На главную страницу
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) -
русский пастырь и педагог

(по книге Н.В.Маслова "Основы русской педагогики)

 

Учеба и преподавательская деятельность в Московских Духовных школах

Обучение в Московской духовной семинарии: молитвенный подвиг и послушание

В 1961 году Глинская пустынь была закрыта. В том же году отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую Духовную семинарию. Он пришел сюда уже высокодуховным старцем, строгим и ревностным хранителем иноческих обетов.
Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пателеймон вспоминает, что хотя отец Иоанн был моложе некоторых своих сокурсников, но выглядел старше их. «Мы, студенты, знали, что он – Глинский монах и, несмотря на его молодость, относились к нему с не меньшим уважением и почтением, чем к старцам Троице-Сергиевой Лавры. Строгий духовный взор старца Иоанна заставлял нас быть степенными в его присутствии».
Уделяя много времени учебе, возлагаемым на него послушаниям, отец Иоанн усиливал и подвиг внутреннего делания, молитвенный подвиг. В то время схиархимандрит Андроник, живший в Тбилиси, писал своему духовному сыну: «Дорогой мой отец Иоанн! Прошу: Вы себе давайте хоть маленький отдых. Вы очень устаете в своей учебе и в послушании, но Вам Господь поможет понести свой крест». О молитвенности отца Иоанна старец Андроник писал: «Ваши молитвы у Преподобного очень глубоки, надеюсь на Ваши святые молитвы».
Сведений об этом периоде жизни отца Иоанна сохранилось немного. Из писем старца Андроника узнаем, что в те годы отец Иоанн тяжело болел, но не оставлял своих подвигов. Схиархимандрит Андроник писал ему: «Вы себя не морите голодом. Вы очень слабый». И еще: «Как мне известно, Вы находитесь в тяжелом болезненном положение, так прошу Вас, как родного сына, берегите свое здоровье и употребляй ту пищу, какую предписывают врачи. Пост не для больных, а для здоровых, да и что говорить, Вы сами все прекрасно понимаете».

Духовная связь с Глинскими старцами

Подвизаясь в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, отец Иоанн всегда был тесно связан с Глинскими старцами и не только писал, но материально и духовно помогал им. Старцы Андроник, Серафим (Романцов), митрополит Зиновий (Мажуга) часто в своих письмах благодарили его за присланные духовные книги, иконы, антидор, а также продукты. Когда старцы болели, отец Иоанн присылал им лекарства, давал рецепты, советы, как лечиться. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий, в те времена епископ, писал ему: «Дорогой мой отец Иоанн! Спешу тебя поблагодарить за твою искреннюю помощь в трудную для меня минуту. Я никогда не забуду протянутую твою руку помощи мне» (196, 15).
Учился отец Иоанн очень хорошо. Его искренне полюбил ректор Московской Духовной Академии и Семинарии профессор-протоиерей Константин Иванович Ружицкий (1888–1964). Этот маститый, высокой духовной жизни старец более 13 лет был ректором Московских Духовных школ и заведовал кафедрой нравственного богословия. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I, являясь председателем Учебного Комитета при Священном Синоде, он возглавлял всю систему духовного образования в Русской Православной Церкви. В то сложное время он для всех являлся «примером твердости, мужества, доброго служения на ниве церковной» и был широко известен как ревностный поборник Православия.
Именно такой человек, каким был Константин Иванович Ружицкий, сразу почувствовал духовную высоту, нравственное благородство, богословские дарования отца Иоанна. Узнав отца Иоанна ближе, он, по его собственному выражению, стал относиться к нему как к самому родному и близкому человеку. «Произошла встреча двух благодатных старцев», – говорит об этом профессор Московской Духовной академии, доктор церковной истории К. Е. Скурат, близко знавший и отца Константина, и отца Иоанна Эта дружба самым благотворным образом сказалась на развитии духовных и педагогических качеств отца Иоанна. Кончину досточтимого ректора в 1964 году отец Иоанн перенес очень тяжело.

