.И. Пирогов (1810—1881),

великий русский хирург и анатом.

«Я сделался искренне верующим, не утратив нисколько моих научных, мыслью и опытом приобретенных убеждений». (Цит. по: Протоиерей П. Светлов. «Религия и наука». Изд. Сойкина. С. 115).

 

Макс Планк (1858 — 1947),

выдающийся немецкий физик и другие ученые.

В журнале «Наука и религия» (1961, № 8) читаем: «Такие крупные деятели науки, как Иоганн Кеплер, Блез Паскаль, Исаак Ньютон, и другие верили в Бога». «Есть верующие естествоиспытатели за рубежом и в наше время… Некоторые из них пришли даже к открытой защите религиозных идей, к фидеизму. Поэтому и сейчас в буржуазном мире имеется немало верующих ученых. Религиозных взглядов придерживались немецкий физик Вернер Карл Гейзенберг, американский ученый Роберт Эндрюс Милликен и ряд других.

 

Характерен в этом отношении пример выдающегося немецкого ученого, одного из реформаторов современной физики, творца теории квантов — Макса Планка (1858 — 1947). Планк испытал в своей жизни много горя — смерть жены, двух дочерей, двух сыновей, гибель всего имущества, библиотеки. Планк был склонен искать утешение в религии».

 


Источник:      Журнал "Русский инок" январь-март 2010 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Хроника
Преподобный Серафим Саровский: Средства для стяжания Духа Божия
Епископ Зарайский Меркурий, В.М. Вальков: Стать украшением первопрестольного града
Игумения Евдокия (Левшук): Он хотел помочь каждому человеку
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Как говорили о Боге, вере, о Библии люди ученые
А.С. Бочков: Афон: факты и цифры
Архимандрит Макарий (Веретенников): Божий храм
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Пример аскетического подвига
Е.В. Владимирова: «Монахам больше 20 минут спать не положено»
А.С. Бочков: Тысячелетняя традиция
А.С. Титова: Под чудесным покровом
О.В. Шангина: На родине Александра Невского
Митрополит Николай (Ярушевич): В Зеленецкой Свято-Троицкой обители
Известно ли вам?
Обращение к читателям и слушателям «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь-март 2010 г.
стр. 17
01.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011