Рукоположение в сан иеромонаха

В Великий Четверг, 4 апреля 1962 года, отец Иоанн был рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе во иеродиакона, а 31 марта 1963 года – в сан иеромонаха.
После окончания Семинарии он продолжил обучение в Духовной академии. И в Семинарии, и в Академии отец Иоанн был душой курса. В своих воспоминаниях об отце Иоанне его сокурсник протоиерей отец Владимир Кучерявый пишет: «1965 год. Начало нового учебного года в Московских Духовных школах. Состав первого курса Академии был многонациональным. Он включал в себя представителей России, Украины, Молдавии, Македонии, Ливана. Но самой яркой личностью среди студентов, безусловно, был иеромонах Иоанн (Маслов) – воспитанник Глинской пустыни, очень способный, энергичный и жизнерадостный» (196, 16).
Сам всегда бодрый, отец Иоанн умел поднять настроение и у тех, кто его окружал. Все любили и уважали его. Необыкновенно добрый, он привлекал сердца всех, кто с ним общался, высотой своей духовной жизни, глубиной религиозного чувства.
Но самое главное, что его отличало: в нем обнаружилась необыкновенная духовная опытность. Сокурсники часто просили, чтобы отец Иоанн поисповедовал их. Они рассказывали, что, будучи простым, смиренным и общительным в повседневной жизни, отец Иоанн как бы преображался, когда исповедовал. Становился строг, проникал в самые потаенные глубины души исповедуемого, так что студенты поверяли ему всю свою душу. Они чувствовали, что не могут относиться к своему сокурснику иначе, как к старцу, духовному отцу, многоопытному наставнику (196, 16).
Полностью отдал себя в послушание отцу Иоанну его соученик из Болгарии иеромонах Иоанникий, впоследствии митрополит Сливенский Болгарской Православной Церкви. Батюшка очень строго его вел. После возвращения отца Иоанникия в Болгарию его прежний духовник написал письмо отцу Иоанну. В самых теплых словах он выражал свою благодарность отцу Иоанну за мудрое духовное окормление своего чада и писал: «Спасибо тебе за сынку». Глубокое чувство христианской любви и преданности к отцу Иоанну митрополит Иоанникий пронес через всю свою жизнь. Об этом ярко свидетельствуют его письма (196, 16-17).
Но самым близким отцу Иоанну из окормляемых им студентов и преподавателей был игумен Марк (Лозинский). Профессор Московской Духовной Академии, магистр богословия, заместитель заведующего Церковно-археологическим кабинетом, отец Марк был, по отзывам многих видных иерархов, человеком редким и исключительным, который весь принадлежал Церкви Божией. «Христианская жизнь его являлась примером подражания для многих», - вспоминал впоследствии протоиерей Лев (Махно).
Игумен Марк посвятил свою магистерскую диссертацию (он защитил ее в 1968 году) творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), собрал огромный архив из наследия святителя, а также составил учебное пособие по гомилетике.
Игумен Марк был беззаветно предан отцу Иоанну, во всем спрашивал его советов и следовал им неуклонно. Отец Иоанн говорил о нем: «Это ангел был послан мне от Бога». О духовной дружбе, связывавшей их, он отзывался так: «Два тела – одна душа». Они оба трудились над составлением Патериков. Отец Иоанн составил «Глинский Патерик» (в первой редакции), а игумен Марк – «Отечник проповедника», в который вошло около двадцати примеров из «Глинского Патерика».
Вместе с игуменом Марком отец Иоанн ездил в Тбилиси к старцу Андронику, который также очень полюбил отца Марка. Последний был уже тяжело болен и скончался в 1973 году, не дожив до 34 лет. Отец Иоанн очень тяжело пережил его кончину.

«Старец – наставник»

С большой любовью рассказывает об отце Иоанне митрополит Симон (Новиков), который в 1965— 1972 годах был инспектором Московских Духовных академии и семинарии: «Отец Иоанн — человек очень высокой духовной жизни. Я видел в нем старца-наставника. Не было дня, чтобы я не советовался с ним. Старался исполнять то, что он говорил. Слова его всегда сбывались, советы оказывались полезными, и это укрепляло доверие к нему. Отец Иоанн и лечил меня, врачом моим был.
Отец Иоанн — воплощенная кротость, очень скромный, смиренный, во всем имел послушание. Никогда никому ни в чем не отказал. Все знали, что он всегда поможет. Безотказный пастырь.
Его смирение, кротость — это, конечно, всегда передавалось окружающим, когда он священнодействовал. С такими людьми легко служить, легко жить. Такие люди являются украшением Церкви. Отец Иоанн — соль земли; свеча, которую ставят на подсвечник, чтобы всем светила.
Прежде всего он — Духовник. Очень много исповедовал. Когда бы ни зашел к нему в келию, всегда кто-то ждет исповеди. Такими людьми Господь Сам управляет. Он всегда умел утешить, если случались неприятности. Заботился о студентах. Был энергичный, быстрый, всегда в делах, а ведь сердечко-то слабое у него было» (196, 19-20).

Образец ризничего

Об особой высоте духовной жизни отца Иоанна и его выдающихся качествах свидетельствует тот факт, что 1 сентября 1963 года он — тогда учащийся третьего класса Семинарии — был назначен помощником ризничего Академического храма, а всего лишь через месяц — ризничим (это та должность, на которую назначают, как правило, архимандритов).
По отзывам начальствующих, он был образцом ризничего. Это послушание отец Иоанн нес около двадцати лет даже после окончания Академии, когда он стал преподавателем Московских Духовных школ. Своими трудами и молитвами он обогатил ризницу прекрасными облачениями и церковной утварью. Одним духовным детям он заказывал достать ткань на облачение, другим — шитье и т.д. Отец Иоанн сам мог шить облачения и делал митры.
Отца Иоанна, имевшего абсолютный слух, очень музыкально одаренного, назначили также звонарем Академического храма. Когда он звонил, мелодичный, бодрый, радостный колокольный звон разливался далеко, наполняя сердца верующих ощущением праздничности, благодарения Богу, ревности ко спасению. Всегда ждали мгновения, когда отец Иоанн начнет звонить. Особенно радостно это было на Пасху, когда он в течение первого дня Светлого праздника много раз поднимался на звонницу и звонил одному ему известным переливчатым пасхальным звоном.

Духовное окормление преподавателей и учащихся

Важнейшим в служении отца Иоанна в Московских Духовных школах было духовничество. Еще в годы учебы в Академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев.
Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником. К нему стал стекаться народ — все, кто хотел узнать волю Божию в том или ином случае жизни, кому необходимы были добрый совет и наставление, кто жаждал утешения в скорби и печали. Помещение перед ризницей, где он трудился, никогда не бывало пустым: утром, днем и вечером здесь можно было видеть преподавателей и учащихся Духовных школ, прихожан храма, москвичей, жителей других городов, приезжавших к отцу Иоанну на исповедь или для душеспасительной беседы.
Его отличало живое, опытное познание Бога. Рядом со старцем каждый чувствовал, что мир иной, «жизнь будущего века» реально существуют. Это чувство, что отцу Иоанну открыт мир духовный, что сам он — житель этого мира, и было самым сильным в общении со старцем.
Этот мир для людей сокровенен, в нем действуют свои законы, которые не укладываются в обычные мерки ограниченного человеческого разумения. Можно лишь наблюдать внешние проявления этого небесного мира, которые выражаются в поступках и словах святых Божьих избранников. Проникая в отягощенное страстями сердце тихой благодатью, эти слова и поступки поражают, смиряют ум человека необычным для него сиянием иного, высшего порядка и влекут души к таким дивным избранникам, как отец Иоанн.
Отец Иоанн был не только великим проповедником Царства Христова, но и живым носителем этого Царства. Благодатная красота и величие отца Иоанна, сила его духа, ощутимая связь с вечной жизнью вызывали у приходивших к нему трепет и благоговение, искреннее стремление к спасению. Под влиянием только одного его слова или взгляда в людях совершалось глубокое нравственное обновление и возрождение. Здесь, на земле, в нем светился отблеск небесной славы, светился в тех благодатных дарованиях, которыми старец особенно был наделен от Господа (196, 22).
Имя отца Иоанна передавалось из уст в уста. Все более и более расширялся круг лиц, которые пользовались его духовными советами и руководством: монахи и монахини, священники, известные ученые, рабочие, деревенские жители, студенты, школьники, врачи, учителя. Бесед с отцом Иоанном искали и епископы, и министры. И для каждого у него находилось соответствующее слово «на пользу».
Протоиерей Владимир Кучерявый в своих воспоминаниях об отце Иоанне пишет, что его всегда удивляла «редкая способность батюшки говорить с каждым человеком на языке его уровня, исходя из духовной зрелости. Такой индивидуальный подход к каждому и получаемая помощь привлекали к отцу Иоанну множество людей, так что слух о нем, можно сказать, проходил по всей Руси Великой» (196, 22-23).
Как в свое время к отцу Андронику в Глинскую пустынь, так теперь к отцу Иоанну потянулся народ Божий со всех концов России. Отцу Иоанну было тогда лишь 33 года, но он был духоносным старцем и мог окормлять огромную российскую паству, к чему был подготовлен старческим служением в Глинской пустыни. Имя его стало известно не только в России, но и за ее пределами. С каждым годом число посетителей отца Иоанна возрастало, и можно только удивляться тому терпению, с которым он принимал ждавших его духовного утешения, наставления, а иногда и материальной помощи, — никого он не отпускал не утешенным.
Митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий пишет: «Будучи преподавателем Московских духовных школ, отец Иоанн всегда находил время для беседы с людьми, не на словах, а на деле исполняя Господню заповедь: Грядущего ко мне не изжену [не изгоню] вон» (196, 23).
Какая же сила влекла к этому старцу людей всех званий и положений? Какой мощью он неверующих приводил он к вере, в отчаявшихся вселял надежду, злых делал добрыми? Что помогало ему творить чудесные деяния: исцелять от болезней и душевных страстей, прозревать будущее..? На это можно ответить словами апостола Павла: «Не аз [я], но благодать, яже [которая] во мне» (1 Кор. 15, 10).
Отец Иоанн поистине воплотил в своей душе Христово учение и был носителем в своем сердце Духа Святого. Вот разгадка всеобщей любви и уважения к старцу со стороны тех, кто к нему обращался. Ему было дорого, прежде всего, спасение души, которая вверяла себя его попечению. Поэтому все его отношения с людьми были святы, просты и значительны. Оттого так и тянулись к нему души, стремясь полностью открыться перед ним. А если кто и не умел этого сделать, то сам старец помогал ему, так как имел редкий дар проникать во внутренний мир людей, видеть в сердцах их и разъяснять им то, что они сами не понимали и даже не замечали. Удивительно было при этом его умение направлять все силы людей к добру.
В своих советах он, как правило, был немногословен, умел одним метким словом, шуткой, одним движением, поговоркой, стихом из псалма попасть в самое «больное» место вопрошавшего, ободрить его, утешить и указать выход из жизненной ситуации. Если он говорил с кем-то при других, то поучал так искусно, что его обличения были понятны лишь тому, к кому они относились.
Отец Иоанн терпеливо нес тяжкий крест болезней до самой кончины. Но, несмотря на это, старец каждую минуту своей жизни посвящал служению Богу и ближним. Он не щадил себя. Однажды он сказал духовной дочери: “Будь свечой горящей!”, — и потом тихо добавил: “А свеча сгорает дотла”. Эти слова хоть в малой мере, но отражают подвиг самого этого великого светильника веры и благочестия.
Вот подтверждение этому. Одному человеку нужно было поговорить с батюшкой. Старец принял его, ответил на все вопросы, потом выяснилось, что во время разговора у отца Иоанна была очень высокая температура, начинался сильный грипп, и он долго потом болел. После этого гриппа отец Иоанн перенес осложнение на сердце, был очень слаб. Но людям было необходимо видеть его. И он, слабый, бледный, приходил к ним, отвечал на вопросы, за всех молился. У него было великое самопожертвование.

Несмотря на болезни, старцу была присуща необыкновенная бодрость духа, которую он не терял даже в самых тяжелых страданиях. Он учил: “Главное — дух бодрый держать”. Преподобный Амвросий Оптинский в своих письмах объясняет: “Бодрость — от единения с Господом”. Душа отца Иоанна была преисполнена благодатного мира Христова. Неоценим дар батюшки передавать ближним это духовное сокровище — умиротворять их души».

К оглавлению

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Детство и юность. Монашество в Глинской пустыни.

Учеба и преподавательская деятельность в Московских Духовных школах.

По примеру Глинской пустыни: духовничество в Жировицком монастыре.

Последний год жизни. Блаженная кончина.

«В память вечную будет праведник».
Глинские чтения.


Н.В.Маслов. Благодатный старец

В.Крупин. Русские Златоусты.


    Пусто165

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения